Иеромонах стал участником автокатастрофы. Патриархия выразила соболезнования погибшим и отправила клирика на время следствия под временный запрет. Вопрос о том какие меры могут быть применены к иеромонаху нам пояснил один из ведущих специалистов в области канонического права.

В ночь на 16 августа в центре российской столицы произошло очередное ДТП с участием священнослужителя, клирика Русской Церкви. На Кутузовском проспекте машина предположительно принадлежащая иеромонаху Илие (Семину) сбила двух человек, трагедия повлекла смерть пешеходов. В Синодальном информационном отделе выразили соболезнования родственникам погибших и подчеркнули, что до завершения работы следственных органов иеромонах Илия (Семин) запрещен в священнослужении. Московский Патриархат будет содействовать всестороннему разбирательству происшествия согласно законам Российской Федерации и по его результатам поставит вопрос о дальнейшем пребывании иеромонаха Илии (Семина) в священном сане, тем более если подтвердиться факт, что священник попытался скрыться с места происшествия, «этому невозможно найти никакого морального оправдания» -- подчеркивают представители Церкви. Что значит «запрещение в служении» и снятие сана? Об этом мы спросили специалиста в области канонического права, преподавателя ПСТГУ и клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, священника Димитрия Пашкова.
Священник Димитрий ПАШКОВ:
Для клириков наказания заключаются в лишении прав, полученных ими при вступлении в клир. Это лишение может быть временным и носить исправительный характер, или безвозвратным, тогда оно будет иметь карающий характер. Основными видами специальных наказаний для клириков являются следующие.
Временное запрещение, т. е. приостановление права осуществлять действия, связанные с саном. При этом все блага Церкви, доступные мирянам, доступны и запрещенным священникам: исповедоваться и причащаться Святых Таин и т. д. Это -- мера исправительной дисциплины: если запрещенный священник исправляется, запрещение снимается. Такое запрещение назначается на определенный срок (с возможностью его сокращения в случае явного исправления согрешившего священника). Разрешить от запрета имеет право епископ, который его наложил.
Запрещение может применяться к священнослужителю не только как наказание, но и как предварительная мера, применяемая во время следствия до окончательного рассмотрения дела церковным судом, если против священника выдвинуто серьезное обвинение. В этом случае запрещение не является наказанием (ибо вина еще не установлена), а вытекает из требования несомненной душевной чистоты клирика, приступающего к священнодействиям.
В некоторых случаях запрещение может иметь более мягкие формы: клирик на время теряет право священнодействия, но ему разрешается молиться и причащаться вместе с пресвитерами и диаконами в алтаре (правило 70 Василия Великого). Но и в этом случае наказанный на время запрещения остается священником лишь по имени, не имея основных прав, связанных с его саном.
Редко: низведение клирика на последнее место в ряду его сотоварищей по сану (правило 7 Трулльского собора, правило 5 VII Вселенского собора), так что его «старшинство по времени хиротонии» упраздняется. В древней Церкви это наказание налагалось за особо дерзкое поведение по отношению к своим сослужителям или старшим по сану. Пресвитер в результате применения этой меры должен был занимать последнее место между пресвитерами, диакон между диаконами при совместных службах и других собраниях клира.
Лишение права совершения любых священнодействий, но с правом носить духовное звание и пользоваться связанной с этим званием честью. Это наказание уже существенно более тяжелое, чем предыдущие. Оно налагается за тяжкие преступления, производящие соблазн в народе, но которые произведены либо по незнанию, либо по какой-либо чрезвычайной причине, притом что согрешившие раскаялись (см. правило 36 Трулльского собора).
Извержение из сана-- самое тяжелое из специальных (клерикальных) церковных наказаний. Ему подлежат клирики, тяжко согрешившие против Церкви и нравственности такими проступками, за которые мирян отлучают от Церкви. Считается несправедливым наказывать клирика с двух сторон, т. е. лишать его не только сана, но и возможности причащаться (см. Апостольское правило 25: «Епископ, пресвитер, или диакон, обличенный в блудодеянии, в клятвопреступлении или в воровстве, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от церковного общения, ибо Писание говорит: Не отмстиши дважды за едино (Наум. 1: 9)». В этом случае изверженные клирики становятся в положение мирян, которым можно причащаться.
Канонами оговариваются несколько особых случаев, когда клирик должен быть наказан и извержением, и отлучением (приобретение сана за деньги или с помощью светской власти; отречение от Бога или от своего сана (например, когда священник в пароксизме малодушия на прямой вопрос отвечает, что он не священник и никогда им не был); попытки священнодействовать, несмотря на низвержение из сана). В этих исключительных случаях низвергаемые становятся в положение мирян, отлученных от причастия на определенный епископом срок.
Извержение не имеет временного предела: изверженному клирику сан не возвращается (правило 3 Василия Великого). Изверженный или отрекшийся от сана священник таковым больше не является даже по имени и живет как мирянин, умирает как мирянин и погребен должен быть так же, как мирянин.
Лишение должности (выведение за штат) наказанием не является. Это икономическая мера, применяемая к священнослужителям, потерявшим возможность служить в полном объеме (например, по болезни или по возрасту). При этом священник может по благословению епископа войти в договоренность с настоятелем какого-либо прихода и служить в том объеме, который приходское руководство готово ему уступить.
Версия для печати