На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №3 (32)'2008

Книжная сказка в Переделкине: как Корней Чуковский приютил воскресную школу


Версия для печати
30.05.08, 10:25

Подмосковное Переделкино -- место знаменитое. Три дома-музея: Пастернака, Окуджавы и Чуковского -- привлекают немало людей. Дом Чуковского, пожалуй, самый посещаемый -- группы школьников здесь бывают почти каждый день. А рядом со знаменитой дачей есть маленький деревянный домик, о котором многие, приезжающие в Переделкино, даже не знают. Между тем именно об этом домике Корней Иванович говорил, что это -- самое главное его произведение. Историю маленького дома выясняли корреспондент Марина НЕФЕДОВА и фотограф Екатерина СТЕПАНОВА.

Корней Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) -- писатель, критик, лингвист, переводчик, доктор филологических наук. Родился в 1882 году в Петербурге. Был выгнан из пятого класса гимназии и всю дальнейшую жизнь занимался самообразованием. В 1916 году написал первую сказку для детей «Крокодил». Большинство его детских сказок написаны в 20-х годах. Автор книги «От двух до пяти», которая только при его жизни переиздавалась 21 раз. Исследователь творчества Н. А. Некрасова, А. Блока, А. П. Чехова. В 1962 году Оксфордским университетом ему была присуждена степень доктора литературы. Сейчас издается наиболее полное 15-томное собрание его сочинений. Один из самых издаваемых писателей в мире. Отец четверых детей. Умер в 1969 году.
На илл.: кукла Корней Чуковский


Как стать богатырем
Самым главным своим произведением Чуковский называл детскую библиотеку. Пятьдесят с лишним лет назад он построил ее, а потом подарил государству, с тех пор библиотечный фонд с 400 книг увеличился до 13 тыс. Но дело, конечно, не в количестве книг.

Первая общедоступная детская библиотека появилась в Москве в 1878 году. К 1914-му их в России было двадцать. Со временем сеть детских библиотек расширяется, причем не только в городах, но и в сельской местности.

«Что такое сельская библиотека? -- говорит Валентина Сергеевна Хлыстова, уже больше сорока лет заведующая библиотекой Чуковского. -- Для культурной жизни в сельской местности это практически все».

Конечно, Переделкино -- сельская местность уникальная. Писательский городок здесь появился в конце 30-х годов. Максим Горький попросил Сталина выделить территорию неподалеку от Москвы, где творческая интеллигенция могла бы работать и отдыхать. Дачи были государственными и сдавались писателям в аренду. В Переделкине жили многие известные писатели того времени. Но здесь жили и самые обычные рабочие, строители, продавцы. Дети писателей и дети строителей, по воспоминаниям Валентины Сергеевны, дружили, никаких интеллигентско-классовых различий не было. И в своей любви к Чуковскому были равны все. Детьми «дедушка Корней» был окружен постоянно.

Чего только стоили знаменитые костры, которые Корней Иванович устраивал у себя на участке. Два раза в год на эти костры -- один назывался «Здравствуй, лето!», а другой, соответственно, «Прощай, лето!» -- приглашались все жители Переделкина и окрестных поселков. Входная плата -- десять шишек. Дети относились к этому серьезно -- незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве «входную плату». А изначально идея костров возникла во время ежедневных прогулок дедушки Корнея и детей.

«Корней Иванович страдал бессонницей, и у него был строгий режим, -- вспоминает Валентина Сергеевна, -- днем всегда в одно и то же время он выходил гулять. Местные ребятишки знали это и увязывались за ним. Чуковский вообще имел такую способность -- обрастать людьми, не только детьми, но и взрослыми. Всегда можно было понять -- вот Корней гуляет. Идет толпа, и он над ней возвышается». После прогулок дети заходили к писателю в гости.

Рассказывает Сергей Васильевич Агапов, заведующий Домом-музеем Чуковского: «Когда после войны строились дачи, строители жили в бараках. Иногда по пять-шесть человек в одной комнате. Их детям было просто негде делать уроки. Вот некоторые из них и делали их у Чуковского».

