«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.
Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь
— Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?
— Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой — дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.
Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ — не подлинник.
Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.
— В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?
— Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено — это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.
Иерей Даниил СЫСОЕВ родился в 1974 году в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия. Настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской.
— С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?
— Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.
— А что такое «красовуля»?
— Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).
— Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?
— Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.
— Можно ли пить вино и водку в пост?
— Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие — не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост — временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.
— Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?
— Были такие православные — комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.
— Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.
— Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя — грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво — сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино — грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, — а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, — им пить нельзя ничего.
— Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?
— В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.
— А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».
— Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это — плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.
Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина — исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики — нет.
— Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?
— У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.
Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.
— Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка — прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?
— Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.
Сухое или сладкое?
Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:
— С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.
Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров — молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.
Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии — это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.
Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино
Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:
— Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» — самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.
А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.
Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз — замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.
Андрей2009-07-20 Хотелось бы думать, что отцы Даниил и Харитон просто не понимают некоторых процессов, лежащих в основе развития алкогольной зависимости.
"Пить в меру"..... Назовите мне хотя бы одного спившегося, который изначально ставил бы себе цель опуститься на самое дно! Алкоголь для большинства населения нашей страны - типичный наркотик, парализующий волю, гасящий разум, изменяющий сознание. К чему вы призываете, о. Харитон и о. Даниил! Контроливать состояние наркотического опьянения! Чем? Парализованной волей? Угасшим разумом? Помрачённым сознанием?
Спаси Господи Вас, батюшка о. Евгений! Честно сказать, если бы не Вы, то после прочтения такой статьи остаётся лишь бежать без оглядки куда глядят. Я сам прошёл через все ужасы алкоголизма, поэтому говорю это с полной ответственностью.
Dmitry2009-01-01 Уважаемые братья по вере! После прочтения отзывов на статью у меня сложилось впечатление, что помимо прочих проблем и шатаний в нашей Церкви готова возникнуть новая «ересь трезвящихся», возводящая отказ от спиртного в главную добродетель, делающее вино главным злом в нашей жизни, и апофеозом такого «учения» вполне может стать безалкогольное причастие.
-----------------------
Полностью согласен!
Олег2008-09-18 Очень хотелось бы на отзывы получить комментарий о.Даниила Сысоева.Какой вклад в трезвение россиян он делает на своём приходе?
Иоанн2008-06-26 В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям «…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…».
Данная статья напрочь нарушает этот указ Высшего органа Церковной власти.
Владимир Н2008-06-18 Процитирую отзыв Алексея:
"Противно смотреть на пьющую с утра до вечера «коктейли» и пиво молодёжь. Но когда в моём доме за столом собираются друзья, родные – у меня всегда припасена к этому столу бутылочка хорошей самодельной настойки, и это действительно веселит сердца"
Вот, вот, имено такие посиделки в семейном кругу и воспитывают пьющую молодежь, пусть даже не сразу, но в мышлении ребенка закладывается программа: родители, родственники пьют "хорошую настойку" и им весело, значит и я должен. А как известно алкоголь имеет наркотические свойства и подросток после нескольких раз уже не способен остановится, да к этому и не стремится, ведь он не видит той опасности, которую несет пиво, и самое главное следует примеру таких безответственных родителей и родственников.
Валерий Качаев2008-03-29 Великий соблазн, трудноодолимые искушения таит в себе винопитие. Алчущие и жаждущие вина ищут для себя любого оправдания. Надо ли им помогать в этом? Известный мудрец отвечал, что всегда говорит только о том, что знает, но не говорит всего, что знает. Жаждущему свободы полезно прежде узнать о прилагаемой к свободе соразмерной ответственности. Голубь, даже выпущенный в бескрайнее небо, должен вернуться к человеку, чтобы не погибнуть.Я уж не стану напоминать евангельскую притчу о блудном сыне...
