На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Православные выставки: торговля или общение?
У православных выставок-ярмарок есть перспективы


Версия для печати
31.10.11, 12:10

4 ноября в Москве в десятый раз открывается выставка-форум «Православная Русь». В отличие от многих предыдущих, на нынешней выставке не будет ярмарки, это чисто просветительский проект. Между тем сама идея православных ярмарок за последние годы прочно прижилась в народе. И хотя кто-то их критикует, кто-то высмеивает — а посетителей и покупателей становится все больше. Что здесь ищут люди? И насколько проходящие по всей стране ярмарки соответствуют ожиданиям?



Барахолки для верующих


В московском метро круглый год слышны рекламные объявления о православных ярмарках. «По завету князя Даниила», «Вербное воскресенье», «Святыни России», «Рождественский дар» — фактически это одна и та же постоянно действующая ярмарка на ВВЦ. Здесь всегда шумно, тесно и страшновато. Мед, варенье, икру накладывают покупателям из открытых ведер, над которыми очередь машет рукавами. Юбки, сарафаны и прочие атрибуты «православного» гардероба примеряют за занавесками прямо на стенде, а то и напяливают поверх той одежды, в которой пришли. Стоя босиком на картонке в фольклорном платье, натянутом поверх джинсов, смотрятся в склеенное скотчем зеркало в руках у продавщицы — все как на диких вещевых рынках вроде «Лужников» или «Черкизовского». На многих стендах вывешен прейскурант на поминовения: сорокоуст, проскомидия, «40 псалтирей». Торгуют здесь, среди прочего, брошюрами о телегонии, «житиями стариц» и «пророчествами старцев», народными акафистами, святой водой, маслом, свечами, ладаном. Бойко идет торговля «именными кирпичиками», популярны молитвы «об убиенных младенцах», на ценниках значится «1 младенец — 200 р.». У стоящих в проходах раскладных аналоев странные священники совершают исповедь «не отходя от кассы». Шмыгают нищенки-побирушки. Над всем этим разносятся из динамиков песнопения и заунывные песни православных бардов. И все равно сюда идут посетители, и не только те, на которых рассчитана вся эта обрядоверческая мишура. Здесь можно купить книги православных издательств без накруток, найти симпатичные подарки к праздникам, откопать уникальные винтажные платья — из дореволюционных крестьянских и мещанских сундуков. Это специфическая барахолка, блошиный рынок, где, покопавшись, одурев от духоты, шума и созерцания абсурда, можно наткнуться на удивительные вещи.

Единое пространство


В сводном календаре православных выставок-ярмарок в 2011 году их числится чуть менее ста, география проведения — от Калининграда до Читы, Сургута, Улан-Удэ. Причем выставочным движением охвачены не только крупные города: наряду с Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском в календаре значатся Таруса, Городец, Балахна, Бор. Количество посетителей выставок в некоторых городах (например, в Екатеринбурге) достигает, по данным организаторов, 70 тысяч человек за неделю работы. Любопытные данные приводят организаторы выставки «Православная Русь» в Перми в 2010 году. Выставку посетили 32 тысячи человек, среди которых был проведен опрос. По данным этого опроса, основной целью посетителей было «приобретение товаров по православной тематике», предпочтение было отдано: 26,1% — православной и духовной литературе, 23,5% — иконам, 27,8% — меду, 12,6% — народным промыслам, 3,5% — одежде для православных прихожан. Организаторы также отметили, что «по сравнению с прошлыми годами значительно увеличилось количество посетителей, желающих поговорить с духовными лицами».

По сути, сегодня именно эти выставки стали настоящими общецерковными мероприятиями. Они формируют некую народную повестку дня, единое информационно-коммерческое пространство. Сильная экономическая составляющая нивелирует возможность навязать программу сверху: спрос рождает предложение. Несмотря на то что везде существует региональная специфика, ассортимент товаров и атмосфера этих выставок схожи во всех городах, а количество их посетителей позволяет замерить реальный уровень интереса к Православию в регионах. О качестве этого интереса разговор отдельный, но поле приложения катехизаторских усилий налицо. Усредненный портрет посетителя православной выставки в регионах дает представление о сегодняшней пастве Русской Православной Церкви.

На высшем уровне


Все ли ярмарки похожи? И да, и нет. В Москве был задан еще один важный тренд. Самая респектабельная православная выставка, которая ежегодно проходит на самых престижных столичных площадках, — «Православная Русь». Десять лет назад, когда руководство петербургского выставочного объединения «Рестэк» решило попробовать провести в Москве выставку, аналогичную той, что с успехом проходила в Петербурге, поддержку оказал ОВЦС, а митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил оргкомитет. Теперь соорганизаторы выставки — Московская Патриархия и компания «Рестэк», официальную поддержку оказывают Администрация президента, Правительство РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство Москвы. Первые годы эта выставка проходила в «Гостином Дворе» просто как приличная православная выставка, где торговля занимала важное, но не главное место, а центральные ряды были отданы стендам синодальных отделов и епархий, образовательным и просветительским проектам. В 2005 году на «Православной Руси» даже состоялась премьера литературно-музыкальной постановки композитора Алексея Рыбникова «Время молчать, время говорить». В 2006-м выставка пережила ребрендинг и смену концепции. С тех пор она называется выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства!» и стала одним из основных церковно-государственных мероприятий, приуроченных к новому празднику 4 ноября. Слово «форум» в названии означает, что помимо экспозиции на выставке проходят дискуссии, круглые столы, концерты, конкурсы и фестивали. Традиционно в центре «Православной Руси» каждый год выставляют чтимую чудотворную икону. Таким образом, выставка претендует быть крупным церковно-общественным мероприятием со значительной государственной составляющей. Дважды вместе с Патриархом выставку открывала Светлана Медведева, на каждой церемонии открытия присутствуют до десяти чиновников в ранге министров и руководителей департаментов. По аналогичной схеме стали строиться православные выставки в других городах: соорганизаторами выступают епархия и выставочная компания, широкую поддержку оказывает местная администрация, на открытии присутствует губернатор или глава города. К выставке приурочены просветительские мероприятия, концерты, киносеансы, встречи с духовенством. Во многих регионах такие выставки становятся действительно важными культурно-общественными событиями, местом встречи епархии и общественности.

