20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году»
Более шести месяцев, с июня по декабрь 1812 года, велась борьба с вторжением на территорию Российской империи многоязычной армии Наполеона. 25 декабря 1812 года в честь изгнания некогда «Великой армии» был издан Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского. В 1814 году императором Александром I был подписан указ об установлении 25 декабря празднества «В воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». С этого времени во всех храмах империи совершались торжественные благодарственные моления. Более ста лет этот день был особым праздником, в котором для России соединялись радость о Рождестве Спасителя и благодарение Ему за избавление страны в 1812 году.
Победа в Отечественной войне воспринималась русским обществом как дарованная Богом. В манифестах и указах императора Александра I, в «Воззвании Синода» содержатся призывы о защите веры и Отечества. «Высочайший приказ армиям о вступления неприятеля в пределы России» 13 июня 1812 года завершается словами: «Воины! вы защищаете Веру, Отечество, свободу. Я с вами! На зачинающего Бог!».
В манифестах и проповедях особо подчеркивалось необходимость духовного объединения всех сословий перед лицом иноземного захватчика. В «Высочайшем манифесте о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» от 25 декабря 1812 года указывается: «Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу…».
Сословные различия в русском обществе начала XIX столетия были очень велики. Но несмотря на значительную разницу в жизненном укладе, мировоззрениях, эстетических вкусах, социальных возможностях и материальном положении, основным объединяющим устоем общества являлась православная вера.
На выставке собраны произведения иконописи, созданные в царствование Павла I и первую половину правления Александра I – с 1796 по 1814 год – от начала Итальянского похода 1796 года, принесшего Наполеону мировую известность, до победоносного вступления русских войск в Париж в 1814 году. Отобранные для выставки памятники дают представление о широком спектре эстетических и иконографических пристрастий различных сословий русского общества: от творений выдающихся живописцев до икон «народного примитива». Большинство из них имеют точную дату создания и авторские подписи.
Две иконы принадлежат кисти знаменитого русского портретиста В.Л. Боровиковского. Одна из них – «Святая царица Александра и первомученик архидиакон Стефан» 1814–1815 годов из усадебной церкви села Романовка Черниговской губернии – считалась утраченной и лишь недавно была обнаружена специалистами в составе иконного собрания Издательского Совета русской Православной Церкви, где она хранилась неопознанной до последнего времени. Влияние академического стиля проявляется и в иконах П. Виноградова, Г. Зиновьева, провинциальных мастеров конца XVIII – начала XIX века. Влияние барокко и классицизма прослеживается в богато украшенных иконах усадебных храмов, а также в небольших молельных образах.
В дворянской и купеческой среде бытовали иконы, выполненные в техники эмали. Таким дорогостоящим заказом, отличающимся высоким уровнем исполнения и художественным совершенством, являются небольшие эмалевые иконы, некогда составлявшие один образ – Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками. Их автором является один из ведущих ростовских мастеров Яков Иванович Шапошников, работавший вместе с учениками.
Иконы старообрядческого письма, представленные на выставке, могли находиться и в семьях, исповедующих официальную религию, и в домах приверженцев старой веры. В начале XIX века старообрядцы вместе со всем населением империи защищали русскую землю от инославного вторжения.
Представленные на выставке образы преподобных и основателей древних русских монастырей напоминают о молитвенном подвиге монахов, которые неустанно во всех обителях возносили моления за русское воинство. Ф.Н.Глинка, описывая в своих воспоминаниях приезд в армию М.И.Кутузова, сообщает «окольные монастыри высылали к нему на дорогу иноков с иконами и благословениями от святых угодников». О спасении России в 1812 году в своём уединении молился преподобный Серафим Саровский.
С хронологической точностью события Отечественной войны запечатлены на гравюрах, выполненных русскими, французскими и английскими мастерами. Они воспроизводят портреты императора и полководцев, главные сражения, виды Москвы во время и после оккупации, сцены бегства французов. Сатирические картинки, выполненные по рисункам И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова, развенчивали несокрушимую мощь Наполеона.
Особого внимания заслуживает редкая гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 года, изданная в 1815 году в Лондоне, и московская литография 1864 года «Подвиг монахинь Новодевичьего монастыря в 1812 году». На ней запечатлено, как инокини заливают водой оставленные французами горящие фитили, ведущие к пороховому складу в соборе. В память о чудесном спасении Новодевичьей обители 9 октября был установлен ежегодный крестный ход со Смоленской иконой Богоматери.
