На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Редакция Разное'2012

Между Сциллой и Харибдой


Версия для печати
29.12.06, 13:57

2006 год был для «Нескучного сада» юбилейным — нам исполнилось 5 лет. Задуманный как журнал о делах милосердия, наш журнал касается и множества других тем. Мы считаем, что большинство вопросов «социального служения» — жизненно важны для каждого: жизнь и смерть, любовь и взаимопомощь, одиночество и страдание, подвиг и радость деятельного участия, профессия и призвание. А главный для нас вопрос: как быть православным в современном мире? О том, как православные СМИ должны об этом писать, мы решили спросить наших читателей.

Миссия Церкви в обществе: не нужно сводить евангельский призыв к рекламному слогану


Епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР, викарий Московской епархии, председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете города Москвы:

— Необходимо, чтобы православное издание было обращено не только к церковному человеку, но к каждому, кто ищет ответы на жизненно важные вопросы, смысл и оправдание своей жизни. Нужно говорить о том, каким должно быть наше православное свидетельство в современном секулярном мире, и одновременно являться таким свидетельством. В разговоре о христианстве нельзя использовать сухие штампы, говорить правильные, но безжизненные фразы. Они никого ни в чем не убедят. Говорить можно о том, что пережил сердцем, пусть и не на той глубине, какая возможна для людей святых. Тем не менее любое «касание» Божие к человеческой душе драгоценно и поучительно. Не нужно искать легких ответов на сложные вопросы, стремиться к упрощениям, делать христианство удобным и понятным в угоду сиюминутным капризам, сводить евангельский призыв к рекламному слогану, как это часто делают различные сектанты. Нужно приглашать человека к честному диалогу и помогать вместе искать Бога и правду Царствия Божия. Уже хорошо, если журнал кому-то поможет задуматься над вечными вопросами бытия, выведет из глухого равнодушия и безразличия, а воцерковленной молодежи поможет осознать, что христианство — это не столько умствование, но деятельная любовь.
Хорошо, что вы часто рассказываете о конкретных людях и их жизненных историях. Но для этого современному журналисту нужна не только зоркость, любознательность и коммуникабельность — что у них чаще всего наличествует, но и внутренняя честность, и чистота сердца. От этого зависит, на что обращает внимание человек, как он интерпретирует тот или иной материал.
Важно, чтобы материалы, которые вы публикуете, помогали по-христиански правильно относиться к тем, кто находится в местах заключения. Часто к людям, сидящим за колючей проволокой, возникает предвзятое, пренебрежительное отношение, за которым стоит естественный страх перед ними. Это не евангельский подход. Каждый человек — образ Божий, может быть, затемненный грехом, но в котором неистребима частичка добра. Найти и показать это — задача журналиста. Для того чтобы человек почувствовал свой грех и обратился к Богу, нужно, чтобы его коснулась Божия Отеческая любовь. Помочь этим людям не ожесточиться, а ожесточенным смягчиться сердцем — задача священников и мирян, работающих с заключенными, а вам необходимо донести это до читателя.


Иерей Александр ШАНТАЕВ, настоятель Спасо-Преображенского собора города Углича:
— Очень нужны издания для верующих людей, ищущих своего дела в мире, такого дела, которое бы не расходилось, а, наоборот, отвечало бы их убеждениям. Православные СМИ должны ответить на трудный вопрос — вопрос времени, настоящего момента — к Церкви и христианам. Наша Церковь вживается, или интегрируется, в общественное тело. Внутри себя Церковь живет несомненным знанием Христа и опытом вечности. Это хранимое сокровище и сокровенную суть мы боимся и не очень умеем конвертировать в деятельность. Отчасти потому, что существует извечное заблуждение, что тем самым святыня веры смешается с грязью, рассеется бисером на попрание свиньям. А отчасти потому, что существует небезосновательное опасение низвести Тайну Церкви к социальной и гуманитарной деятельности во благо общества, его наиболее обездоленных и беззащитных групп. (На самом деле творить добрые дела и оставаться христианином — очень и очень трудно, но это отдельная и другая тема.) Мне кажется, «НС» — это творческая попытка разрешить имеющееся противоречие. Не зацикливаться на милосердии ради милосердия — «нищих всегда имеете с собою… а Меня не всегда имеете» (Мк. 14:7), а учиться самим и делиться с другими добрым опытом, как накормить алчущего, напоить жаждущего и принять странного (см.Мф. 25: 35). «Нескучный сад» должен и впредь рассказывать о приходской жизни, социальной и миссионерской деятельности — наглядно демонстрировать, сколько вокруг нас появляется всего нового и замечательного в этой области.


Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма во имя св. вмц. Татианы при МГУ:
— При всей важности работы с социально-проблемными группами — заключенными, бездомными, сиротами — не менее, если не более важно говорить о тех социальных слоях, которые в будущем сформируют элиту нашего общества, которые будут решать и определять будущее нашей родины.
Что касается освещения конкретных тем, мне кажется, что от разработки информационного поля нужно переходить к постановке проблем. Например, номер, посвященный студентам (как раз моя тема). На сегодня очевидна проблема того, что не существует общецерковного опыта функционирования Церкви внутри светского вуза. Ведь домовые храмы остаются по сути обычными приходскими, частично учитывающими свое соотношение с вузом. Не совсем понятно, как должна выглядеть миссия среди студентов. Этим должно заниматься духовенство домовых храмов, или это задача православных профессоров, и как в этом может участвовать православное студенчество светских вузов — все эти вопросы до сих пор не проработаны детально. А оттого, что мы будем просто радоваться открытию новых студенческих храмов, мы можем воспринять картину слишком оптимистически.
А ведь все не так уж хорошо, учитывая количество студентов, тяготеющих к экстремистским группам и преобладанию светско-гуманистического мировоззрения в студенческой среде. Эти проблемы нужно было бы обозначить, пригласить людей, которые с нами не согласны, начать диалог. И как раз в этом ваш журнал мог бы быть очень полезен, продвигаясь в сторону все большей привлекательности для людей не только из церковной среды.
В проповеди Христа распятого и воскресшего современным СМИ приходится пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, пафосный миссионерский посыл не всегда вызывает приятие у читателя. С другой — важно слишком не облегчать. Ведь если Православие обернуть в слишком привлекательные обложки, можно потерять суть.


Игумен ВАСИЛИЙ (Паскье), настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери города Алатырь (Чувашия):
— По данным статистики, 80 процентов наших людей считают себя православными. Но из них менее 10 процентов — просвещенные. Я не знаю, как в крупных городах, а у нас в глубинке люди очень заражены суевериями. Распространены гадания, колдовство. Об этом обязательно нужно писать, просвещать людей в этом смысле.
Сейчас есть такая тенденция — к возвращению того, что было до революции, эдакая ностальгия по дореволюционному духу. Вроде как тогда было хорошо, а сейчас нам плохо. Я не думаю, что это правильно. Мне кажется, Дух Святой так не действует. Напротив, он обновляет каждый период, и поэтому каждый период истории — особый. Те люди, которые живут сейчас, отличаются от тех, что были до революции. И с современными людьми надо говорить современным языком, а не просто переиздавать дореволюционные издания и впадать в ностальгию. Я думаю, так и поступали апостолы. Они соответствовали своему времени.
Конечно, издавать такой журнал, как ваш, — это дорого. Но ведь и церкви мы богато украшаем, хотя можно, конечно, задать вопрос — а стоит ли золотить купола? По-моему, важно, чтобы был хороший, глянцевый православный журнал.

Служение ближним: важно не количество, а любовь


Священник Александр ТКАЧЕНКО, директор детского хосписа, Санкт-Петербург
:
— Необходим призыв делать добрые дела, потому что они придают смысл жизни. Нужно рассказывать читателю о внутренней мотивации тех, кто делает эти добрые дела: зачем, почему это важно для этих людей? Я, например, стал директором детского хосписа, потому что у моего друга умер ребенок. И когда он умирал, я спросил у него: «Тебе страшно?» А он ответил: «Не страшно». Меня потрясло то, что мне, взрослому человеку, умирать страшно, а ребенку — нет.


Ангелина БЕЛАНОВА, старшая сестра Сестричества во имя св. прп. Серафима Саровского Ростовской епархии:
— Важно передать, что милосердие, служение близким, Евангелие — близко и доступно каждому. Создавая сестричество, сталкиваешься с совершенно неожиданными препятствиями. Порой трудности создают те, от кого в первую очередь ждал поддержки. И я думаю, что задача журнала в том, чтобы рассказывать обо всех проблемах общества, но тут есть особенность — нужно суметь не навредить своей статьей людям, которые уже что-то делают. И тогда лучше не сказать ничего, чем ошибиться. Потому что организация, сотрудничающая с сестричеством: больница, детский дом, тюрьма, — за неточности или резкие слова будет обижаться на сестер, а не на журналистов. Можно потерять доверие, заслуженное годами. Поэтому вам в первую очередь нужно быть бережными к людям, о жизни которых вы рассказываете.