Илья2008-03-20 Очень противоречивая статья...всё представлено в одном ракурсе. Начисто забыто огромное православное трезвенное движение конца 19 - начало 20 вв. Когда вышло и соответсвенное указание священного Синода о создании обществ трезвости и установление праздника трезвости 11 сентября (по н.с.) в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Не указано, что стояли во главе этого движения многие священники, причем некоторые прославленные в лике святых. В частности Св.прав.Иоанн Кронштадтский, который писал: «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою» (Св.прав.Иоанн Кронштадтский, Дневник, т.4)
А как же и дргие святые, которые своей жизнью показывали примеры трезвенной жизни. Вот цитаты из "Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней свт. Димитрия Ростовского»:
Прп. Никандр псковский +1581 г. (24 сентября стр.486,490) «Прибыв в обитель, святой продолжал свою строгую подвижническую жизнь; питался он ржаным хлебом и водою; не вкушал ни вина, ни рыбы; лишь только в субботу и воскресенье иногда разрешал себе немного сочива, сварив его из одного растения… пил он одну воду. Хотя он и вёл столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда оно светилось радостью и спокойствием…»
Прп. Сергий Радонежский +1392 г. (25 сентября) «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца». Свято-Троице Сергиева Лавра, 1904 г., стр.22
«Сознавая, что воздерживая себя во всём, есть лучший способ сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и непомраченная ими мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией, – святой отрок накладывает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволял себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водою. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, он не позволял себе и помыслить во всю свою жизнь».
Прп. Трифон Вятский +1612 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 8 октября стр.205, 219-220, 223-224) «Твёрдо исполнял святой келейное правило; вкушал лишь хлеб да воду и то в меру, в определённые дни… Часто поучал он свою братию, – наставлял её в заповедях Божиих и в иноческих правилах, особенно предостерегал иноков от пьянства… Преподобный был требователен к братии, не терпел нарушений иноческого устава. И это вызвало неудовольствие на подвижника… Даже поносили святого, заявляя ему: пусть сделает послабления, или же пусть отказывается от настоятельства. Но преподобный спокойно и кротко увещевал их: «Нам, братия, следует жить по преданию святых отец, довольствоваться общею трапезою в определённое время, вина не держать». Братия изгнали Трифона из монастыря и избрали себе нового настоятеля – Иону, ученика Трифона. «Иона начал держать в монастыре хмельные пития, устраивал пиры и призывал на них воевод и простых мирян; сам ходил в дома горожан и упивался вином». Позже Иона принёс покаяние перед тяжело больным умирающим старцем
Мч. Платон +302 или 306 г. (18 ноября стр.487) «Находясь в заточении, мученик говорил своим мучителям: «Не думайте, братия, что я умру, если не принимаю вашей пищи; вы питаетесь хлебом, – я же питаюсь Словом Божиим, пребывающим во веки; вас насыщают мяса, – меня же насыщают святые молитвы; вас веселят вина, – меня же увеселяет Христос, лоза истинная».
Прп. Диодор или Дамиан Юрьегорский +1633 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 27 ноября стр.436) «Преподобный Диодор оставил своей обители письменное завещание… «Чтобы и не слышно было о хмельном питии в монастыре у братии, но трезво веселитесь в духовном житии. Если же кто, одержимый бесстрашием, и презрев сию мою заповедь и писание, начнёт носить в монастырь вино и предаваться пьянству, тот будет судиться со мною пред грозным и нелицеприятным Судиёю, Господом нашим Иисусом Христом».
Прп. Антоний Сийский +1556 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 7 декабря, стр.480, 483, 484) «Было установлено в обители строгое общежитие – общая для всех равная пища и одежда. Хмельные пития запрещались совершенно: предписывалось не принимать их и от христолюбцев, даже не допускать принесших к монастырю. «И сим уставом блаженный возможе пьянственного змия главу отторгнути и корение его отсещи», – так свидетельствует жизнеописатель преподобного». Перед смертью преподобный наставлял братию: «…иметь пищу по уставу монастыря и совершенно избегать пьянства – не варить хмельных питий в монастыре и не держать их».
Свт. Пётр митрополит Московский +1326 г. (первая дополнительная книга: сентябрь – декабрь, 21 декабря, стр.570) «Который же священник начнёт пить вино, а службы не оставит, то он не истинный священник Христов».
...и многие другие примеры...
Ирина Молчанова2008-03-16 Вызывающая статья, как жаль, что людьми церковными подымаются вопросы "культуры пития", вместо того, чтобы обсудить такую острую на сегодня проблему, как спаиваивание молодежи. Ведь это бич современного общества, и благодаря рекламе, невидению или нежеланию видеть в этом проблему и таким вот "напутствиям" он только набирает обороты. Это не говоря уже о том, сколько бед и несчастных случаев ежегодно происходит "по вине вина".