Место встречи для мирян


Православные выставки решают разные задачи. Для монастырей, подворий и других хозяйств это возможность реализации своей продукции, как ярмарка меда для пчеловодов. Для ювелирных, иконописных, колокольных мастерских, золотошвейных и плотницких артелей — площадка для установления контактов, завязывания отношений с потенциальными клиентами, переговоров. Здесь можно провести аналогии с крупными книжными ярмарками, которые служат местом встреч издателей с литературными агентами и подписания контрактов. А для посетителей возможность купить книги, подарки детям, монастырские пирожки и пряники сочетается с желанием узнать что-то новое, послушать священников, писателей, общественных деятелей «из телевизора».

При обсуждении будущего «Православной Руси» часто звучало мнение о необходимости вовсе исключить коммерческую составляющую: убрать торговлю и оставить только презентационные стенды и культурно-просветительскую программу. Организаторы десятой, юбилейной, выставки пошли именно по этому пути, заменив торговые ряды благотворительным базаром.

Можно ли в принципе в будущем исключить торговлю из православных выставок и нужно ли это делать? Думаю, что в таком случае, во-первых, существенно снизится количество посетителей, а во-вторых, уйдет ярмарочность, создающая праздничную и непринужденную атмосферу. Концепция развития выставки именно как форума разбивается о необходимость серьезной работы с аудиторией, реальной и потенциальной. Велико желание взять лучшее у подобных европейских мероприятий — немецких «Кирхентагов» или итальянского «Римини-митинга» — и механически перенести на российскую почву. Но механически не переносится. Если говорить, например, о Rimini Meeting («Встречи в Римини»), то этот гигантский католический форум, который в 2011 году проводился в 32-й раз, посещает за неделю почти миллион человек. Здесь практически нет торговли, если не считать пару десятков лавочек, представляющих монастырскую продукцию и сувениры из разных стран, от Африки и Южной Америки до Скандинавии. Но зона торговли на Rimini Meeting явно не является самой посещаемой. Больше всего народу ходит на выставки и встречи. Так, в этом году на привезенную из России выставку о Борисе Пастернаке приходило по три тысячи человек в день. Все они группами по 40-60 человек слушали экскурсию по выставке, проведенную экскурсоводом-волонтером, и смотрели мини-спектакль, основанный на стихах Пастернака. А на лекции филолога и богослова Ольги Седаковой о христианстве в творчестве Пастернака был битком зал, рассчитанный на шесть тысяч человек, многие стояли в проходах. Такие же аншлаги были на выставке об английском кардинале Генри Ньюмане, перешедшем в католицизм из англиканства в викторианскую эпоху, на лекциях о геноме человека, свойствах атома и перспективах христианской политики.

Как итальянцам это удается? Ключевое слово здесь — добровольчество, волонтерство. Rimini Meeting организован крупнейшим мирянским движением внутри Католической Церкви — Comunione e Liberazione. Его члены проводят этот форум для себя, друг для друга и — главное, и они сами так это формулируют — для Христа. Так они понимают свое христианское служение. Более двух тысяч человек, в основном молодых, на свои средства приезжают в Римини, оплачивают жилье и питание и трудятся на Rimini Meeting водителями, уборщиками, экскурсоводами, переводчиками, сопровождающими гостей, официантами. В обычной жизни они студенты, служащие, менеджеры, учителя. Так же добровольно работают и организаторы. При этом «Митинг» является престижной независимой площадкой и для политиков, и для общественных деятелей, и для священноначалия. В 2011 году на открытие приезжал президент Италии Джорджо Наполитано, несколько лет назад был Берлускони, регулярно бывают сенаторы и губернаторы — члены Comunioine e Liberazione. Интерес сотен тысяч людей к сложным культурным и общественным проблемам, уровень общения и качество диалога — вот что поражает на европейских форумах больше всего. Как сформировать такую аудиторию в России — вопрос открытый.

Вероятно, православное выставочно-ярмарочное движение в России будет развиваться по другому пути. Пока в российской общественно-политической и церковной ситуации такие проекты, как в Италии или Германии, просто невозможны. Прежде всего это связано с общим недоверием к крупным инициативам мирян и отсутствием сообществ, желающих выступить с такой инициативой не из политического или идеологического интереса. И если это так, то пока в России не стоит пренебрегать торговлей: пусть ярмарочный дух оживляет официальные мероприятия и делает их более человечными.

Текст: Ксения ЛУЧЕНКО

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Православные выставки: торговля или общение?

4 ноября в Москве в десятый раз открывается выставка-форум «Православная Русь». В отличие от многих предыдущих, на нынешней выставке не будет ярмарки, это чисто просветительский проект. Между тем сама идея православных ярмарок за последние годы прочно прижилась в народе. И хотя кто-то их критикует, кто-то высмеивает — а посетителей и покупателей становится все больше. Что здесь ищут люди? И насколько проходящие по всей стране ярмарки соответствуют ожиданиям?

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.