7 октября в Культурном центре «Покровские ворота» известный телеведущий и журналист Александр Архангельский представил публике свой новый документальный фильм «Жара» посвященный судьбам советской интеллигенции и духовному поиску 70-х годов, фильм выйдет в эфир на канале «Россия-Культура» в октябре этого года.

Александр Архангельский. фото c сайта телеканала «Культура»
По сути презентация, состоявшаяся в пятницу стала не премьерой, а просмотром рабочих материалов фильма, как сообщил сам автор, до официального показа ленты по телевидению продемонстрировать всю картину не представляется возможным. Тем не менее четыре крупных фрагмента фильма: один из первой, два из второй серии и финал последнего эпизода должны были позволить составить общее представление.
«О чем наш фильм? В начале семидесятых, на фоне интеллектуальной духоты брежневской эпохи, образованное сословие неожиданно начинает искать смыслы. — Пояснил
Александр Архангельский перед самым началом просмотра. — Работая над картиной мы старались избегать какой-либо идеологии. Это не история Церкви, и вообще это не История, а скорее истории... Невозможно сделать фильм об идее, но можно сделать фильм о людях. Я понимаю, что многое включить в фильм не удалось: ни отца Дмитрия Дудко, ни правую оппозицию, монархистов, которые не в меньшей степени являлись частью той эпохи. Но четыре серии по 90 минут для телевидения и так очень много, а это всего лишь 80 страниц печатного текста и на этих восьмидесяти страницах невозможно рассказать обо всем».
Своеобразным лейтмотивом фильма стала песня «Город золотой» в исполнении художника и поэта Алексея Хвостенко. Ею открывается и завершается фильм: мелодия советского лютниста и гитариста Владимира Вавилова, изданная в 1970 году на пластинке лютневой музыки под именем итальянского композитора эпохи ренессанса Франческо да Милано, и спустя годы благодаря стихотворению поэта Анри Волохонского превратившаяся в знаменитый хит Гребенщикова, звучит как метафора той напряженной истории духовных поисков и открытий, невидимых постороннему взгляду за парадным фасадом советской действительности, которым по-сути и посвящена картина. Фильм открывается черно-белой кинохроникой: волнения в Белфасте, небывалая жара в Москве и эпидемия лесных пожаров в центральной России, горят торфяники: «Скрытый от глаз человека, пожар бушует под землей» — Голос советского диктора громогласно рапортует о бедствии. Вторая линия фильма, объединившего материал более чем 30 часовых интервью — дети из религиозных семей. Тот же диктор из кинохроники вещает о школьнике, чьи родители погрязли в религиозных предрассудках: «Ни музыки, ни детских игр: все его жалкое существование заполнено только молитвой...» Ремарка вызывает всплеск смеха в зале.
Почти вся первая серия фильма посвящена отцу Глебу Каледе, ученому и тайному священнику, парадоксально рукоположенному «официальной церковью» для церковного подполья. Встречи с ним вспоминают очевидцы эпохи. Далее по сценарию: кружок хиппи под руководством экумениста Сандра Риги, филолог и переводчик Сергей Аверинцев,
отец Александр Мень, митрополит Антоний Суржский. Четвертый эпизод завершается все тем же «золотым городом» и цитатой Аверинцева: «Что может быть хуже сегодняшней ситуации? Только когда нынешние атеисты начнут учить нас православию…»
«Значит ли это, что духовные искания интеллигенции 70-х не увенчались успехом? Нет, это значит, что Город Золотой не будет подарен нам бесплатно» — подводит итог просмотра Александр Архангельский. Он затрудняется определить целевую аудиторию фильма, но надеется что картина превлечет внимание максимального числа зрителей: «До всех телезрителй вряд ли удастся достучаться, но в фильме нет ничего непонятно и я уверен его посмотрят не только «свои».
Церковная интеллигенция, главное действующее лицо и герой кртины, в советское время помимо бабулек составлявшая костяк церковной общины, или во всяком случае основу церковной общественности: класса образованных мирян — в последнее время на страницах как церковных, так и светских изданий все чаще становится мишенью для критики. «Для меня эта критика непонятна, — признается уже после окончания просмотра автор документального фильма. — Если вы сегодня зайдете в провинциальных храм, то кроме пожилых женщин, скорее всего, вы найдете там именно интелегенцию. Тут мне скорее близка позиция отца Андрея Кураева, который не так давно выступил с апологией церковной интеллигенции, заметив, что в храмах почти нет ни рабочих, ни крестьян, а Православие давно стало городской религией. Кроме того, главные «критики» интеллигенции сами как правило являются детьми из интеллигентских семей, например, отец Всеволод Чаплин — он настоящий интеллигент. Я думаю критиакам, знающим этот класс изнутри, просто сложнее простить ему какие-то пороки».
Для тех, кто не смотрит телевизор на сайте телеканала после премьеры картины скорее всего появится ее электронная версия: «Сами мы не можем гарантировать, что фильм будет вывешен в сети, хотя и надеемся на это, — заключает Александр. — Но в любом случае существуют сайты, нам не подвластные, где вы сможете найти наш фильм». Все четыре серии фильма в ближайшее время будут показаны по телеканалу «Культура».
Дмитрий Ребров
Версия для печати