Самое первое, что бросается в глаза - в заголовке статьи заявлено, что в отношении пития будет представлено мнение Церкви, как я понимаю, должно было быть либо однозначное мнение, либо две точки зрения на этот вопрос. Но из содержания самой статьи я увидела лишь однобокий взгляд "за" питие, да еще агрессивные выпады против тех, кто желает жить трезво. А ведь мнение Церкви по этому поводу неоднозначное, и слава Богу. У нас возрождается трезвенническое движение: так, православные общества Трезвения существуют сейчас и в России, и в Украине. При желании в инете можно найти подробную информацию об их работе, и не стоит игнорировать и ставить "под вопрос" факт существования таких движений, не надо также нивелировать их значения для современного общества, спокойно созерцающего, как спаивается и одурманивается его будущее.
Спасибо огромное всем тем, кто тоже не согласен с этой статьей, особенно священству.
Трезвенница Ирина.
свящ. Димитрий Савин2008-03-01 Не понимаю, как можно посмеиваться над "сухими" свадьбами и непьющими баптистами. Лучше поучиться у них умению справляться со своими страстями. Наши православные десятилетиями ходят в храмы и до сих пор снимают напряжение водкой, да ещё выставляют это в качестве добродетели.
Елена2008-02-07 С БОЛЬЮ прочитала эту статью! :(
Наши храмы уже десятилетия залиты слезами матерей, жен, просто людей не черствых сердцем! А наше духовенство до сих пор рассуждает об алкоголе - как продукте питания!
И ничего им не указ... Ни сам факт, что еще в 60-х всемирной организацией здравоохранения алкоголь принят как НАРКОТИК, а НЕ продукт питания !
Ни последние научные исследования по-которым алкоголь -опаснейший наркотик! Опаснее, чем каннабис, ЛСД, экстази!!!
Мой муж пил запоями более 10 лет.
Осознавал свою страшную беду, постился, молился, боролся с ней всеми православными и медицинскими средствами.
И "замечательные" подобные, таким "мудрым" статьям советы, он получал в церкви, мол немного можно, все должно быть в меру! Что в меру!??? САМОУБИЙСТВО????!!!!
Да, поистине, святым отцам и не снилось, что будет в последние времена!
Пободные советы были началом очередной возможной гибели мужа и ввержение в длительный ужас всех домашних... (У него было почти 3 стадия алкоголизма)
Это продолжалось пока мы не встретили православных трезвенников.
Муж пе пьет более 2,5 лет... СЛАВА БОГУ за ВСЕ!
Огромное спасибо протоиерею Евгению Пейкову и тем, кто не согласен со статьёй!
Православная трезвенница Елена!
мирянин Владимир2008-02-05 Братья, не вкладывайте "в уста" автора то, что он не говорил!
Не будем забывать: журнал публикуется для верующих и/или ищущих. Которые могут отличить пьянство под кровом самообмана если не сами, то с помощью батюшки. И найти меру - для кого-то это действительно "0", и об этом в статье сказано тоже.
А если кричать "Алкоголь - яд в любых количествах", то скоро в ответ заорут про опиум для народа. Те же представители горячо любимого некоторыми ВОЗ.
протоиерей Евгений Пейков2007-12-30 Меня очень удивляет то, что некотрые люди в православных, действующих по благословению епископов, обществах трезвения, видят врагов и еретиков. Хотите пить - пейте, ваше дело. Кто может человека заставить жить трезво? Но зачем так сердиться на православных людей, утверждающих, что из двух образов жизни, трезвый - лучше и полезнее для спасения души отдельного человека и для всего современного общества?
Похоже на движение страстей в сердце, несвободном от зависимости.
