Церковь активно осваивает новый для себя механизм финансирования – грантовые конкурсы. Какие задачи позволяет решить этот механизм, в чем его сильные стороны, и какие существуют альтернативы? «Нескучному саду» рассказал об этом эксперт «CAF Россия» Марина Мухина.

В прошлом году, в рамках грантового конкурса «Православная инициатива», среди более чем трехсот православных проектов было распределено более 100 миллионов рублей. А в прошедшую пятницу под председательством Патриарха в Даниловом монастыре состоялось очередное заседание Координационного комитета по поощрению социальных и прочих инициатив под эгидой Русской Церкви. Главной темой заседания стало развитие церковной грантовой системы и перспективы конкурса «Православная инициатива».
Слово «грант» -- относительно новое в церковном лексиконе. До недавнего времени у нас оно использовалось чаще в контексте осуждения «грантоедов», то есть организаций, которые существуют на деньги западных благотворительных фондов. Что такое гранты на самом деле, и как их использовать мы спросили руководителя группы развития и консультирования «CAF Россия» Марину Мухину:
«Грантовые конкурсы широко используется при распределении средств в различных сферах, -- рассказывает она. -- Этот механизм используется в многочисленных программах российского и зарубежного бизнеса, в работе частных и корпоративных фондов, правительственных агентств. В отличие от иных известных форм поддержки (таких как «адресная» помощь, или прямое финансирование организаций), грантовый конкурс имеет ряд важных преимуществ для всех участников: и для финансирующей стороны (донора), и для благополучателей.
Конкурс создает условия и собирает лучшие проекты в рамках заданной темы. В отличие от так называемых экспертных грантов (т.е. «полузакрытого» отбора) и от «тендеров», имеющих жесткие рамки, условия открытого конкурса позволяют получить значительно больший спектр возможных идей и решений.
На следующем этапе отбираются лучшие проекты из предложенного спектра. Отбор совершается на основе заранее определенных требований и критериев. В конкурсном отборе важную роль играет экспертный совет, который принимает решение о финансировании тех или иных проектов, а также собирает и выдает рекомендации по выработке реалистичных ожиданий и достижению основных целей программ. Иными словами, участие экспертного совета направлено на повышение качества программ и благотворительной деятельности в целом.
Экспертный совет является независимым органом, в его состав входят независимые эксперты, которые привносят в конкурсный отбор разнообразие подходов и разнообразные видения проблем. А это, в свою очередь, способствует снижению рисков при отборе победителей.
Создавая конкурентные отношения, то есть «соперничество» среди заявителей, и развивая их проектную культуру (формулирование четких целей – задач – ожидаемых результатов), конкурсный механизм повышает их профессиональность, что благоприятно влияет на развитие потенциальных участников.
Конкурсный механизм является технологичным процессом. Все процессы и процедуры конкурса повторяемы и корректируемы. Предлагая единые условия для участия в отборе, задавая общие программные рамки и централизованное управление, конкурсный механизм значительно оптимизирует расходы «донора».
Конкурсный механизм предлагает прозрачные и открытые процедуры участия. Возможность и условия, критерии, способы отбора и принятия решений -- публичны и находятся в общественном доступе. Прозрачность и открытость являются одними из основных условий доверия, а независимый экспертный совет является гарантом прозрачности и открытости конкурсного отбора.
Известно, что грантовые программы являются хорошим подспорьем для PR-кампаний. Ведь средствами массовой информации, как правило, освещается не только сам ход конкурсного отбора, но и дальнейшее развитие программ, получивших поддержку. Кроме того, полученные на конкурс заявки, как правило, обозначают «проблемные точки» в той или иной области, т.е. предоставляют информационный срез наиболее актуальных потребностей и проблем, требующих внимания, решения и финансирования. Полученные данные свидетельствуют также об активности общественности и потенциале вовлечения различных групп населения в процессы социально-экономических изменений и развития. Министерства эти данные в последствии могут учитывать для корректировки параметров своих программ, а также при дальнейшем развитии или иной деятельности».
записал Кирилл МИЛОВИДОВ
Версия для печати