Землетрясение магнитудой 5,1 произошло в море в 16 километрах к юго-западу от Кареи, административного центра Святой Горы. По предварительным данным, жертв и разрушений нет

«Разрушений нет, все живы», -- сообщает очевидец событий, насельник одного из монастырей. Об отсутствии жертв и разрушений сообщили так же в полиции северной области Халкидики. Толчки начались приблизительно в 3.20 по афонскому времени. «Я насчитал шесть, -- рассказывает наш собеседник. -- Первые два посильней, другие четыре менее ощутимые. Некоторые насельники даже не поняли, что произошло». В это время в большинстве монастырей Святой Горы монахи поднимаются на богослужение. В некоторых обителях, таких как Симонопетра и Каракалл, полунощница начинается в районе трех часов утра, поэтому в этих обителях монахи встретили землетрясение, будучи уже в храме. Первые два толчка были особенно ощутимы: содрогнулись стены, зашатались шкафы. «Больше всех перепугались русские, которые в землетрясения еще ни разу не попадали», -- сообщает очевидец событий. Греки же, по его словам, ведут себя так, как будто ничего не произошло, улыбаются, шутят. «Для них такие легкие толчки привычны», -- добавляет наш собеседник. По его словам, во время землетрясений афониты не советуют выбегать на улицу, если землетрясение довелось встретить в месте плотной каменной застройки, потому что может упасть стена. Правильным решением в этой ситуации считается открыть дверь и встать под дверной косяк, так как это место, если разрушения все-таки случаются, оказывается самым безопасным.
Сайт «общества друзей обители Ватопед» по этому случаю сообщает, что истории о поведении святогорских отцов во время землетрясений встречаются в афонских патериках. Об одном из таких событий рассказывается в жизнеописании игумена Кодрата Каракалльского, составленное архимандритом Херувимом. Землетрясение произошло 14 сентября в 1932 году во время всенощного бдения на праздник Воздвижения Честного Креста Господня. Пропели отпустительные тропари великой вечерни, когда весь храм содрогнулся от подземного удара. В этот момент геронда Кодрат распорядился остановить ход службы, но из храма выходить никому не благословил, а повелел всем оставаться в своих стасидиях и творить Иисусову молитву по четкам. Через некоторое время, приблизительно через час, службу продолжили с того момента, где остановились. Упоминание об этом дне встречает и в книге «Старец Силуан Афонский» архимандрита Софрония (Сахарова): «14 сентября 1932 года на Афоне было сильное землетрясение. Произошло оно ночью, в четвертом часу, во время бдения на Воздвижение. Я стоял на хорах, близ исповедальни о. Наместника, а сам Наместник стоял рядом со мной, вне исповедальни. В исповедальне из потолка упал кирпич и посыпалась штукатурка. Сначала я немного испугался, но скоро успокоился и говорю Наместнику: “Вот Милостивый Господь хочет, чтобы мы каялись”. И смотрели мы на монахов, и внизу в храме и на хорах, и мало кто испугался, человек шесть приблизительно вышло из Церкви, а остальные оставались на месте, и бдение продолжалось своим порядком, и так тихо, как будто ничего не случилось. И думал я: как много благодати Святого Духа в монахах, что при столь сильном землетрясении, когда трепетал весь огромный корпус монастырский, сыпалась известка, качались паникадила, лампады и подсвечники, на колокольне зазвонили колокола, ударил даже большой колокол от сильных сотрясений, а они остались покойны».
Кирилл Миловидов
Версия для печати