На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №4(11)'2004

Всегда ли надо доверять следственным делам?
История одной канонизации


Версия для печати
16.05.05, 12:40

Взгляды специалистов на критерии святости или достоверность источников зачастую различаются, что делает процесс причисления к лику святых очень непростым. В ходе исследований представление о человеке может значительно измениться. Об одном из таких случаев нам рассказал завкафедрой информатики ПСТГУ, проф. Н.Е. ЕМЕЛЬЯНОВ.

У нас на кафедре существует база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века», где мы собираем все сведения о новомучениках. Однажды, в конце 90-х, прихожанка храма Святителя Николая в Кузнечной слободе Нина Ивановна Кузнецова передала нам сведения о своем духовном отце архимандрите Германе, служившем в московском Высоко-Петровском монастыре. До принятия монашества он был иереем Борисом, а фамилию его женщина не помнила. Нина Ивановна рассказала, что, когда в 1997 году вышел 1-й том серии «За Христа пострадавшие», она заметила, что там есть иеромонах Герман (Полянский Борис Иванович), сведения о котором были взяты из книги протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики Русские», изданной за рубежом в 1957 году. Нина Ивановна предположила, что иерей Борис и архимандрит Герман — это один и тот же человек. То же высказала и монахиня Иннокентия (Петровская), помнившая о. Германа.
Сведения в нашу базу данных поступают из многих точек земного шара. При этом биографии, как правило, далеко не полные. Каждый корреспондент сообщает только то, что он знает, при этом могут быть и ошибки. Поэтому специальная программа определяет, можно ли объединить биографические данные из двух справок в одну общую или нет. В нашем случае эти две биографические справки можно было слить в одну, и мы объединили их в базе данных.
Нина Ивановна, вспоминая своего духовного отца — архимандрита Германа, всегда говорила, что он был святым человеком и его нужно обязательно представить к канонизации. Она сообщила, что он был арестован в 1933 году, и сотрудники Отдела новейшей истории РПЦ нашего института запросили дело в архиве ФСБ. Однако рассмотрение дела показало, что о. Герман никак не удовлетворяет главному критерию Комиссии по канонизации. Этот критерий требует стойкости на допросах и отказа от называния других верующих, которые потом могут быть привлечены к следствию. Из протоколов допросов о. Германа было очевидно, что он назвал нескольких верующих — из числа своих духовных чад.
Мы сказали Нине Ивановне, что готовить материалы к канонизации бессмысленно, так как нарушено главное требование. Но женщина стояла на своем: «А я точно знаю, что он святой!» Тогда мы предложили выписать ей пропуск в библиотеку архива ФСБ, чтобы она могла сама познакомиться с делом о. Германа, в котором, кстати, названы и ее родители. На это Нина Ивановна сказала, что все-таки считает о. Германа святым, а смотреть дело ей вовсе неинтересно. «Да и как он мог не назвать моих родителей, — добавила женщина, — если регулярно исповедовал их в храме на виду у всех».
Материалы к канонизации о. Германа мы готовить все же не стали. Тем временем прошел Архиерейский собор 2000 года, на котором были причислены к лику святых более 1000 новомучеников и исповедников. А через месяц после публикации деяний собора Нина Ивановна говорит нам:
— Вы заметили, что о. Герман причислен к лику святых?
— Как так? Этого не может быть!
— Да посмотрите сами, в списках есть священник Борис Полянский.
— Почему вы уверены, что это именно он? Священников Полянских было очень много. А от какой епархии он канонизирован?
— От Кемеровской. А моя тетя ездила к нему как раз в Кемеровскую область.
— Но в Кемеровской области было много лагерей. И почему он назван не монашеским именем?
— Ну, могли не знать.
— Это маловероятно.
— А я все-таки уверена, что это он, и теперь молюсь ему как святому! Он был человеком высокой духовности, внимательным к своим многочисленным духовным чадам.
Нам стало понятно, что нужно скорее доставать материалы на прославленного однофамильца и тезку о. Германа. Мы начали изучать их и выяснили следующее. Священник Борис Полянский был прославлен на основании дела 1937 года, где он на допросах держался исключительно стойко и никого не назвал. При этом в деле нет никаких данных о том, что он монах, зато указаны место и дата рождения: Тирасполь, 1901 год. А вот это уже совпало с делом архимандрита Германа. Более того, в обоих делах указано, что подследственный происходит из семьи священника-миссионера. Таким образом, после сравнения двух дел, стало ясно, что Нина Ивановна права. Права, вопреки вероятности!
