На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема 5 (76)'2012

За дымовой завесой: химера «христианского» социализма


Версия для печати
01.05.13, 12:55

Дискуссию вокруг совместимости православной религии и социализма, развернувшуюся на нашем сайте продолжает клирик Ивановской епархии иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), он убежден что ни социализм, ни коммунизм не совместимы с христианством.



Жизнь – борьба: в этом, надеюсь, сойдутся все (здраво) мыслящие люди. А раз борьба, то логику конфликта можно обнаружить в каждом мало-мальски серьезном деле и событии.

Маскировка и дезинформация, скрытность и обманный маневр не нуждаются в рекламе: каждый, кто рассчитывает на успех, должен научиться их предвидеть и обнаруживать. Другое дело, что в духовной брани «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» с нашей стороны они исключены по совершенно очевидным причинам… С тем большей бдительностью и осторожностью следует нам отнестись к подобным действиям со стороны противника.

Христианское мыловарение


В знакомой семье тоже как-то вышел крупный конфликт: один из ее членов, лет пяти от роду наотрез отказался мыться. Прямо до драки. Сопротивление удалось сломить неожиданным аргументом: дескать, мыло, в котором он видел главную опасность, оказывается на 100% христианское.

Уж не знаю, как удалось маме донести эту идею до сознания юного бунтаря… Но когда он, наконец, был вымыт и мирно заснул, возникла дискуссия: в какой мере мыловарение может быть признано христианским? Всех подробностей не упомню, но вывод был прост: если мыло хорошо моет, хорошо мылится, не раздражает кожу, нормально пахнет, недорого стоит, и к тому же удобно и красиво упаковано, — то есть приносит людям пользу и удобство, не причиняя вреда и неприятностей — то нет никаких причин отказывать ему в титуле «христианского»: ведь источник любого добра на земле — Сам Господь.

Ровно то же самое следует сказать о любой стороне земной жизни, общественного, государственного и экономического устройства, в том числе и о тех его элементах, которые с тем или иным основанием относят к социализму.

И на этом следовало бы окончить разговор на предложенную тему — если бы не упомянутая выше логика конфликта и тактика ложных целей.

О чем речь?


Прежде всего, надо определиться: что же такое социализм? Ведь еще в 1845 г. Энгельс жаловался, что-де понятие это «расплывчато, неопределенно и неопределимо».

С тех пор, сами понимаете, желающих напустить дымовую завесу не поубавилось, но рассеять ее несложно. Не будем для этого ни читать трактатов, ни слушать речей, а всего-навсего разведаем, что происходит в социалистических странах и социалистических режимах. И обнаружим, что органы власти ликвидируют или ограничивают частную собственность на средства производства: иными словами, происходит соединение политической власти с экономическим потенциалом.

Вот, собственно, и весь секрет. Да и секрета большого нету: именно такое определение социализма дается в серьезных энциклопедиях и научных работах.

Поэтому, когда идеологи, политики, ораторы и литераторы с упоением говорят про «бесклассовое самоуправление», «отсутствие эксплуатации», социальное партнерство», «общество в обществе», «равноправные связи», «творческий характер деятельности» и т.д. и т.п., не верьте им ни на грош: они либо обманывают вас, либо обманываются сами. Ничего из этих фантазий они реализовать не могут — и самые честные из них признают, что это утопии, — но тем не менее требуют, чтобы мы дали им власть. Устремимся за ложной целью?

Единственное, что они могут сделать — это конфисковать частную собственность или ограничить, регулятивно и фискально, ее использование. Иной раз это бывает полезно (см. выше о мыле) — но для подобных мер вовсе не нужны социалисты: достаточно разумных консервативных политических деятелей, которые пользуются поддержкой нации.

Что говорит Церковь


Далеко не всегда удается сразу ответить: что говорит Православная Церковь по тому или иному вопросу? Но «Основы социальной концепции РПЦ», документ, принятый единогласно всеми русскими архиереями на Соборе 2000 г., дает нам о социализме исчерпывающий ответ.

Итак, начнем с собственности. Адвокаты «христианского» социализма не устают напоминать, что апостольская община представляла собою коммуну. Читаем: «Церковь признает существование многообразных форм собственности…. не отдает предпочтения ни одной из этих форм… Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью… Отказ от частной собственности в первоапостольской общине, а позднее в общежительных монастырях носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором» (ОСК, VII.3).
Но ведь быть богатым — это грех! Господь сказал, что богатые не попадут в рай, легче верблюду пройти через игольное ушко… Не правда ли?

