Продолжаем обсуждать возможность сделать членство в приходе формализованным, а требы — бесплатными. Готовы ли активные прихожане сегодня сами содержать свой приход регулярными фиксированными взносами? Новые участники опроса «НС» сомневаются в этом.

Роман Силантьев, исламовед, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
— Регулярно сдавать деньги на приход человеку, наверное, можно, но сделать внос пожертвований обязательным? Не знаю, насколько это осуществимо в рамках российского законодательства, и как это технически организовать. Если человек готов помогать приходу, он и так это делает. Зачем еще что-то подписывать, брать на себя дополнительные обязательства? А вдруг человек разорится, и не сможет давать оговоренный процент от дохода? Если речь идет о совете попечителей, то, вероятно у него будут и какие-то полномочия. А зачем давать власть на приходе людям, которые выделяют деньги на храм? Кроме того, мы уже не сможем вернуться к фиксированному членству в приходах. Скажем, в Москве один и тот же человек совершенно спокойно может на воскресенье ходить в один храм, а по праздникам ездить в какой-нибудь монастырь. Его сложно приписать к какому-то одному храму.
Я полагаю, что в движение в сторону финансовой ответственности за приход и без того постепенно происходит, и не нужно делать в этом направлении резких движений. У мусульман, например, есть церковный налог на имущество. Установить нечто подобное у нас сейчас вряд ли удастся. Надо, видимо, искать другие формы. Как в Литве, где Церкви отдали все недвижимое имущество, которое ей раньше принадлежало. Церковь может сдавать помещения в аренду, и ей не приходится думать о том, как выжить. У нас можно было бы организовать нечто подобное.
Но для этого и приходы должны вести какую-то социальную работу. Не просто концентрировать деньги, не просто «оказывать услуги религиозного характера», но становиться настоящими центрами социальной жизни. Где-то это может быть приют, где-то – богадельня. А для какого-то храма уместней будет молодежный центр. Вот тогда на приход и люди подтянутся, и государство будет готово заплатить деньги. Мне кажется, в этом надо искать решение вопроса.
Павел Лисьев, ответственный за молодежную работу в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе:
— Фиксированные выплаты? Идея, в принципе, хорошая. Лично я готов участвовать в зависимости от того, какой процент будет назначен. Десятину я, исходя из моего финансового положения, наверное не смогу платить. А процентов пять, наверное, смогу. С другой стороны, первые эмоции в ответ на это предложение у меня были отрицательные: «Чего это я должен платить, что за обязаловка?» Поэтому в конце концов я бы скорее отверг такую ответственность за приход, нежели был за нее. Кроме того, я не хочу нарушать свободу человека жертвовать добровольно и по силам. А еще есть приходы, где прихожанами являются две с половиной бабушки, и от фиксированного членства ситуация не измнится. Их взносы все равно будут копейкой.
Валентин Лебедев, главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан:
— Некоторые воспринимают Церковь, как совершенно непонятно откуда свалившуюся благотворительную организацию. А откуда, скажите пожалуйста, в храме берутся свечки? Из воздуха? Из каких средств оплачиваются даже не священники, что критиков волнует больше всего, а церковный сторож, дворник, хор, за чей счет в храме светло и тепло? Недоуменные вопросы по поводу содержания Церкви и ее хозяйственной жизни возникают либо у людей, недавно переступивших порог храма, либо у людей антицерковных.
Совершенно верно говорит отец Владимир, что чада Церкви должны заботиться о своей матери. Естественно, что в той или иной форме они должны посильно жертвовать деньги на функционирование своего прихода. Просто форма этих пожертвований у нас сложилась иная, нежели на Западе. У нас пожертвование оформлено в виде платы за требы. Так что для человека церковного, с любовью относящегося к Церкви не стоит вопроса – а надо ли жертвовать на храм? Он и так понимает, что за требы надо жертвовать как можно больше. Понятно, что если у человека нечем платить, ему никто не откажет. Где это видано, чтобы человек сказал «уверовал, креститься хочу!», а ему бы в ответ сказали «давай деньги, иначе не покрестим». Но если человек заказывает пышное венчание с двумя клиросами и диаконом, то, наверное, он какие-то деньги за это должен заплатить. То же самое касается и всех других треб.
Организовать общинно-приходскую жизнь так, чтобы не получать ни за одну требу ни одной копейки, и в то же время сделать так, чтобы приход функционировал, наверное, невозможно. Конечно, можно создать такой приход, если членами попечительского совета будут несколько православных богатых доброхотов. Если какой-нибудь всероссийский пастырь создаст такой приход, который будет содержаться только на деньги приходского совета и пожертвования, это будет хорошо. Но хватит ли этих людей на все 30 тысяч наших приходов? Поэтому мне кажется, что тот порядок, который существует сейчас, поменять невозможно.
записал Кирилл МИЛОВИДОВ
Версия для печати