Николай БЕЛЯЕВ, начальник юридического отдела РусичЦентрБанка:
— Многие просто не знают, что приходская и социальная деятельность вообще существует и довольно активно развивается, поэтому важно показывать различные аспекты этой деятельности. Хорошо бы, чтобы в каждом номере было один-два материала, пусть небольших, но дающих практические советы людям, которые помогают кому-то в конкретных, наиболее часто встречающихся ситуациях.
Интересно было бы поискать воцерковленных людей, работающих в серьезных бизнес-структурах, и познакомиться с их взглядами на жизнь и религию. В частности, узнать, как они разрешают противоречие между принципами Православия и необходимостью отступать от них в интересах бизнеса (в России такая необходимость возникает постоянно).


Протоиерей Александр СТЕПАНОВ, председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии РПЦ, духовник Сестричества св. вмц. Анастасии Узорешительницы, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»:
— На мой взгляд, в православной прессе сейчас нужно описывать положительный опыт организации социального служения, анализировать проблемы государства, выявлять те ниши, которые пока еще не заняты Церковью и где нужна ее помощь. В журналистской работе нужно больше аналитики. Частично «НС» дает ее в интервью, но мне кажется, что неплохо было бы развить эту тенденцию: сопоставлять разные точки зрения. Священнослужитель видит проблему с одной стороны, чиновник — с другой, спонсор полагает, что все должно быть иначе, а иностранные благотворители вообще считают, что нужно делать «не это, а вот это». Именно это расхождение взглядов мне было бы интересно увидеть в журнале.


Татьяна СКЛЯРОВА, заведующая кафедрой социальной педагогики в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете:
— Думаю, что большой отклик найдут материалы о том, что социальное служение может воплощаться в совсем малых, с точки зрения привычного понимания, делах. Не так давно коллеги поведали мне историю о том, как социальный работник одной из христианских общин в Германии обзвонил по собственной инициативе женщин, родивших ребенка в минувшем году, живущих в близлежащих к церкви районах, и пригласил их на встречу — поговорить о том, что изменилось в их жизни в связи с рождением ребенка. На состоявшейся встрече женщины говорили по большей части друг с другом, однако всем стало теплее оттого, что они кому-то нужны и кому-то еще, кроме них самих и их мужей, интересно, как и чем живет молодая мама. На мой взгляд, очень показательный и вдохновляющий пример настоящей социальной поддержки.
Еще — может, это звучит фантастически, — но было бы здорово зажечь молодежь пафосом самоотдачи в делах милосердия. Однажды Илья Кусков, руководитель автобусной службы помощи бомжам, выступая на одной из конференций, заявил, поразив всех присутствующих: «Вы себе даже представить не можете, какое это интересное дело!»
И пусть многие улыбались, но у большинства из слушающих его выступление возникло ощущение, что вот этот парень живет полноценной жизнью, а не небо коптит.

Семья и воспитание: как можно реже обращаться к специалистам


Протоиерей Николай СОКОЛОВ, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

— Сегодня многие газеты и журналы пишут о семье, воспитании, внутреннем мире ребенка, влиянии на него средств массовой информации. Тема очень актуальная. А самое интересное — это духовное становление ребенка, то, как формирует его душу Церковь. Почему хождение в воскресную школу не всегда приносит плоды? Потому что воспитание, формирование личности начинается в семье, зависит в первую очередь от взаимоотношений родителей. Нет между ними подлинной христианской любви, взаимопонимания — нет и духовного воспитания ребенка. И тогда воскресная школа для него — обычная продленка. А в семье, где есть любовь, христианское отношение друг к другу и к детям, все, что связано с Церковью (воскресная школа, православная гимназия), воспринимается ребенком как неотъемлемая часть жизни. Вот об этом надо писать статьи, делать интервью с опытными педагогами, авторитетными духовниками!
Хотелось бы прочитать статьи о молодости тех художников, композиторов, писателей, которые послужили родине, были глубоко верующими людьми и принесли эти идеалы в свое творчество. Еще пожелание — в этом году будет отмечаться 150-летие Третьяковской галереи. Публикации о галерее, о жизни Павла Михайловича Третьякова, его семьи, о художниках, о святынях, хранящихся здесь (о «Троице» Рублева, Владимирской иконе Божией Матери), тоже были бы очень полезны.


Ирина МОШКОВА, кандидат психологических наук, директор воскресной школы «Живоносный Источник»:
— Мне кажется, сегодня в публикациях на семейные темы делается акцент на негатив. Много пишется о распаде семей, о падении рождаемости, а вот позитивных материалов не хватает. Надо больше раскрывать учение Церкви о семье, показывать читателям духовную высоту и красоту брака, разъяснять, что жизнь человека в семье — добровольное единение в любви по образцу Святой Троицы. И не просто разъяснять (все православные люди на словах с этим согласны), а показывать, какой это трудный, долгий, но и спасительный путь. Пока не только в православной прессе не хватает таких публикаций, но и в проповедях священников эта тема звучит недостаточно.