Неправда. «Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — "надеющимся на богатство"… В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового... Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога» (ОСК, VII.2).

Однако не будет ли все же справедливо и благотворно, если средствами производства станут владеть не отдельные личности или корпорации, а «народ» (читай: государство)? Конечно, личная инициатива и рыночные принципы способствуют эффективности производства и распределения (люди постарше припомнят километровые хвосты за куском вонючей) — но мы подсыплем социального партнерства да творческого самоуправления, и государство станет лестницей в рай… Так говорят социалисты.

Мы живем в свободной стране, и говорить можно почти все: только нужно ли слушать? Тот, кто желает оставаться православным христианином, отличать истинную цель от ложной, благоволит прислушаться к Церкви: «Христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности… Сама власть также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей. Государство, как и иные человеческие учреждения, пусть даже и направленные на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение» (ОСК, III.2).

Нам, россиянам, негоже забывать эти исторические примеры. Слишком много принес с собою ХХ век. Слишком много пролито крови. Слишком важна для нас память новомучеников и исповедников, не склонившихся перед обожествленным коммунистическим Ваалом.

Просто помочь людям…


Мы разогнали туман над социалистическими принципами, но плотная завеса остается над нравственной областью. «Социализм — это возможность просто помочь людям! Направить государственные силы и средства на устранение социальных пороков, поддержку нуждающихся, исправление исторических несправедливостей… Разве это плохо? И разве Церковь будет против этого возражать?»

Снова возвращаемся к метафоре «христианского мыловарения»: Церковь поддерживает все, что идет людям на пользу и не причиняет вреда. «…Она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств» (ОСК, VI.6).

Но это далеко не просто, и простота здесь намного хуже воровства: недаром авторам ОСК пришлось добавить, что речь идет лишь о минимальном благосостоянии… Будь это так «просто», как норовят выставить дело социалисты, не было бы никакого смысла Богу становиться человеком, принимать смерть на Кресте и воскресать из мертвых.

Потому-то «христианский» социализм — это химера. И то в лучшем случае. А в худшем — коварная и смертельная западня.

«Богословие освобождения», замешанное на социализме, возникло в 70-х годах прошлого столетия как ответ на особые социо-экономические условия в странах Латинской Америки. Это типичнейший «тришкин кафтан»: бесплодная попытка залатать старые заблуждения римо-католицизма новыми. Нам, казалось бы, не должно быть до них дела. Но удушливый яд обмана не знает границ: из позапрошлого века вытащили образ «жертвы», за преступления которой якобы отвечает «среда»:

«Известно воззрение: преступление есть протест против ненормальности социального устройства… все у них потому, что "среда заела", – и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными» (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»).

Концепция эта безоговорочно отвергается Православием, утверждающим за каждым человеком неотъемлемую свободу выбора и ответственность за свои поступки. Но ровно тот же вывод с полной ясностью следует из жизни тех стран, где в последние десятилетия резко улучшались материальные условия и внедрялись принципы социализма: юноша-негр, житель североамериканского мегаполиса, имеет больше шансов погибнуть от пули, чем его дед на фронтах Второй Мировой войны. (См. также диаграмму «Социализм в действии»).

А «богословие освобождения» выплескивается сегодня триумфальными маршами половых извращенцев — pardon, «угнетенных сексуальных меньшинств» — по священным площадям европейских столиц под одобрительные возгласы толпы, при смущенном молчании духовных наследников Льва Великого, Саванаролы, Гуса, Эразма и Лютера… И отрыгивается в Москве кощунством девиц в нашем кафедральном храме под столь же одобрительные возгласы духовных наследников Карла Маркса и Антона ЛаВэя.

«Почему же у них икона на вывеске?»


Как-то предвыборной порой, проходя мимо партийного штаба, где вдохновляются идеями социализма, я в изумлении остановился: с вывески на меня смотрела православная икона. И на свой безмолвный вопрос услышал замечательную еврейскую притчу:

Некто заходит в контору.
– Почините мне часы!
– Мы часы не чиним.
– А что вы делаете?
– Мы делаем обрезание.
– Почему же у вас часы на вывеске?
– А что бы вы хотели изобразить?

Я смеялся до упаду. — Только вот как бы, во мгле дымовой завесы, наш смех не обернулся слезами. В очередной раз.

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Политика 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.