На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви 7 (78)'2012

Как миссионерство сочетается с веротерпимостью?


Версия для печати
16.07.12, 07:32

Может ли искренне и горячо верующий человек смириться с тем, что кто-то верит иначе, чем он? При этом не менее искренне и горячо, но — иначе. Не является ли веротерпимость проявлением недопустимого равнодушия, а может быть, даже и вероотступничества? Размышляет протоиерей Игорь ГАГАРИН.



Зачем дружить с мусульманином?


У меня есть друг мусульманин. Очень хороший человек. Хочу ли я, чтобы он оставил ислам и крестился? Что лицемерить! Конечно, хочу! Ему, однако, об этом не говорю. Надеюсь, и этих строк он не прочитает. Знаю, что вести с ним прозелитические беседы бесполезно и даже рискованно. Любая моя попытка обидит его и оттолкнет от меня. Обращения, скорее всего, не произойдет, а вот дружбе придет конец. Может быть, и пускай?! Нужен мне такой друг! Неужели надо дорожить дружбой больше, чем возможностью его спасения?!

Сейчас нам часто повторяют, что Россия — многоконфессиональная страна. Можно подумать, есть какие-то одноконфессиональные. Весь мир состоит из стран, где бок о бок живут представители разных религий. Кого-то больше, кого-то меньше, какая-то религия исповедается большинством, но все же не все поголовно — единоверцы. И надо как-то уживаться. Иногда это получается очень плохо. История знает множество примеров кровавых религиозных войн. Слава Богу, так бывает не всегда.

Как же выстраивать отношения с иноверцами? Существуют разные способы. Первый: «Ваша вера плохая, а наша — хорошая. У нас — истина, у вас — ложь. Мы спасаемся, вы же будете гореть в аду». Разумеется, я немножко утрирую. Говорится все обычно гораздо мягче и дипломатичнее, но смысл такой. Вроде бы честно, хоть и грубо. Результатом же такого подхода будут конфликты на религиозной почве, порой очень жестокие и кровавые.

Второй: «Любая вера хороша. Бог один, и все равно, как его называть и как ему поклоняться. Главное — искренность». Позиция очень симпатичная, удобная, очень мирная, совершенно безопасная. Один недостаток: это неправда! Нет, не все равно, как верить! И не любой «путь ко спасению» приводит ко спасению.

Не навреди!


Что же делать, чтобы и не навредить добрым взаимоотношениям, которыми, я уверен, стоит дорожить в любом сообществе, начиная с самой маленькой семьи и кончая всем земным шаром, и все же не погрешить против истины?

Иногда для начала стоит выяснить не то, что надо делать, а то, чего не надо делать или, лучше сказать, чего нельзя делать.

Нельзя никого обижать и нельзя никого оскорблять! А из всех обид и оскорблений для верующего особенно болезненны те, которые касаются веры. Для верующего любой религии, если он действительно верующий, вера — самое дорогое, самое высокое и прекрасное. Высказать какое бы то ни было неуважение к тому, что почитается им как святыня, — ударить в самое сердце. Для нас-то, конечно, никакая это не святыня, но что из этого. У нас и чья-то чужая мать может не вызывать никакого уважения, но разве скажет любой нормальный человек об этом ее сыну! В некоторых современных миссионерских статьях и книгах об иной религии пишется с иронией или даже с сарказмом. Православный, читая такую статью, часто с удовольствием потирает руки: «Хорошо он их разделал!» А сами «заблудшие»? Они прекращают чтение, столкнувшись с первым проявлением неуважения к их вере. Выходит, для самих себя пишем.

Образцом нашим в миссионерском деле всегда будут апостолы. Давайте посмотрим, как и кому они проповедовали. Проповедовали они прежде всего своим собратьям-иудеям. В этой ситуации не приходилось ничего отрицать из веры отцов, не было необходимости от чего-то отрекаться. Иудей, принимавший Христа, не переставал быть иудеем, он молился в том же храме, соблюдал все установления закона. Только теперь в его жизнь входил Христос и становился главной ценностью, смыслом и светом его жизни. Словом, в проповеди апостолов не было ничего такого, что могло бы оскорбить религиозные чувства тех, к кому они обращались.

К язычникам апостолы шли обычно тогда, когда «свои» не принимали и гнали их. И проповедовали не всем, а только тем, кто хотел их слушать, кто жаждал узнать истину. Первые обращенные язычники, Корнилий Сотник, эфиопский евнух, были из тех, кто «алкал и жаждал правды» и не находил ее в той вере, в которой был рожден. Апостола Павла в Ареопаге пригласили выступить сами афиняне, которые, как

сказано в книги Деяний, «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17: 21). И хотя, придя в Афины, Павел «возмутился духом» при виде множества идолов, говорить афинянам о своем возмущении он не стал, а, напротив, похвалил их: «Афиняне, по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны...» (Деян.17: 22). И только после этого, никого не обижая, стал рассказывать им о Христе, о воскресении из мертвых и вечной жизни. Нигде не читаем мы, чтобы апостолы обращались к тем, кто не желал их слушать и, уж конечно, тем более не хулили их веру. Между тем в посланиях апостола Павла говорится о необходимости поддерживать добрые отношения со всеми людьми, в том числе и с «внешними».

Чего нельзя опровергнуть


Первые христианские общины вызывали подозрение и неприязнь у окружающих. Оно и понятно: богов не почитают, поклоняются Распятому, собираются тайно... Но, познакомившись с ними поближе, многие уже не могли устоять перед той любовью, которая была у христиан и которой невозможно было увидеть ни у кого другого. Первые поколения христиан, мне кажется, гораздо серьезнее, чем мы, относились к словам Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Эта любовь, переливающаяся через край, привлекала к христианам лучше всяких слов.

Приведу отрывок из жития преподобного Макария Великого: «Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику:

— Пойди немного впереди меня.

Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:

— Слышишь ли, слышишь ли ты, демон! Куда ты идешь?

Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:

— Спасайся, трудолюбец, спасайся.

Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его:

— Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?

— Я вижу, что ты трудишься, — отвечал преподобный.

Тогда жрец сказал:

— Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти.

И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: “Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком”.

И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок, и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление:

— Злое слово, — говорил он, — и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».

В каком-то из Патериков я читал рассказ о том, как христианин пришел наниматься на работу к мусульманам. Те сначала отказывались его брать: «Знаем мы вас, христиан! Начнешь тут нам проповедовать свою веру! Зачем нам это нужно?» Тот пообещал, что, пока будет работать у них, не произнесет ни единого слова о Христе. Поверили. Взяли. Обещание работник сдержал, но через год вся семья крестилась.

Нужно проповедовать Евангелие среди мусульман, иудеев, буддистов и атеистов! Но сейчас надо не столько рассказывать о Христе, сколько показывать, являть Свет Христов в делах, в жизни. Главной заповедью православного миссионера мне видятся следующие слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). И к этому можно добавить красноречивые слова святителя Григория Паламы: «Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь!»

протоиерей Игорь ГАГАРИН

Версия для печати

Тэги: Миссия  Проповедь  Инославные 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.