Однозначного ответа на этот вопрос скорей всего нет. Хотя автор предисловия профессор Таврического национального университета В.П.Казарин был уверен, что, по меньшей мере, Россия не проиграла: «Она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой (практически со всем миром) и не допустила своего расчленения». Труд академика Петербургской Императорской академии наук Н.Ф.Дубровина (1837–1904) -- это подробная хроника событий Севастопольской обороны, составленная на основе записок очевидцев (в том числе гениального генерала-фортификатора Тотлебена). О стремлении автора к документальной точности говорит уже само название. Но не одной научной достоверностью труд Дубровина выгодно отличается от других сочинений об этой войне -- например, знаменитой «Севастопольской страды» Сергеева-Ценского. Главное в нем -- точная расстановка акцентов. Дубровин показывает, что война была, прежде всего, религиозной. С первых дней «жители, матросы и солдаты сразу, без всяких толкований, поняли свое положение: они рылись в земле, воздвигая линию батарей; они же носили землю там, где не хватало ее, для насыпки укреплений и ставили на батареи свои огромные пушки. Все это делалось так просто и естественно, как задушевная мысль, как светлая жизнь, вся отданная за веру и отечество. Одинаково вскормленные, все они составляли часть одного народа русского, подвластного одному монарху, принадлежащего одной вере, имеющего один язык, одушевленного и проникнутого одной волей». Советские историки доказывали, что это была позорная для нашей страны война -- из-за бездарности главнокомандующих, из-за воровства интендантов и т.д. А Дубровин свидетельствует о беспримерном героизме Севастопольской обороны. Подавляющее большинство ее участников сделали для победы все возможное, ни на минуту не забывая, что защищены крестами и защищают крест. Вот только один эпизод: «Французы наступали с новыми силами. Вдруг среди страшного боя раздалось звонкое пение тропаря: «Спаси Господи, люди Твоя и спаси достояние Твое, победы благоверному Императору нашему на супротивные даруя…» Иеромонах Иоанникий Савинов, в епитрахили, с крестом в руке, торжественно воспевал молитву, не обращая внимания на носившуюся кругом смерть. Солдаты, вдохновенные святыми словами, не думали об отступлении; они слышали молитву и, видя перед собой бесстрашного монаха с крестом в руках, восторженно бросались в кровавую сечу…» Враги со штыками атаковали безоружного священника и стреляли в него, и хотя юнкера старались защитить монаха-воина, в момент отступления французов он был смертельно ранен. Это одна из несколько сот тысяч смертей, из-за которых русские всегда будут помнить о Севастополе как о городе своей военной славы -- чьи бы войска в нем ни стояли.
Книга открывает серию «Книжные памятники из фондов Библиотеки академии наук». Текст адаптирован к требованиям современного русского языка и дополнен фотографиями и биографиями самых известных участников обороны (например, можно неожиданно прочитать о главнокомандующем Горчакове, которого обычно беспощадно критикуют, несколько трезвых человеческих слов).
Андрей КУЛЬБА
Версия для печати