Вероятно, у многих детей, живущих в Переделкине и его окрестностях, вообще никаких книг не было. А Корней Иванович очень радел о том, чтобы дети читали. Поэтому у него появилась дома специальная этажерка с детскими книгами, которые он давал ребятам. «Один мальчик, -- рассказывает Валентина Сергеевна, -- как-то сказал Чуковскому: “Корней Иванович, а я у вас все книги с этой этажерки прочитал, а как стать богатырем -- так и не узнал…” Кажется, тогда Чуковскому и пришла в голову мысль построить детскую библиотеку».

Мойдодыру угодил!
Итак, в начале 1957 года на участке рядом с домом Корнея Ивановича началось строительство. На свои деньги он заказал финский домик, в котором планировалось сделать несколько комнат. Все трудности, связанные со стройкой, ему пришлось взвалить на себя. Чуковский строил не просто хранилище книг. Он строил дом для детей. К концу года библиотека заработала.


Корней Чуковский никогда не гулял один - переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Дети с фотографий, висящих на стенах библиотеки, теперь приводят сюда своих внуков


«Мы проводили здесь все свободное время, -- вспоминает Валентина Сергеевна, -- прибегали из школы -- и сразу в библиотеку. Делали уроки, играли в шашки, в шахматы. Корней заходил в библиотеку каждый день, рассказывал что-нибудь интересное, приводил своих гостей. Первым библиотекарем была его племянница Екатерина Лури. Она нас учила заниматься библиотечным делом -- заполнять формуляры, вести учет книг. Я была уже старшеклассницей, мне все это ужасно нравилось».

Пожалуй, не было у Чуковского таких знакомых, которых он не призвал бы подарить новосозданной библиотеке книги или еще как-то поучаствовать в ее жизни. Известный иллюстратор Владимир Конашевич специально для библиотеки нарисовал картину «Чудо-юдо рыба-кит». Цицилия Сельвинская, дочь поэта Сельвинского, организовала в библиотеке театральный кружок. Чуковский радовался любому вниманию к своему детищу, как ребенок. Литературовед Зиновий Паперный вспоминает, как они с сыном подарили библиотеке вьетнамскую циновку в комнату для игр: «Корней, увидев расстеленную циновку, пришел в такой восторг, что лег на нее и начал кататься, приговаривая что-то вроде: наконец-то ты, мол, Мойдодыру угодил!»

Тишина, покой и книги
Когда сегодня подходишь к библиотеке, кажется, что время вокруг нее не движется: деревянный дом, вокруг тишина, пахнет прелыми листьями.


Сейчас в поселке Переделкино детей немного, но через железную дорогу построен огромный район Ново-Переделкино, и сегодняшние читатели библиотеки -- оттуда.

«Я когда узнала, что рядом с Домом-музеем Чуковского есть библиотека, ради любопытства сюда пришла, скорее, чтоб с ребенком прогуляться, книги брать не собиралась, -- рассказывает мама одной юной читательницы. -- Но когда я уходила, у меня ручки у сумки оторвались -- столько я всего тут набрала. Во-первых, я нашла здесь книги, идеально подходящие для маленького ребенка, который начал недавно читать сам. Это так называемая “лапша” -- тоненькие книжечки с крупными буквами и очень хорошими картинками. Они большими тиражами издавались в советское время, а сейчас их ни в одной библиотеке не найдешь -- они быстро истираются, их списывают, а новые такие сегодня не издают. А у Валентины Сергеевны несколько полочек с этой “лапшой”, причем стоят книги так, что ребенок может в них сколько угодно копаться и выбирать». «Я знаю массу приемов, как предложить ребенку, даже случайно зашедшему к нам, захотеть порыться в книгах, -- говорит Валентина Сергеевна. -- И он обязательно какую-нибудь книжечку возьмет домой почитать. Я никогда не списываю и не выбрасываю книг. И никогда не отказываюсь, если кто-то что-то предлагает, даже если книги старые, потому что знаю -- среди них может оказаться что-то ценное». Сейчас в той комнате, где первые читатели библиотеки делали уроки, висит школьная форма и портфельчик пятидесятилетней давности. А в портфеле несколько учебников тех времен -- Валентина Сергеевна их собирает. «Помню, у меня на лавочке лежал учебник русского языка пятидесятых годов, -- рассказывает библиотекарь, -- кто-то мне принес его, и одна современная учительница взяла его полистать, и смотрю -- она сидит и сидит, листает и листает. Потом поднимается и говорит: “Это же просто клад, мне все это необходимо переснять!” Или, например, мне подарили первые издания детского журнала “Сверчок”, выходившего в 30-е годы. Как потрясающе эти журналы были сделаны, с какими иллюстрациями».



