На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Монументальное искусство – не плакат
Фоторепортаж Вячеслава ЛАГУТКИНА с выставки работ А.Д.Кoрнoухова "Opera Musiva" в театре «Школа драматического искусства» (Москва, Сретенка, 19/27)


Версия для печати
26.05.06, 20:50

А.Д.Корноухов родился в 1947 году в семье художников. Его мать, Антонина Федоровна, работала с В.А. Фаворским и П.Д. Кориным. В 1965 году он закончил архитектурно- художественную школу, где учился у С.Л. Тер-Грегоряна, и поступил в Московский Полиграфический Институт в класс А.Д.Гончарова и П.Г.Захарова. После окончания МПИ работал в Институте Этнографии АН СССР. Первая выставка состоялась в 1976 году в выставочном зале на ул. Ремизова 10, где была представлена маслянная живопись. В 1977 году Корноухов стал членом творческого союза в секции монументальной живописи, т.к. еще в студенческие годы работал в технике витража, мозаики и росписи (ГРЭС- Белово, ДК Красноярского края, АТЗ в Тольятти). В Комбинате Монументально-Декоративного Искусства первая работа - восемь мозаик для ДК г. Реутово на тему натюрморт- пейзаж, перекликавшуюся с античностью. Эти мозаики были отмечены премией Художественного Фонда за лучшую работу года. Дальнейшие работы были исполнены в сотрудничестве с художником Л.Курило. В 1980 году в административном корпусе НПО “Вега” г. Москвы была создана архитектурная мозаика из натурального камня, выложенная как бы в глиняной толще сырцовой стены. Тема исторической (иногда архаической) пластики стены была продолжена в мозаике (об.пл. 130 м.кв.) зимнего сада ЧПЗ г. Чебоксары, которая также была отмечена дипломом ХФ. В это же время Корноухов и Курило работали с архитектурной пластикой в г. Дубна - в Центре Космической Связи на станции №2, корпус которой позволял трактовать архитектуру как свободную скульптуру из стекла , стали, приборов ( радаров) и архитектурного объема, находящегося в природном ландшафте. Такая же трактовка присуща отчасти и зданию Оздоровительного центра во Владимере 30 (скульптурная композиция из стекла и бетона), и Немецкому центру в Караганде. В 1985 году создается композиция к 50-летию МОСХа из автономных мозаик, интерпретированных не в качестве станковых работ, а как свидетельств- фрагментов невидимой архитектуры. Такая работа со свободным камнем выражена в проекте для итальянского международного конкурса мозаичистов в 1982 году и осуществлена в мозаичной стеле для парка г. Равенны в 1986 году. В 1989 году художник обращается к теме мозаичной пластики в церковном искусстве и создает тимпан на кафедральном соборе г. Тбилиси. Продолжение этого направления выражено в работах в московском храме Митрофана Воронежского, церкви Преображения Господня в Тушино, церкви Знамения в Красногорске. За мозаику (1200 м.кв) в храме Преображения в Тушино художник был удостоен звания лауреата государственной премии за 1994 год. Благодаря такому опыту работы в храмовой архитектуре стало возможным осуществление ряда мозаик в ватиканском Папском дворце, а именно в Лождии Рафаэля, в капелле Redemptoris Mater, посвященной Юбилею 2000. Здесь художник пытался объединить пластический опыт восточного и римского искусства в архитектуре эпохи позднего Возрождения (1580). Иного характера была архитектура римского храма Sant Ugo из монолитного бетона, где мозаичист делает новые технологические разработки, позволяющие соединить основу из монолитного бетона с мягкими традиционными грунтами.
С 1978 года А.Д. Корноухов является членом художественного совета в КМДИ, с 1984 года членом бюро монументальной секции МОСХа, работал в выездных советах, пишет статьи, сотрудник проведения экспериментальных работ и организации творческих конференций в домах творчества.











Выставка продлится до 20 июня.


СПИСОК РАБОТ А.Д.КОРНОУХОВАМозаики в ДК , Реутово,1978
Объемно-пространственная композиция в НПО “Вега”, Москва, 1980 -совм. с Л. Курило
Архитектурная композиция. Центр Космической Связи, 1980-1982-совм. с Л. Курило
Мозаики в зимнем саду ДК. Чебоксарский приборостроительный завод, 1982-совм. с Л. Курило
Витраж. Оздоровительный центр, Владимир 30, 1984 -совм. с Л. Курило
Мозаичная композиция. Оздоровительный центр, Владимир 30, 1986 совм. с Л. Курило
Архитектурная композиция, дет. сад. Оздоровительный центр, Владимир 30, 1986 -совм. с Л. Курило, Либхабером, Гончаровым
Стелла “Природа и человек”- международный конкурс, Равенна, Италия, 1986
Мозаичная композиция в зимнем саду, Артек ,1987 -совм. с Л. Курило
Мозаичная композиция в ДК, Череповецкий АТЗ, 1988 -совм. с Л. Курило
Мозаика тимпана, Кафедральный собор, Тбилиси, 1989
Мозаика в апсиде. Церковь Митрофана Воронежского, 1989-1990
Мозаика в куполе и четверике. Храм Преображения, Тушино, Москва, 1990-92-совм. с Л. Курило
Фрески и мозаики. Частный дом, Сассари, Сардиния, Италия,1992 -совм. с Л. Курило
Мозаика в куполе и четверике, мозаичные иконы и царские врата. Знаменская церковь, Красногорск, 1992-1994
Мозаика “Новый Иерусалим”, капелла “Redemptoris Mater”, Ватикан, 1994-98
Мозаика “Тайная вечеря” и фрески, церковь Успения, Газетный пер., Москва, 1998
Мозаика “Св. Косьма и Св. Дамиан”. Церковь Косьмы и Дамиана, Москва, 1998
Мозаика “Тайная вечеря” в церкви Успения в Газетном переулке, 1999г.
Мозаика в оздоровительном центре “Строгино’, 2001г.
Мозаика в церкви ‘Воскресение Славущего”, Даниловский пер., 2001г.
Мозаичный интерьер в частных апартаментах, особняк в Козихинском пер., д.5, 2003
Мозаики в церкви Воскресения в г. Цюрихе, 2003
Мозаика в церкви Богоматери “Всех скорбящих Радость” в селе Богородском Донецкой области, 2003
Мозаика в церкви Трех Святителей в пос. Архангельское, настоящее время