Большой раздел выставки составляют иконы чудотворных образов Богоматери. Михаил Илларионович Кутузов, получив в начале августа 1812 года назначение главнокомандующего русской армии, посетил Казанский собор Санкт-Петербурга, где был отслужен молебен чудотворной Казанской иконе Богоматери.
Смоленская икона Богоматери, издавна почитавшаяся как заступница Смоленска и всех русских земель в годы военных нашествий, стала одной из покровительниц русского войска в борьбе с Наполеоном. Во время ожесточенных боев в Смоленске 5 августа 1812 года чудотворный образ был вынесен из Благовещенской церкви во избежание его осквернения и с этого времени постоянно находился в войсках вплоть до изгнания неприятеля из города. Для охраны святыни была назначена 1-я артиллерийская рота 3-й пехотной дивизии под командованием полковника В.А. Глухова. Молебен перед иконой был отслужен накануне Бородинской битвы, 25 августа, на нем присутствовал генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов и весь генералитет.
Бородинское сражение произошло в день празднования Сретения Владимирской иконы Богоматери, установленного в память о внезапном отступлении войск Тамерлана от стен Москвы в 1395 году. В Москве 26 августа 1812 года вокруг древних стен Китай-города и Белого города был совершен крестный ход с образами Владимирской, Смоленской и Иверской Богоматери.
Все полки русской регулярной армии имели походные иконы. Гвардейские Измайловский и Семеновский полки шли в поход с образом Святой Троицы и Введение Пресвятой Богородицы во храм соответственно. Великомученик Георгий был походной иконой гусарского Павлоградского полка. Икона Ахтырской Богоматери – гусарского Ахтырского полка. Прославленный Изюмский гусарский полк имел образ святителя Николая Чудотворца. Гвардейский Павловский полк – благоверного князя Александра Невского. Образ Нерукотворного Спаса был походной иконой пехотного Ревельского полка, стойко сражавшейся в Бородинской битве под начальством генерал-майора А.А.Тучкова.
Святыни своих городов и земель несли в поход отряды народного ополчения. Император Александр I пожаловал Московскому ополчению древнюю икону «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», написанную на гробовой доске преподобного Сергия в 1588 году и присланную императору 14 июля 1812 года из Троице-Сергиевой лавры митрополитом Платоном (Левшиным). Торжественный молебен и освящение знамени предшествовало выступлению в поход Санкт-Петербургского ополчения. Митрополит Санкт-Петербургский Амвросий (Подобедов) благословил 1-й отряд ополчения иконой Спасителя, а 2-й – иконой благоверного князя Александра Невского. На знамени, проект которого был утвержден лично М.И. Кутузовым, был начертан восьмиконечный крест и надпись «Сим победиши».
Новгородское ополчение отправилось в действующую армию со списком Богоматери Знамение. С образом Богоматери Казанской следовало Нижегородское и Юхновское народное ополчение. Иконой Калужской Богоматери приводил к присяге ополченцев Калуги епископ Евлампий, вручив ее лично генерал-лейтенанту В.Ф. Шепелеву. От курских горожан М.И. Кутузову был прислан список с чудотворного образа Богоматери Курской-Коренной, спасшей город в 1612 году во время осады. Во всех сражениях сопровождала ополчение Тихвина икона Тихвинской Богоматери, получившая название Ополченной.
Мемориальное значение имеет уникальная икона «Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году». Созданная в 1831 году, она, согласно надписи на обороте, является первым списком с произведения московского художника Н.Н.Тяпина, который 10 сентября 1812 году лично был свидетелем чудесного явления над пылающей Москвой. Новонаписанную икону живописец вручил известному духовнику иеромонаху Амфилохию (Константиновичу), и с 1812 года она хранилась в его кельи в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре.
Помимо Музея имени Андрея Рублева в выставке также участвуют Российская государственная библиотека, Музей-панорама «Бородинская битва», Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии и семинарии, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Музей Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета, Музей «Дом иконы на Спиридоновке», Частный музей русской иконы и более 20 частных коллекционеров. Работа выставки продлится до 20 ноября 2012 года.
