Продолжаем публикацию Иорданских заметок Андрея ДЕСНИЦКОГО. Автор уверен - самое главное, за чем стоит ехать в Иорданию – это раннехристианские мозаики. Мозаика в Умм-ар-Расас
Паломники на всей Святой Земле, в том числе и в Иордании, обычно подходят к месту, где (предположительно) состоялось то или иное событие Священной Истории, поют тропарь и величание, читают отрывок из Писания и расходятся по сувенирным лавочкам (в одной из них на полном серьезе продавалась молитва о «благословении бизнеса», причем только на русском языке).
Если случится рядом что-нибудь интересное, например, развалины древней церкви – конечно, паломники и на них тоже посмотрят. Но ведь про эту церковь ничего не известно, даже зачастую не ясно, кому или чему именно она посвящена, так что специально ехать их смотреть вроде как смысла не имеет. Не понятно, что петь.
А вот я считаю, что самое главное, за чем стоит ехать в Иорданию – это раннехристианские мозаики. В основной части византийского мира они были почти полностью уничтожены иконоборцами, а потом добиты мусульманами, переделывавшими церкви в мечети. В константинопольской Св. Софии, например, осталось всего несколько мозаичных изображений – да и те не старше IX века.
Чтобы увидеть древние мозаики, надо ехать в те области былой империи, которые были утрачены до иконоборчества. Например, в итальянскую Равенну – или же в Иорданию. Но если Равенна была одним из крупнейших городов империи, а ее собор Св. Виталия – настоящим шедевром, то в иорданском захолустье мы встречаемся, что называется, с массовой продукцией – приходскими храмами того времени. Сохранились, конечно, лишь те мозаики, что были на полу, и то благодаря тому, что их занесло песком и открыли их лишь археологи в недавнее время.
Самое удивительное место – нынешний поселок Умм-ар-Расас, а в римские и византийские времена – военная база на самой границе империи. Дальний гарнизон, что называется. После арабского завоевания он утратил свое значение и был заброшен, из святынь там разве что башня, на которой, вероятно, подвизался некий столпник, и развалины храма совсем рядом с ней с захоронением некоего святого (возможно, того самого столпника). Но ни имен, ни житий, ни изображений. Колонна (“столп”) древнего подвижника (столпника) в Ум Рассас. Фото свящ. Ильи Готлинского
Зато есть несколько гарнизонных церквей – похоже, каждая стоявшая тут часть строила свою, украшала ее, стремясь, чтобы вышло не хуже, чем у соседей. И вот здесь, в самых простых храмах для солдат (еще ведь и посылали на фронтир наверняка не отличников боевой и политической подготовки), можно в полной мере оценить, что потеряли мы во времена иконоборчества. Впрочем, похожие мозаики можно найти и в других местах; больше всего известна карта Святой Земли в храме Св. Георгия в Мадебе, но есть своя церковь с мозаичным полом даже в Петре, которая славится совсем другими достопримечательностями. Мозаичная карта Святой земли в Мадебе, фрагмент со святым градом Иерусалимом
Все они в одном стиле, это самое обычное античное искусство: львы и олени, павлины и певчие птицы, вазы с цветами и чаши с виноградом – а еще фигуры людей. Порой обычные бытовые сценки вроде рыбной ловли или выжимания виноградного сока, иногда – портреты и имена благотворителей и благоукрасителей. И тут же, рядом – мифологические фигуры: Земля и Океан, Весна и Жатва присутствуют прямо здесь, в христианском храме. Из специфически христианского тут разве что надписи: молитвы к Богу, благословения входящим, указания, кто, когда и при каком епископе построил этот храм. Мозаики в Умм-ар-Расас
И тут паломник впадает в замешательство – сродни тому, которое испытали некогда иконоборцы. Не очень-то это всё благочестиво… да и в идолопоклонство как тут не впасть, когда у тебя перед глазами – готовые объекты поклонения!
Больше всего меня поразила в Умм-ар-Рамасе «церковь львов» – так ее называют, потому что надписи с названием храма в ней не сохранилось. Зато прямо перед алтарем есть два величественных льва… и я подумал вот о чем. В наше время мы изобретаем эту символику заново, когда, например, пишем книги и снимаем фильмы про льва Аслана, чтобы рассказать людям о Христе. Но ведь всё это уже было в античности! Изображения льва, или павлина, или ягненка – не просто элемент декора, это важнейшие символы, это своего рода проповедь людям, которые уже прекрасно знают, что такое величественная и грозная «львиность», им осталось только показать на ее источник. И потому львы изображены перед алтарем.
Стали ли они для кого-то идолами? Возможно. Но в тот момент, когда в храм ворвалась толпа погромщиков, чтобы разбить изображения – они уничтожили не столько идольское поклонение, сколько живую и непосредственную связь с античностью. Радостное принятие собственного прошлого, его воцерковление, преображение этого мира – всё это было принесено в жертву безумному ригоризму, голой рациональной схеме. Мозаика на горе Нево
Церковь преодолела иконоборчество ценой крови мучеников. Мозаики со временем вернулись в храмы – но в них уже никогда не вернулась античность. Зрелое византийское искусство не хуже раннего, оно просто другое, оно отражает иной взгляд на мир, более аскетичный, настроенный на плач о грехах. Весна или жатва не ушли из человеческой жизни, но что-то очень важное было, на мой взгляд, утрачено, когда их перестали изображать в храмах – просто потому, что нам без них нельзя и мы с благодарностью принимаем их от Бога. Мозаика в Умм-ар-Расас
В одном из храмов Умм-ар-Рамаса разбитые камешки повставляли обратно, в хаотичном порядке, так, чтобы сохранилась форма мозаики, но не осталось ни одного осмысленного изображения. Пощадили почему-то лишь корзину с виноградом – как евхаристический символ, может быть? Смотришь и диву даешься: вроде всё на месте, все формы, все очертания. Только смысла нет. Нередко ведь так и в духовной жизни бывает.
А тот самый храм со львами в алтаре так просто и не найдешь. Его раскопали совсем недавно, и великолепные мозаики снова присыпали песком, чтобы прохожие не разглядели. Нет у иорданских властей сил и средств для круглосуточной охраны, так что в любой момент все может быть уничтожено или мародером, который потом продаст камешки за миллионы частному коллекционеру, или просто злобным фанатиком – очередным борцом с идолами.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: Открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Ветер перемен и церковное искусство Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)
Соловки: остров свободы Столетиями на суровые Соловецкие острова ссылали, в ХХ веке вся земля пропиталась кровью и слезами заключенных. Так почему люди сегодня едут сюда, чтобы почувствовать особую свободу и умиротворенность? Почему возвращаются из года в года и говорят об особом "соловецком синдроме"? Ответы в репортаже "НС" о сегодняшнем дне Соловков. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Как выглядел Николай Чудотворец? Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.
Какие святыни вернулись из музеев? Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы
Как устроен храм: иконостас как история человечества В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Чудо в Хонех: иконы Язычники хотели затопить водой христианский храм. По молитве пономаря Архиппа Архангел Михаил сотворил в скале расселину, куда ушел поток.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Архитектура современного храма: где взять образец? Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей — архитекторов, попечителей, священников — построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель
Икона «Уверение Фомы» Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
За три шага до нимба: «лествица» святого Иоанна Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Иконы Отечественной войны 1812 года: галерея 20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Цена иконы Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX — начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК
Покров Пресвятой Богородицы: иконы На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.