Сведения о священномученике иерее Борисе Полянском и об архимандрите Германе (Полянском), полученные из США, Москвы и Кемерова, вновь пришлось объединить: они были об одном и том же человеке.
Борис Полянский родился в Тирасполе в
1901 году в семье священника-миссионера. Приняв монашество с именем Герман, он в 1924 — 1926 годах учился в тайной Духовной академии, существовавшей при Высоко-Петровском монастыре. В 1926 году епископ Варфоломей (Ремов) рукоположил его во иеромонаха, в 1932-м — в архимандрита.
Священник Дмитрий Пашков передал нам интересный документ, найденный в архиве профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева. Это копия отзыва на магистерскую диссертацию архимандрита Германа, написанную в 1932 году. Отзыв составлен священномучеником митрополитом Анатолием (Грисюком), в прошлом ректором Казанской духовной академии (митрополит Анатолий был арестован в 1936 году и скончался в лагерной больнице 23 января 1938 года. Причислен к лику священномучеников). Отзыв рукописный, очень подробный и занимает больше трех страниц формата А3. Заканчивается он так: «Ученая сторона диссертации довольно высока для нашего времени. Литература привлечена достаточно обширная. Автор изучил греческий язык и почти везде безошибочно переводит подлинный текст взятого церковного писателя. Он делает ряд экскурсов в литургику, в биографические тонкости. По всем этим данным и принимая во внимание условия для богословско-научных работ в нынешнее время, считаю автора... заслуживающим поощрения».
Этот отзыв показывает, что и в условиях тяжелейших гонений в Высоко-Петровском монастыре велась педагогическая работа и даже писались магистерские диссертации.
В 1933 году архимандрит Герман был арестован и осужден на три года лагерей. Из лагеря отец Герман присылал письма, которые в Москве разрезались на кусочки, адресованные разным чадам. В лагерь к нему ездила духовная дочь — тетка Нины Ивановны. В 1936 году от отца Германа пришло письмо, в котором из намеков было понятно, что дело его пересмотрено и срок добавлен. Из документов стало ясно, что срок продлили еще на пять лет, а в 1937 году «тройка» приговорила архимандрита Германа (Полянского) к расстрелу. О. Герман расстрелян 4 ноября 1937 года, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, вместе с архиепископом Серафимом (Самойловичем), место расстрела и их могила неизвестны.
Итак, установив, что иерей Борис Полянский и архимандрит Герман (Полянский) — одно лицо, мы должны были внести поправку в деяния Архиерейского собора: вместо священномученика Бориса записать священномученика Германа. Если бы мы подали материалы на канонизацию о. Германа в первоначальном виде, он не был бы канонизирован. Но по промыслу Божию и молитвами духовной дочери получилось иначе.
В связи с этой историей возникает вопрос о правильности непременного требования неназывания никого на допросах. Про это уже писали разные авторы, говоря о том, что протоколы допросов часто подделывались или читались измученному заключенному (может быть, с пропусками) с требованием тут же подписать. Поэтому не очевидно, что этим следует определять святость мучеников, доверяя следователям и «писарям» из КГБ. Особенно в тех случаях, когда страницы протокола написаны рукой следователя, и только краткая подпись — которую очень легко подделать — может свидетельствовать о подлинности протокола.
Архимандрит Герман (Борис Полянский) с миллионами православных людей победил сатанинские силы зла безбожной власти, которая ставила задачи: закрыть последний храм, уничтожить последнего попа, уничтожить слово «Бог» на всей территории Великой России. Прошло более 60 лет, мы пользуемся плодами их побед, наша Родина свободна, и на нашей земле, как нигде в мире, растет число храмов, в которых совершается хвала Богу. Воистину нет большей любви, чем отдать душу свою за други своя!


Письмо, присланное архимандритом Германом семикласснику Борису Ивановичу Клушанцеву, брату Нины Ивановны Кузнецовой (урожденной Клушанцевой) к Пасхе 2 мая 1937 года. Письмо написано за несколько месяцев до расстрела.

Борис Клушанцев родился в 1922 году в Москве в верующей семье, окончил в 1940 году школу с отличием. Он был собранным, серьезным, в старших классах много помогал товарищам в занятиях, в школе его любили. После школы учиться дальше не смог, так как должен был идти в армию. Год служил на Дальнем Востоке, в сентябре 1941 года был переведен на Западный фронт. С фронта пришло одно-единственное письмо, потом официальное извещение: «Пропал без вести».
Cм. также на сайте ПСТГУ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.