Как и пятьдесят лет назад, главные люди в библиотеке - дети. Может быть, с возможности самостоятельно порыться в книгах и начинается любовь к чтению?


Для чего нужны эти старые книги и журналы? Да хотя бы для того, чтобы современные художники могли поучиться иллюстрированию, считает Валентина Сергеевна. В книгах пятидесятилетней давности иллюстрации были изумительные, и значение им придавалось не меньшее, чем текстам.

«Когда моим детям было лет по шесть-семь, поход в библиотеку Чуковского был целым событием, -- рассказывает еще одна жительница Ново-Переделкина. -- Дети ждали его как праздника. Жители спальных районов нас поймут. Обычно мы собирались по нескольку семей вместе, брали с собой чай с бутербродами, когда приходили в библиотеку, чувствовали себя как путешественники, дошедшие до охотничьего домика. Потом начиналось копание в книгах. Так как идти далеко, Валентина Сергеевна нам разрешает брать помногу книг сразу, и не на две недели, как в городских библиотеках, а на два-три месяца. У меня дети любят читать. Может быть, потому, что все их детство было связано этими чудесными походами за книгами?»

Дети в библиотеке Чуковского любили и любят заниматься еще одним делом -- рисованием. «Бывает, приходит ребенок, может, он не очень расположен общаться -- как его заинтересовать, чтобы он книжечки какие-то взял? Я предлагаю ему порисовать. Он садится, где ему удобно, и рисует. А я могу с ним рядом сесть, начинаю его расспрашивать -- что это, а это? Смотришь -- он уже общается. Есть дети, которые всегда, когда приходят, сначала рисуют, потом уже книгами начинают заниматься. А я их рисунки вывешиваю на стены».


Валентина Сергеевна Хлыстова бегала в библиотеку после уроков еще школьницей. А после окончания библиотечного института по предложению Корнея Ивановича пришла сюда работать библиотекарем. Это было больше сорока лет назад


Валентина Сергеевна рисунки собирает. Ни одного не выбрасывает. Многие уже выросшие читатели, приходя в библиотеку, перебирают рисунки и находят свои 20-30-летней давности.

Странноприимный дом
Были дети, которые в библиотеке проводили все свое время. Потом здесь пропадали их дети, теперь и внуки сюда приходят. А некоторые, уже становясь бабушками и дедушками, по-прежнему не забывают библиотеку. Приходят иногда с тележкой, берут книги на всю семью.

«Был момент, когда книги сильно подорожали -- у нас тогда увеличился наплыв читателей. Нередко кто-то случайно заходит -- ищет, например, музей Чуковского или Пастернака, смотрит -- свет в домике горит. Для меня главное -- это не формуляры, а люди. Какой бы библиотечной работой ты ни был занят, пришел человек -- все внимание ему, будь это группа детей или бабушка с внуком. Пришли люди зимой, замерзли, предлагаешь им чай. Бывает, приходит ребеночек с папой -- мама их отправила книги сдать. Папа заходит не здороваясь, говорит сыну: «Давай по-быстрому!» А с ребенком-то мы уже давно дружим, он не хочет «по-быстрому», ему нравится порисовать, порыться в книжечках, залезть в игрушки. Он говорит папе: «Папа, ты посиди, сними перчатки, а то в перчатках книги нельзя листать!» Так и папа постепенно, глядишь, станет нашим читателем. Вообще, все мои друзья -- это люди, которые когда-то пришли в эту библиотеку сами или привели своих детей».


