Для людей советского происхождения -- все еще дивно и непривычно, для более молодых россиян, не успевших пожить во времена воинствующего атеизма -- обычно: в нашем нынешнем повседневном календаре православные и светские праздники живут бок о бок.
Какие мы знаем среди праздников, к примеру, женские дни? О 8 марта вспомнят, с радостью, равнодушием или неодобрением, практически все. О Неделе жен-мироносиц (не так давно в церковных СМИ, на страницах книг и брошюр, в пространстве Интернета, шли дискуссии, не заменить ли нам вообще этим днем пресловутое 8 марта…) -- уже далеко не все, но все же многие прихожане и священники.
 |
Покров Персвятой Богородицы |
А какие дни, посвященные материнству, мы знаем? Светский День матери -- как-то затерялся в череде прочих подобных ему дней, которых много в календаре и появляется все больше: День медика, металлурга, пожилого человека, системного администратора, и прочая, и прочая… Профессиональный, так сказать, немного деловой праздник -- роженицы, кормительницы-одевательницы, воспитательницы (думается, что по популярности с тем же 8 марта этому дню вряд ли сравниться)… А вот для верующего человека такой святой день -- есть. Если хорошо поразмышляем -- поймем: это праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день Ее материнства.
А как же Рождество Христово, скажут нам? Ведь именно в этот день мы празднуем исполнение материнства Пресвятой Девы, пришествие в мир Божественного Ее Сына? Да, это так. Но день Покрова -- это день, когда Пресвятая Богородица становится Матерью многих других детей. Усыновленных, удочеренных чад, взятых под опеку, под омофор. Нас с вами.
Интуиция верующего сердца давно выразила чувства, связанные с этим усыновлением, в предании Церкви Православной: на кресте Христос усыновил Своей Матери Своего любимого ученика, Иоанна. А через него -- и всех тех, кто станет в веках учениками и друзьями Христовыми…
Превысшая всех Ангелов, Царица Неба и Земли, Владычица -- мы привыкли обращаться к Ней так, воздавать величайшие, истинно царские почести. Но в день Покрова -- Она становится нашей Матерью, Которую мы просим «покрыть нас от всякого зла честным Своим омофором» - так цыплята просятся под крыло своей мамы, прячась от грозы и злого коршуна, так -- именно дети просят покровительства, заботы, питания, ласки…
А что, в другие-то дни -- разве Она перестает быть Ею, Матерью нашей? Нет, конечно. Ну а мы, приемные дети -- как мы ведем себя с Нею? Какой ребенок знает, сколько мать провела бессонных ночей у его кровати, в жару его скарлатин и ветрянок? В чем, может быть, отказывала себе, чтобы ребенок был «не хуже, чем у людей» -- чист, опрятно одет, сыт, играл в любимые игрушки, ездил на любимом велосипеде, получил образование? Сколько слез пролила, видя, какие опасности подстерегают ребенка за порогом дома -- и все-таки отрывая от себя, отпуская в жизнь? А сколько седины, сколько уже других слез -- невыплаканных, слепящих, разъедающих, старящих глаза -- появляются у нее, если чадо ступило на кривую дорогу зла?... Кто поймет сердце матери?
Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери
Что мы, охотно в день Покрова поющие : «Радуйся, Радосте наша!», делаем с Нею, с Ее сердцем, ежедневно, ежеминутно? Всякое забвение небесного нашего отечества, всякая нелюбовь, осуждение, равнодушие, отступление от веры, поклонение материальным и духовным идолам, имя которым легион, помыслы стяжания и блуда, гордыни и превозношения, мелкие, никем вроде бы не видимые предательства, скотское разленение, вся масса наших грехов, которые мы и назвать-то на исповеди не умеем и каяться в которых не хотим, всегда находя самим себе массу оправданий -- ведь все это удары по гвоздям Ее Сына, вновь и вновь распинаемого за каждого из нас. Удар по гвоздю – удар в сердце Матери. Еще и еще… Живая, рвущая сердце боль -- «и Тебе Самой оружие пройдет душу»… И делаем это -- мы с вами, приемные дети.
Есть такой рассказ в Православии -- то ли чье-то видение, то ли народ сложил, рассказ, может быть, догматически не совсем выверенный, но нам с вами -- понятный… Видит некто Пресвятую Богородицу, молящуюся за нас. Залито слезами Ее лицо. И говорит Она со стоном этому человеку: «Передай людям, попроси -- ну пусть поменьше грешат!... Пусть Меня пожалеют!»
В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного)
Что, воскликнем, как?! Превысшая всех! Она же -- на небе!... Вон сколько ей храмов посвящено, сколько акафистов и икон написано, сколько на этих иконах драгоценных риз, сколько перед ними воскурено фимиаму!... Да нет, Пресвятая Богородица -- человек. Страдающий, милующий, любящий. Она-то как раз настоящий, полноценный человек. А вот мы-то с вами?..
Иерей Сергий КРУГЛОВ
Об авторе:
О. Сергий Круглов родился в 1966г. в Красноярске. Учился в Красноярском государственном университете, на филологическом факультете. Женат, имеет троих детей. Четверть века посвятил литературным трудам, публиковался в различных российских и зарубежных изданиях. В 1998 г. посвящен в сан диакона, в 1999г. - в сан иерея, в епархии Красноярской и Енисейской Московской Патриархии. Служит штатным священником Спасского собора г.Минусинска Красноярского края. |
Версия для печати