Описание избранных работМозаика “Богоматерь с Младенцем на троне”.
1989 год. Тимпан над центральным порталом кафедрального собора Сиони в г. Тбилиси. Размер: 270X150.
Техника: мозаика, резьба по туфу.
Материалы: натуральные камни, смальта, золотая смальта.
Мозаика “Богоматерь с Младенцем на троне” была выполнена с благословения Его Святейшества Патриарха Грузинского Илии II, которому были представлены фотографии первого варианта мозаики, изначально задуманного в качестве самостоятельного мозаичного произведения. Оба варианта отличаются необычным сочетанием техники мозаики и рельефа по камню. Первый вариант мозаики, выполненный в сотрудничестве с художником Юрием Яриным, находится в мастерской художника и периодически экспонируется на различных выставках.

Мозаики в храме Преображения Господня в Тушино.
1992-1994 гг. Мозаики в куполе и четверике (четыре подкупольные стены и арки) храма в сотрудничестве с Л. Курило.
Объем: ок. 200 кв. метров. Техника: мозаика
Материалы: натуральные камни, смальта, золотая смальта.
Мозаики в четверике храма в Тушино создавались по типу фрески, не предполагающей предварительной работы художника с картонами, переделок и исправлений в процессе работы. Образы намечались на стене, потом этот рисунок закладывался раствором, по которому уже клались камни. Импровизационное творчество здесь сочеталось с длительной предварительной разработкой композиции сюжетов, их расположения на стенах; в этих вопросах неоценимую помощь оказали консультации художника с известным византинистом О.С. Поповой.

Мозаика “Небесный Иерусалим” на восточной стене в капелле “Redemptoris Mater”, Папский Дворец, Ватикан.
1996-1998 гг.
Объем: ок. 70 кв. метров. Техника: мозаика
Материалы: натуральные камни, смальта, золотая смальта.
Капелла посвящена юбилею 2000 года. По замыслу Его Святейшества Папы Иоанна Павла II эта капелла должна была стать символом единения православной и католической культуры, в связи с чем была разработана сложнейшая иконография. А. Корноухов создавал мозаику с благословения Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В ходе этой работы художник разработал новую технику мозаики, которая позволила мастеру класть камни не прямо на поверхность стены, а на стеклотканевую основу, покрытую тонким слоем раствора. В дальнейшем надо было лишь смонтировать выложенные на сетке куски мозаики на стене. Вначале эксперименты с раствором из компонентов, предложенных фирмой MAPEI, казались довольно рискованными (использовались керабонт и изоластик), но потом эта техника безусловно себя оправдала. Следует , однако, отметить, что заказчики все же не стали помещать мозаики на потолке и сводах капеллы, хотя материалы фирмы MAPEI гарантировали безопасность, и вероятность падения камней сводилась к нулю. Тем не менее, к великому сожалению, прекрасные мозаики на сводах и потолке капеллы были в дальнейшем сбиты, и заменены мозаиками другого художника, выполненными в современном экспрессивном стиле. Остались лишь мозаики на восточной стене, явно диссонирующие с новомодными мозаиками словенского мастера, М. Рупника.

Мозаика в Оздоровительном Центре “Строгино”, Москва.
2000 г.
Объем: ок. 80 кв. метров. Техника: мозаика
Материалы: натуральные камни, смальта, золотая смальта
Мозаики в Оздоровительном Центре расположены на стене над бассейном и отражаются в воде. Это четыре больших панно, посвященные античным мотивам со статуями, пейзажами и сюжетами в духе Поздней Империи. Панно разделены декоративными мозаичными колоннами, соответствующими внутреннему архитектурному членению здания.

Мозаика в храме Воскресения Господня в Цюрихе, Швейцария.
2002г.
Объем: ок. 80 кв. метров. Техника: мозаика
Материалы: натуральные камни, смальта, золотая смальта.
Мозаики для восточной стены храма были полностью выполнены в Москве, а затем транспортированы и смонтированы в цюрихском храме. Сам храм еще до недавнего времени принадлежал протестантской общине и после перехода в православную епархию должен был изменить свой облик. Основной задачей было с помощью возможностей мозаичной техники организовать храмовое пространство, которое бы соответствовало православным традициям. В связи с этим, кроме мозаик на восточной стене, на потолке было сделано небольшое углубление, напоминающее купол, в которое была вмонтирована мозаика с изображением Пантократора.

см. интервью А.Д. Коронухова в 5 номере "Нескучного сада" за 2006г.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.