«Я знаю массу приемов, как предложить ребенку, даже случайно зашедшему к нам, захотеть порыться в книгах, -- говорит Валентина Сергеевна. -- И он обязательно какую-нибудь книжечку возьмет домой почитать»


Библиотеке уже пошел шестой десяток, а жизнь в ней бьет ключом. Как и раньше, проходят встречи с писателями. Пять лет проводятся детские творческие семинары -- дети со всей Московской области читают свои произведения, выбираются победители, их работы издаются. Бывает, выступают очень талантливые дети. Приезжают группы школьников почти каждую неделю. Вообще, сегодняшние дети знают и любят Чуковского ничуть не меньше, чем сорок лет назад. Хотя у современных детей бывает свой подход к прочтению его сказок. Например, один мальчик по поводу Федоры, от которой сбежала посуда, заявил, что у него-то посуда точно не убежит, потому что она надежно заперта в посудомоечной машине.




В библиотеку приходят не только дети. Многие переделкинские старушки не могут себе позволить покупать журналы. Зато могут взять их здесь.

А еще в Ново-Переделкине есть храм Благовещения Пресвятой Богородицы. И уже несколько лет воскресная школа этого храма проводит в библиотеке Чуковского… свои приходские праздники.

«На праздники -- Рождество, Пасху, Покров -- мы с детьми спектакли готовили, во всякие подвижные игры играли, только вот с помещением была проблема, каждый раз приходилось заново искать, -- вспоминает одна мама. -- Компания у нас уже большая была, человек по пятьдесят собиралось. И вдруг одна мама говорит: мы ходим в библиотеку Чуковского, и библиотекарь нас приглашает у них праздники проводить. Мы не поверили: как так, праздники у нас шумные, кто же нам разрешит в библиотеку толпу детей запускать? Но когда попали сюда, у меня было такое ощущение, что библиотека Чуковского нас давно ждала». Рождество, Масленица, Пасха, Покров, день Архангела Михаила, на который в кустах прячут сделанного из надувных шариков врага-змея и храброе войско дошкольников побеждает его -- теперь каждый год все эти праздники проходят в библиотеке. Почти все дети, приходящие на праздник, рано или поздно становятся ее читателями.


А Валентина Сергеевна рада всем и очень любит эту компанию родителей с детьми из храма, несмотря на суету, без которой ни один праздник не обходится. «Для меня сколько пришло людей, столько и хорошо. Хоть двое, хоть двести». Действительно, на прошлую Масленицу было больше двухсот человек. Спектакль-представление показывают внутри библиотеки, а потом на улице накрывают столы и проводят игры. Как же все помещаются в этом маленьком доме? «Вы знаете, -- говорит одна из мам-организаторов праздника, -- эта библиотека резиновая. Сколько бы детей ни приходило, все помещаются. Бывает, конечно, тесно, но зато всегда весело!» Сергей Агапов: «Для Чуковского главной мечтой было, чтобы эта библиотека была нужна детям. И то, что здесь сейчас проходят православные детский праздники, -- это, я считаю, настоящее чудо».

Версия для печати

Тэги: Музеи  История 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Книжная сказка в Переделкине: как Корней Чуковский приютил воскресную школу

Подмосковное Переделкино -- место знаменитое. Три дома-музея: Пастернака, Окуджавы и Чуковского -- привлекают немало людей. Дом Чуковского, пожалуй, самый посещаемый -- группы школьников здесь бывают почти каждый день. А рядом со знаменитой дачей есть маленький деревянный домик, о котором многие, приезжающие в Переделкино, даже не знают. Между тем именно об этом домике Корней Иванович говорил, что это -- самое главное его произведение

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.