Великий Пост – важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для нравственной и интеллектуальной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения.
Это время наполнено призывом к перемене жизни человека, к внутреннему сосредоточению, осознанию своих грехов, пробуждению к покаянию.
Великий пост - это школа христианской жизни, где мы учимся менять свою жизнь к лучшему, с помощью таких средств как телесный пост, молитва, покаяние, доброделание.
В толковом словаре Ожегова пост - это «воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви». Однако это определение не отражает сущности поста, поскольку не раскрывается самое главное, спрятанное в словах «другие ограничения», а кроме того, надо помнить, что в Великий пост - это не столько время ограничений, сколько время особых возможностей. И важно эти возможности не упустить.
Календарь и богослужения в Великий пост
Великий пост - самый продолжительный из всех многодневных постов, который особым образом посвящен покаянию.
Каждая неделя поста - уникальна, а богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений. Это параллельный, внеисторический смысл Великого поста.
Великий Пост символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. В пространство поста человек входит не сразу. Пост предваряется тремя подготовительными неделями («седмицами»), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм, которые заканчиваются Прощеным воскресеньем. Входить в великопостные дни даже с тенью обиды нельзя.
Простить маму
«Примирись с братом твоим…»
Православный Великий пост продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов - 1) «Святой четыредесятницы» (букв. «сорокадневицы»), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и 2) Страстной седмицы (недели Страданий Господних).
Все воскресенья (по-славянски «недели») подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие на темы их богослужебных воспоминаний.
Пост не может начинаться с воскресенья (всегда праздничного дня), поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья.
Особенно большое значение имеет первая и Страстная седмицы Великого поста. Согласно Церковному уставу в это время наиболее строгие ограничения в пище и большое молитвенное правило.
Облачения священников тоже указывают на то, что сейчас особый период в церковном круге.
В будничные дни Великого поста священники служат в черных облачениях.
В субботы и воскресенья, Великий Четверг, день памяти Сорока мучеников Севастийских принято облачаться в фиолетовые облачения.
В родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы служат в белых, а в Вербное воскресенье – в зеленых, в Субботу Акафиста и Благовещение – в синих.
Дважды за год, и дважды во время Великого поста священники переоблачаются непосредственно во время богослужения. Первый раз в Великую Субботу из черного в белое, в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Второй раз во время ночной пасхальной службы - из белого в красное. Основной пасхальный цвет – красный с золотом.
Пост в истории
Пост известен почти всем древним религиям.
В Священном Писании можно найти много примеров постов: Моисея, жителей Иависа, Иерусалима, Ниневии, пророка Ездры, царя Давида, учеников Христовых. Примеры поста можно найти и в русской истории.
Спасительное бремя поста обычно возлагали на себя в особые, ответственные моменты жизни (перед сражением, при наступлении голода, бедствий), когда была особенно важна помощь Бога.
Сам Господь Иисус Христос, когда начинает Свое общественное служение, постится: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4. 1-2). Но когда Его учеников упрекают в том, что они не соблюдают пост, говорит: «…когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9. 15). Литургист М. Скабалланович полагает, что эти слова были основанием для пасхального поста, который был воспоминанием смерти Христовой. Сама Пасха в первые три века сводилась к посту: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1. Кор. 5. 7).
Читайте также: Зачем Церковь проклинает Иуду?
Питание во время Великого поста
Вначале христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному.
Современный Церковный устав предлагает воздерживаться в пище от всех продуктов животного происхождения, по средам и пятницам нельзя есть даже вареную пищу, а растительное масло, по уставу, можно употреблять Великим постом лишь в субботу и воскресенье.
Первую седмицу воздержание в пище строгое, но в пятницу, в самом конце Литургии Преждеосвященных Даров постящихся ждет утешение. В этот день празднуется память мученика Феодора Тирона, святой IV века, который помог христианам избежать поругания, научив, как можно питаться, не покупая на рынке оскверненную пищу. В ночном видении он явился Константинопольскому архиепископу и рассказал как готовить коливо, разваренную пшеницу, смешанную с медом. По примеру константинопольских христиан, современные православные готовят колево, освещают его в конце Преждеосвященной Литургии и раздают прихожанам. Так завершаются самые трудные, первые дни Великого поста.
Важно помнить, что постное воздержание в еде - это не лечебная диета.
Цель поста - облегчить и усмирить тело, научиться обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Внешний пост не должен превышать меру, которую стоит определять при помощи опытного в духовном отношении человека. Рекомендации о соблюдении поста могут отличаться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При болезнях и немощах к указаниям следует отнестись рассудительно.
С другой стороны, определение меры поста не должно оправдывать нежелание поститься. Так или иначе, но человек, при знакомстве с аскетической практикой Великого поста приходит к необходимости определить его духовное содержание.
Отдельная проблема, которая нуждается в разъяснении – это как приобщать детей к посту.
Более подробно о правилах и особенностях воздержания можно прочитать в других статьях:
Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Совместима ли роскошь с постом?
Можно ли в пост смотреть телевизор?
Наследники Ферапонта: что дурного в "постном лице"?
Что радостного в посте? Опыт современников
Что делать с оставшейся непостной едой? Отдать бедным!
Строгий пост: сосиски или авокадо
Об «умирании за Православие», или почему мы постимся?
Протоиерей Константин Островский: Поститься нужно по правилам,
не можешь – кайся
Покаяние
Великий пост - это прежде всего время сугубого покаяния.
Великий пост – это время упражнения в молитве, способ удалиться от зла, угасить страсти. Предполагается, что человек очистится и обновится, освоив уроки самоограничения.
Это время особой духовной жизни, с максимальной для каждого человека концентрацией внимания на вечных ценностях.
Пост дает возможность испытать себя в делах добра, подвергнуть анализу свою жизнь и состояние своей души.
Некоторые именно во время Великого поста придут на свою первую исповедь (о первой исповеди можно узнать из видео беседы Епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона) и на соборование (Таинство Соборования в Великий Пост, Соборование рядом с офисом).
О покаянии и борьбе со страстями читайте в других статьях:
О.Владислав Свешников о покаянии: Подлинное покаяние совершается только однажды
Отец Георгий Бреев о страстях: как увидеть в себе действие страстей
Как грешники становятся праведниками: о двух путях.
Чревоугодие: еда вместо Неба
Почему блуд – это грех?
Но путь этот не простой, у каждого свои свои грехи, свои возможности, поэтому каждый сам выстаривает для себя лествицу духовного восхождения от простого к сложному, приобретая опыт победы над грехом с помощью тех средств, которые предлагает нам Церковь во время Великого поста. Освоив их, мы сможем идти в Царство Божие, освобождая себя от пороков, восходя по ступеням духовной жизни из силы в силу (Пс.83,8).