На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 8 (79)'2012

Хочется, чтобы везде было как в Лавре


Версия для печати
22.08.12, 08:20

Епископ Киргизский и Бишкекский Феодосий (Гажу) — новый правящий архиерей новой епархии. Рукоположен во епископа в декабре 2011 года, в этом же месяце образована Киргизская епархия. Как представитель нового поколения архиереев преодолевает инерцию местного духовенства, как ищет общий язык с местной властью, владыка Феодосий рассказал корреспонденту НС.

— Почему вас поставили на Киргизскую кафедру, и как получилось, что вы такой молодой стали архиереем?

— Да я для архиерея не очень молодой. Я считаю, что архиереев надо рукополагать после 50. Но по уставу Церкви архиереем может стать человек, достигший тридцатилетнего возраста. Мне 42. Поэтому, если смотреть на каноны, то для архиерея я среднего возраста. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом, что слишком молодые неопытны, а те, которые опытны — уже стары и мало имеют сил. Конечно, я сам про себя думаю, что я еще совсем молодой. Я никогда не готовился в архиереи и никогда не просился сюда. Просто получилось так, что я шесть с половиной лет был наместником мужского монастыря на Ганиной яме — месте расстрела царской семьи. Нашего архиепископа Екатеринбергского и Верхотурского Викентия отправили в Ташкент главой среднеазиатского митрополичьего округа и решением Синода открылись две епархии — Таджикская и Киргизская. Владыка искал себе помощника и предложил Патриарху Кириллу мою кандидатуру, Патриарх сразу же одобрил. Мне что оставалось делать? Сказать «нет»? Я никогда от послушаний не отказываюсь. Придется просто больше трудиться, больше ответственности на мне будет. Так это же хорошо — трудиться надо, пока силы есть. Все, что умею и знаю, стараюсь максимально применять на пользу Церкви. А если что не знаю – спрашиваю, как и все люди. Воспринимаю это просто.

— Вы назначены в епархию три месяца назад. Как вам в Киргизии после Екатеринбурга?

— Свою первую архиерейскую службу я совершил 7 декабря, в день памяти вмчц. Екатерины, и для меня было особенно радостно служить именно в этот день. Хоть меня уже и нет в Екатеринбурге, но я думаю, что вмчц. Екатерина мне помогает, и надеюсь на ее молитвы. Я здесь недавно, так что делать какие-то выводы рано. Служим, стараемся внимательными быть к людям. Я считаю, что разделение епархий — очень правильное и полезное дело. Архиереи, которые были на больших территориях, при всем желании не имели возможности часто посещать все приходы. И священники испытывали нехватку общения с архиереем, и народ. Тут у нас в Средней Азии был один архиерей на 4 страны — митрополит Владимир. Очень хороший, деятельный, многое сделал. Я сюда приехал, и у меня уже есть небольшое пристанище: и кухня, и трапезная, и келья, и несколько келий для гостей, есть общеобразовательная школа, воскресная школа. Тут велась работа. Но, несмотря на все это, люди скучали, потому что владыка даже физически не мог быть везде одновременно. А Церковь — живой организм. Если человек приходит в храм и общается со священником, то это общение его увлекает, он начинает понимать некоторые вещи, и видеть смысл в том, чтобы ходить в храм. А если он приходит, а храм закрыт, священник один на 2-3 храма и не успевает с людьми общаться, кандидатур на священство нет, архиерей приезжает редко, потому что у него очень большая территория — постепенно тяга к храму ослабевает. И мы теряем души, которые могли быть с Богом.

— По родине не тоскуете? Все-таки другая страна.

— Наша родина — это небо. По ней мы все тоскуем, но еще не готовы. Я с детства приезжал в Лавру. И ездил по всем монастырям, которые были в советские времена открыты. И все мои каникулы проходили в разных святых местах. Поэтому мне не привыкать. Меня никогда не тянуло особо домой, потому что мне нравится там, где хорошо, где красиво. Вот Лавра — красивое пение, служба на высшем уровне. Для меня это большое утешение. С другой стороны, мне немножко трудно, потому что хочется, чтобы везде так было. А везде как в Лавре не получается. Хочется идеально, а там, куда отправляют, как раз все наоборот.

— А как местная власть относится к вам и к Православной Церкви?

— В Киргизии национальной принадлежности придают больше значения, чем религиозной. Даже в мечеть ходят не столько из религиозной потребности, сколько ради того, чтобы поддержать ислам как часть национальной культуры. Они к Православию и к русским хорошо относятся. Президент мне сказал, что меня народ уважает. Сегодня вот ездил на Иссык-куль, машину останавливали два раза за превышение. Я выхожу, они мне: «Байке, мы вас уважаем, но вы постарайтесь не так быстро ехать». Байке — это уважительное обращение, как к старшему брату. А когда мне пишут письма из администрации президента или мэрии, то в каждом письме «мы выражаем уважение к Православной Церкви, и поэтому приглашаем вас на такие-то мероприятия». Меня и нашу Церковь воспринимают в целом неплохо. Конечно, сказать, что все, что мы попросим, будут сразу делать — нельзя. С другой стороны, слава Богу, что выражают хотя бы благоволение. Я не ощущаю ненависти или неприязни. Здесь в Киргизстане живут очень отзывчивые, прямые, простые в своем восприятии жизни люди. Они желают помогать, желают что-то делать, но не знают как, не умеют. Другое дело, что здесь, на востоке так принято, что тебе никогда не скажут «нет». Скажут «да-да-да». Но надо понять, как сказано это «да». Могут сказать «да» и не сделать, а могут сказать «да» и сделать. Я спросил, можно ли сделать крестный ход? Да-да-да. Но никаких бумаг не подписали, наверное, решили сначала посмотреть, что у нас получится. Когда мы все сделали, все получилось, потом только пришли письма: «Да, вам можно». А если бы вышло что-то не то, они бы сказали — мы не согласовывали. Говорят Восток — дело тонкое. А где тонко, там и рвется. Мы-то все понимаем по-русски, буквально, для нас «да» значит «да». А люди, которые здесь живут, знают, что надо еще и на выражение лица смотреть.