Ирина МЕДВЕДЕВА, детский психолог:
— На мой взгляд, в современной православной журналистике есть две крайности — ультраортодоксальная, отпугивающая невоцерковленных или начинающих воцерковляться читателей и либеральная, когда становится непонятно, чем Православие отличается от протестантизма. А вот в «Нескучном саду» нашли золотую середину, царский путь. Есть и у вас спорные статьи. Я не поклонник либерального воспитания, а вы публикуете разных авторов, разные точки зрения. Но в целом ваш журнал мне очень близок, в том числе и по взглядам на воспитание. Хотелось бы пожелать журналу развенчивать современные мифы о воспитании детей. Например, есть опасная тенденция внушать родителям, что сами они, без специалистов, ничего не могут: ни воспитывать детей, ни даже любить их. На самом деле родители должны мобилизовать собственные силы: ум, волю, интуицию, а главное — любовь к ребенку. Любовь и поможет правильно воспитывать детей. Пусть как можно реже обращаются к специалистам без надобности.

Культура: христианство — религия надежды и радости


Валентин НЕПОМНЯЩИЙ, доктор филологических наук, писатель, литературный критик:

— Я иногда сталкиваюсь с творчеством совсем молодых людей (среди них много талантливых и умных ребят) и прихожу в ужас от того, как они ощущают мир. Как страшный и враждебный! К сожалению, во многом благодаря средствам массовой информации, особенно ТВ, молодые люди не видят смысла жизни. Думаю, что журналистам надо напомнить читателям, каким сокровищем русской культуры мы обладаем. И держать ее высокие ценности.
Но я и не люблю, когда пишут «лампадным маслом». Покойный отец Борис Ничипоров, с которым мы дружили, говорил о некоторых православных компаниях. «Ну невозможно, ну до чего все в черном!» А ведь христианство — религия не только веры и любви, но и надежды, и радости. Иначе теряется смысл нашей веры. Мне кажется, что в материалах «Нескучного сада» надежда есть всегда. Желаю журналу быть таким же живым, человечным, выполнять свою православную миссию: знакомить читателей с православным взглядом на мир.


Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт:
— Сегодня молодым людям не проще формироваться морально и мировоззренчески, чем нам было при коммунистах. На них со всех сторон наседает массовая культура, шоу-бизнес, конъюнктура желтой прессы и соблазны техногенной цивилизации. Мне кажется, задача журнала — живой разговор с молодыми читателями обо всем, что способствует формированию мировоззрения и вдумчивому свободному творчеству. Порой сознание современного православного христианина носит оборонный характер. А надо не обороняться, а чувствовать себя власть имеющими (в духовном смысле).


Владимир ФЕДОСЕЕВ, дирижер Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского:
— Культура не может быть главной темой «Нескучного сада» — вы решаете более важные и широкие задачи. Но все же хотелось в каждом номере видеть материалы, посвященные культуре, объясняющие читателям ее смысл и связь с верой, духовной жизнью человека. И писать надо о культуре в широком смысле. Ведь культура — не только музыка, литература, живопись. Например, естественное желание мужчин уступить в троллейбусе место женщине — это тоже входит в понятие культуры. В старые добрые времена это и многое другое называлось манерами, преподавалось в театральных училищах и даже университетах. Это давно забыто, вот и надо напоминать, возвращать к добрым традициям. Журнал у вас замечательный, поздравляю вас с первым, очень важным юбилеем и желаю продолжать в том же духе.

Подготовили Ольга БЕЛЯЕВА, Анна ПАЛЬЧЕВА, Леонид ВИНОГРАДОВ



Мы благодарим уважаемых респондентов за ответы. Их пожелания и замечания нам кажутся деловыми, серьезными, глубокими. Нам также представляется важным, что диалог православной прессы и читателя продолжается. Мы разговариваем — значит, мы существуем!

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Между Сциллой и Харибдой

2006 год был для «Нескучного сада» юбилейным — нам исполнилось 5 лет. Задуманный как журнал о делах милосердия, наш журнал касается и множества других тем. Мы считаем, что большинство вопросов «социального служения» — жизненно важны для каждого: жизнь и смерть, любовь и взаимопомощь, одиночество и страдание, подвиг и радость деятельного участия, профессия и призвание. А главный для нас вопрос: как быть православным в современном мире? О том, как православные СМИ должны об этом писать, мы решили спросить наших читателей

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.