Владимирская икона Божией Матери, 1803 г., Москва, дар Т.Я. Ситниковой, Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
Феодоровская икона Божией Матери, 1799 г., центральная Россия, собрание С.Н. Ратникова
Свт. Николай, мастер Михаил Кузьмин, 1803 г., Палех, собрание Н.В. Арсеньева
Богоявление Господне, конец XVIII в., Москва или Санкт-Петербург, собрание С.Н. Ратникова
Св.мч. Уар, конец XVIII- начало XIX в., Центральная Россия, собрание Э.Н.Каплева
Икона "Отче наш", 1813 г. Происходит из села Павлово Нижегородской области, собрание В.М.Федотова
"Явление Богоматери Сергию Радонежскому во время пожара Московского Кремля в 1812 году», 1831 г.
Надпись на обороте иконы "Явление Богоматери прп.Сергию" с рассказом о явлении Пресвятой Богородицы над пылающей Москвой.
Гравюра с изображением Благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 года. Издана в 1815 году в Лондоне. Собрание А.Л.Кусакина
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Иконы Успения: то о чем умалчивают Евангелия 28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.
Лесосибирский музей современного искусства: второй после Ватикана В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.
«Исчезающие шедевры»: последняя попытка сохранить памятники деревянного зодчества Руси Участники международного музейного проекта «Исчезающие шедевры» составили рекомендации по сохранению памятников деревянного зодчества, для того чтобы передать их в Комиссию по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ. Ученые считают, что это последняя возможность обратить внимание государства на проблему
Симон Ушаков: государев иконописец 8 сентября праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери. В XVII веке Симон Ушаков написал уникальную икону "Насаждение древа государства российского", на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Какие еще иконы написал великий изограф и почему его творчество особенно актуально сейчас, рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Знак торжества Православия: мозаика Божией Матери в Константинопольской Софии Этот шедевр византийского искусства, по легенде, был создан святым , которому во время гонений иконоборцы изувечили руки. Этот знак победы Православия над ересью восстановил св. патриарх Фотий, учитель свв. Кирилла и Мефодия. В день Торжества Православия рассказываем о мозаике Божией Матери в апсиде Собора Святой Софии в Константинополе. ФОТОГАЛЕРЕЯ
Преподобный Андрей Рублев: что мы знаем о жизни великого иконописца? В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА
Человек, который спас храм Василия Блаженного Мне посчастливилось работать с Петром Дмитриевичем очень плотно, буквально с утра до вечера, а то и ночью. Петр Дмитриевич звонил и ночью, например, с просьбой организовать срочные работы молодежи для защиты Английского посольского двора, или храма Симеона Столпника
Детали икон: как понимать серьгу Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.
Искусство спасенного мира Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.
Ради какого света мы добываем огонь Роман Минин живет в Харькове и пишет картины, где герои — шахтеры. Первую выставку художника в родном Донбассе донецкие чиновники закрыли за «очернительство» образа шахтера. В отличие от одномерных героев труда на плакатах, шахтеры Минина не только работают, но и страдают, молятся Богу, и Он им приходит на помощь. </strong>
Как устроен храм: акустика и место для хора Услышать, что поет хор во время службы… Можно для этого купить в церковной лавке книги с текстами служб. Но носить их и шуршать страницами на службе неудобно. О прихожанине может позаботиться тот, кто проектирует храм, и тот, кто руководит хором. Об акустике и месте хора в храме рассказывают игумен ПЕТР (Мещеринов), насельник Данилова монастыря (Москва), руководитель Московских православных регентских курсов Евгений КУСТОВСКИЙ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ
«Кадашевская война» продолжается Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Рай: отовсюду огороженное место Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства
Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря в Москве В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке
Стамбул: четыре жемчужины Царьграда 29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все
Народная икона: автопортрет русской души В выставочных залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели открылась «Народная икона». Среди 400 экспонатов оказались и наивные копии византийских образов, и «классические иллюстрации» древних ересей или инославных догматов. О границах понятия «народной» и «неканонической» иконы пока размышляют в основном светские специалисты. Богословские комментарии к выставке впереди
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Иверская и другие: перед какой иконой будут молиться на Васильевском спуске? 24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.