— Президент Киргизии с вами общается?

— А как же! Я же епископ страны. А он президент страны. Он первый человек в стране, я первый человек в епархии. Почему он не должен общаться со мной? Я ему ничего плохого не сделал.

— На Пасху вы кропили город крещенской водой из открытого люка самолета. Не страшно было?

— Нет. Я же прыгал с парашютом, так что я таких вещей не боюсь. Прошло недели три и женщина одна ко мне подходит: «Ой, владыка, как вы нас порадовали! Знаете, я почувствовала, что на меня даже капля попала»! Что на нее попало, я не знаю, там такой впрыск идет, что капель не бывает. Но на нее капля попала, значит, она очень хотела. Сейчас власти наверное гадают, что-то я в следующий раз изобрету?

— Вы ввели 12 огласительных бесед и экзамен перед крещением. Зачем?

— Это не я сочинил. Так благословили Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод. Я в свое время крестил очень многих — в Москве, в Великом Новгороде, под Переславлем-Залесским. Когда был насельником Лавры, меня отправляли туда на приходы как служащего иеромонаха. Как раз в те годы очень многие крестились, и у меня бывало по 5-6 крестин в день. Не одну тысячу человек я покрестил. А теперь смотрю, что в храмах людей мало, и думаю: «а где же они»? Я сам убежден, что если человек не знает, для чего крестится, он и в храм не будет ходить. Он не знает вообще, зачем он живет. И мы будем за это отвечать, потому что мы позволяем человеку так относиться к своей жизни. Поэтому в Екатеринбурге, когда я был игуменом монастыря, уже была введена подобная практика. Еще до решения Синода. Сначала священники не хотели вводить такую подготовку перед крещением. Говорили, люди хотят креститься, мы не можем им препятствовать! И мне приходилось настаивать на оглашении. А потом эти же священники говорили, что крестившиеся просят еще какие-нибудь курсы им устроить, потому что они поняли, что ничего не знают и им стало интересно. То есть, они по-другому подошли к вопросу своей жизни, к вопросу своей веры. Если человек что-то делает несознательно, какой же это человек? Человек должен понимать, что он и для чего делает и что он получит в результате.

Когда я здесь объявил, что крестить будем только через беседы, священники стали говорить людям «мы хотим крестить, но владыка не хочет» и давай ко мне всех направлять. Я каждому приходившему объяснял, доказывал. Побеседовал еще несколько раз с батюшками на собраниях. Непростая процедура. Потом ловил их на том, что все-таки крестили без бесед. А теперь это уже установилось жестко, и все знают, что без 12 бесед никак. Есть специальная карточка экзаменационная. Прослушал беседу — ректор подписывается. Когда послушал все беседы, назначается экзамен. Сдают экзамен, отвечают на все вопросы, и назначается день крещения. До сих пор подходят люди даже из числа наших прихожан и просят: «Владыка, может быть вы сделаете помягче, чтобы удобно было? Потому что не каждый может прийти на эти беседы»? Слушайте, о чем речь? Беседа длится полтора часа. Служба в храме — два, два с половиной часа. Если у человека нет времени для беседы, значит, вряд ли у него будет время ходить в храм. Зачем тогда креститься? Когда сможет, тогда пусть и приходит. В древности ведь так было. Кому было надо, те и крестились. Я привожу такой пример. Вот мы идем в регистрационную палату, чтобы зарегистрировать свою собственность. Нам говорят, каков закон, какова процедура. Мы же не возмущаемся. Как надо, так и сделаешь, потому что тебе это нужно. Почему же с крещением по-другому? Неужели Церковь менее важна, чем сарай, который мы хотим оформить в собственность? Чтобы получит права, надо шесть месяцев учиться, сдавать экзамен. И никто не возражает? А к душе, которая готовится к вечности, почему другое отношение?

— Местное духовенство не ропщет, что вот мол пришел новый начальник и хочет все под себя перекроить?

— В нашем государстве каждый человек имеет право голоса, каждый может сказать что хочет. Кто бы что ни сказал, мы все рассматриваем. Я прислушиваюсь, оцениваю, и потом даю ответ. Многое надо исправить, и не всегда есть возможность долго ждать, потому что жизнь двигается и надо соответствовать времени. Те, кто поддерживают мои решения — поддерживают сразу. Те, кто не поддерживают – потом поймут. Есть частное мнение, каждый имеет на него право, а есть рабочий момент. Тут если слишком долго размышлять и демократию разводить, мы ничего не сделаем. Я требую со священников, священники с народа. И «едиными устами и единым сердцем славим Бога». Вот такой у нас подход к делу. Конечно, бывало, что батюшки говорили: «чего его слушать, он только приехал»? Я могу и смириться и понять. Но это не значит, что батюшка не будет делать то, что я ему говорю. Это значит, что он просто позволил себе так определить свою позицию.

Беседовал Кирилл МИЛОВИДОВ

Версия для печати

Тэги: Епархии  Церковное управление  Епископы 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.