На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 6 (77)'2012

Запад—Восток: общие святыни


Версия для печати
12.06.12, 10:41

Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали — святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» — там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов.

Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ

У Достоевского есть один неожиданный эпитет, всплывающий в памяти при паломничестве по Европе: «Страна святых чудес…»

Чем же она была чудесна и свята для писателя-архипатриота? Ведь ему и изысканная Флоренция казалась «хуже Сибири», как он писал друзьям. Отчего? Потому что во Флоренции не было русских, и писатель там отчаянно скучал (сейчас подобной причины для скуки у него бы не имелось). Противны были Достоевскому, как и любому «настоящему» русскому, мещанство, меркантилизм, пошлость европейцев. Но все-таки в Европе, по Достоевскому, — чудеса. И они — святые. И он их видел, любил, вспоминал. Шпили миланского собора, готика, «святые камни» навязчиво появляются, к примеру, на полях его многих рукописей.

Русская культура — и от этого никуда не деться — европоцентрична. Наши оценки материального и иных миров идут по европейским шкалам. Пусть мы отсчитываем и нашу эру от события, произошедшего на Ближнем Востоке, но он тогда принадлежал Риму, а его жители были подданными императора, именем которого мы называем самый жаркий месяц в году (он наказал своим подданным отдыхать именно в августе, и мы до сих пор его слушаемся). И родная Византия хотела быть Европой, Вторым Римом, а мы, ее дети, чаяли того же прототипа. Даже когда мы хотим «отвернуться» от Европы, мы оказываем ей честь — ведь отворачиваться надо от чего-то значительного.

Не было лукавством заявление последнего советского лидера, что «Европа — наш общий дом». Можно уточнить, что это — наша «коммуналка», где нам приходится делить с соседями кухню, ванную, гигиенические «удобства», с соответствующими трениями. Но мы делим с ними и святыни. А они воистину общие, и к ним едут все. Это вселенские святыни.

…Мой знакомец, доминиканский монах из Барграда, раз признался, что они, доминиканцы, изучили состав российского священноначалия на предмет посещения их базилики, выяснив, что у них были «все». Даже самые несгибаемые критики латинства и его заблуждений и отпадений, и те приехали в дальний католический храм. А как иначе — тут Никола!

Но если мы едем в Италию ради Чудотворца, то что нас может остановить на пути к мощам апостолов, мучеников и подвижников в Испанию, Германию, Францию, на пути к иконам Спасителя и Богородицы или к реликвиям Страстей Господних? А у Европы-«коммуналки» есть в каждой комнате свой красный угол, со своими лампадками, образками, реликвиями. Некоторые из них они унесли при удобном случае от своих же соседей (в первую очередь от греков) и положили в свою комнатку, под спуд. Но святость их от этого не оскудела.

Мы жили вместе, одной общиной, тысячу лет, десять самых главных европейских веков — времени апостолов, раннего христианства, борьбы с Арием и Несторием за Символ веры, борьбы за иконы и прочее. Десять веков католики были тоже православными, а мы — тоже «католиками» (от греч. «кафоликос» — «вселенский»).

Потом Запад и Восток пошли своим путем. Разными стали и отношения к святыням. На Востоке — благоговейное, полное тайны, на Западе — скорее «практическое», деловое. Но тот же благоразумный Запад, пряча святыни под спудом», их уберег, спас от и от неверных, и от безбожников. А сколько «чудес» безвозвратно потерял «мистический» Восток — Византия и ее восточноевропейские наследники — не счесть. И не зачтется ли Западу то, что он увез к себе и спас мощи и иконы, и мы теперь к ним, со всеми западными удобствами, едем?

Кто же они, в конце концов, свои или чужие? Вот важный вопрос, который встает перед паломником в Европу. Похоже, что чужие — молятся не так, да и безвкусное украшательство, пышность, релакс вместо веры. Но вроде бы и свои: Христа и Его Матерь почитают, любят, а в храмах полно народу.

И вот этого общего, если начинать сравнивать, оказывается больше, чем чужого. И паломничество на Запад в итоге оказывается не только поиском святых мест, но и обнаружением, порой неожиданным, этого общего: Бога, Богородицы и святых.

Если ехать на инославный Запад с таким вселенским настроением, то многое дастся.

Российские епископы-изгнанники, попав в Европу не как паломники, а как беженцы (XX век), обосновались тут сначала как будто временно, потом — навсегда с похожим настроем. В Париже они, а за ними и их паства, открыли Геновефу (святую Женевьеву, покровительницу Парижа, VI век), в англоязычном мире — Патрика (VI век), у поляков — Ченстохово.

Многие из них впервые попадали в инославные храмы. Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал о недоумении: что делать? Креститься или нет? Ответ нашли — в духе поиска вселенскости: надо найти крест, который есть всегда, — и перекреститься.

Следуйте соборному решению наших епископов — эмигрантов: осеняйте себя крестным знамением и в инославном храме. Не стесняйтесь! Ищите крест — а на Западе он еще водружен, несмотря на настойчивые попытки его низринуть, — и креститесь.

Надо заметить, что западный человек креститься не разучился, пусть и перемещает свою десницу слева направо, а не так, как мы. Он даже крестится там, где, казалось бы, мы им должны показывать пример. К примеру, итальянцы творят крестное знамение, проходя или проезжая мимо кладбищ. «Чаю воскресение мертвых».

А вот поклоняться святыням, это правда, они разучились. Пусть у них в каждой епархии организуют поездки по святым местам, но смахивает это больше на «религиозный туризм». Раз я случайно попал на приходское собрание, посвященное грядущему паломничеству. Наибольшее внимание как падре, так и пилигримы уделяли выбору на маршруте… пунктов питания (хотя, может, это и чисто национальный, итальянский порок).

И тут мы, «правильные» паломники, можем опять-таки помочь нашим западным соседям. Примером. И уже помогаем. Не раз мне приходилось слышать удивленное:

— Кто они? Почему так делают?

— Это православные, ортодоксы… Поклоняются святыням…

И те, кто эти святыни сохранил, но позабыл о них, начинают припоминать. Срабатывают таинственные механизмы памяти, матрицы, гены. Европеец вспоминает «дорогу франков», по которой его пращур, Карл Великий, шел в Рим и далее плыл через море в Палестину, вспоминает своего крестоносного родоначальника, воевавшего за Гроб Господень. И увидев взволнованных богомолок в платочках, европеец готов изменить свое отношение к святыне: прошли те времена, когда в эйфории отмены анафем Запад передавал Востоку мощи, иконы, реликвии. Теперь Запад приглашает Восток — идите к нам, поклоняйтесь, молитесь, сколько вашей душе угодно. Все для вас открыто и доступно — но строго по расписанию, не раньше и не позже, и с обеденным интервалом.

Но ведь это уже пустяки, так, мелочи воспитания.

Текст: Михаил ТАЛАЛАЙ, историк, представитель ИВИ РАН в Италии, заведующий культурными инициативами Патриаршего подворья в Бари

Версия для печати

Тэги: Святыни  Паломничество 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Запад—Восток: общие святыни

Когда лет двадцать назад начали организовывать первые паломничества к святыням Западной Европы, удивление многих православных вызывал сам факт: какие ж на Западе могут быть «святыни»? Вспомнили историю, неразделенную Церковь, признали — святые в Европе есть. Но вопросы остались: а как же, если «наш святой» (неразделенной Церкви) лежит в их католическом храме? Или «наша икона» — там же? Как вести себя в этом храме? Оказывается, в свое время эти вопросы волновали даже архиереев-эмигрантов

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.