http://blogs.mail.ru/mail/ortodox_dn/
Алексей2007-12-19 Уважаемые братья по вере! После прочтения отзывов на статью у меня сложилось впечатление, что помимо прочих проблем и шатаний в нашей Церкви готова возникнуть новая «ересь трезвящихся», возводящая отказ от спиртного в главную добродетель, делающее вино главным злом в нашей жизни, и апофеозом такого «учения» вполне может стать безалкогольное причастие. Почему нам так часто хочется «дописать Писание»? Там сказано, что вино дано человеку веселить сердце его – и там же сказано, что пьяницы не унаследуют Царствия небесного. Я отношусь с уважением к тем людям, которые в силу каких-то причин решили отказаться от спиртного, ведь для многих этот непростой крест – подвиг во славу Божию. Понимаю и то, что для кого-то алкоголизм стал болезнью, и этим людям алкоголь нельзя употреблять так же, как нельзя есть варенье диабетикам или жгучий перец людям с больной печенью. У меня не вызывает симпатии стремление многих при любой возможности «заложить за воротник», и просто противно смотреть, как в преддверии тех же новогодних праздников, после корпоративных отмечаний, приличные с виду люди возвращаются домой в отвратительном состоянии. Противно смотреть на пьющую с утра до вечера «коктейли» и пиво молодёжь. Но когда в моём доме за столом собираются друзья, родные – у меня всегда припасена к этому столу бутылочка хорошей самодельной настойки, и это действительно веселит сердца, помогает вытряхнуть из головы хоть на время тучу повседневных забот. Это вино добавляет румянец на щёки гостей, но никто не теряет своего облика, а песни после застолья поются вполне пристойные, и исполняются они весьма музыкально. Рюмка хорошего коньяка для меня бывает лучшим лекарством от головных болей и болей в сердце, чем горсти таблеток. И ещё я люблю порою выпить хорошего импортного пива с самим пойманной и завяленной рыбой. Поверьте, такие мои – пусть даже и «слабости», не являются ни горем для моей семьи, ни причиной печали моей супруги. Да, я угощаю своих гостей спиртным – но я учу их правильно пить его, чтобы было веселие, а не пьяный угар, и для этого сам регулирую количество выпиваемого и обеспечиваю соответствующую закуску. Мне кажется, многие сейчас просто не умеют употреблять алкоголь – они пытаются заполнить им свою внутреннюю пустоту, впасть в эйфорию, переступить границы своих комплексов и моральных запретов. Наверное, в таком случае действительно к алкоголю можно пристраститься как к наркотику – как та крыса, что включала вживлённый в центр удовольствия электрод, пока не умерла от шока. Это общий вопрос духовности нашего общества, я думаю, алкоголь тут следствие, а не причина… И немаловажный момент – качество. Ведь многие алкогольные напитки сейчас очень низкого качества – и даже небольшая их доза вызывает похмелье, которое люди и пытаются снимать «подобным», что приводит к заболеванию (я уж боюсь предположить, что же содержится в нашем пиве и «коктейлях»). Отсутствие культуры – вот причина многих наших бед, в том числе и алкоголизации населения. Для православного человека есть ещё хороший критерий допустимого количества выпитого – чтобы перед сном человек смог прочитать вечернее правило, и уж совесть христианина пусть подскажет ему, в каком состоянии его беседу с Богом можно будет считать просто бесстыдством и наглостью.
Я благодарю авторов этого материала за очень интересную, своевременную и нужную статью, которую я прочёл с большим интересом!
протоиерей Виталий Бакун.Донецкая епархия2007-12-11 Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу.
Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу.
Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много, ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди.
Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка.
И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им.
Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог.
Святитель Тихон Задонский.
gattsby2007-12-01 Не согласен с авторами материала! Ощущение, что они живут в каком-то ином совершенно мире. Оторваном от реальности! Народ в России не просто пьет - упивается до смерти! И не просто упивается. но и оправдывает свою страсть. Хоть может быть и не так мягкко оправдывает. как вышеупомянуте отцы. Но и они свою каплю на чашу алкогольных весов капают! (Уж простите меня, святые отцы!!)
"Вино веселит сердце человека" - прав псалмопевец! НО о каком сердце он говорил? О чистом сердце! А кто может сейчас о нем сказать из нас и близких нам? Вот и надо беречься самим и беречь других от винного огня. И об этом надо писать!!! А не о том, что пить надо в меру... Лично ддля отцов
(хоть и на Афоне!) мера может и есть. Но не в России сейчас! поверьте!!!!
Типикон с и Афон с его красовулей - вещь богдухновенная, но я бы о них всех молчал бы накануне Нового года и страшных,убийственных янаврских каникул в России!!!! Не губите людей, доргоие мои!!! Прошу вас!
Лариса2007-11-24 Да-а-а, уж!!!! Знаю я тут одного юношу, в епархии работает. И каждая служба завершается так называемым "архиерейским чаем". Боюсь, парень скоро сопьется: уж и не помню, когда совсем трезвым бывает..
А наш приходской священник общество трезвости окормляет. Грешит, да? Обидно такое читать. Я лично знаю очень мало людей, которые знают, где границы меры и вовремя останавливаются, поэтому предпочитаю не рисковать вовсе.Я думаю, что вино виноградное было благословлено в Евангельские времена, т.к. не было способа сохранить виноградный сок, кроме как сбраживая. Принято причащаться с использованием вина и хлеба - так и делаем, но это вовсе не означает, что для здоровья полезно винопитие. Вино и причастие это совершенно не одно и то же. Простите, если кому-то мое мнение не понравилось.
протоиерей Евгений Пейков2007-11-23 Отче Данииле! C братской любовью выражаю свое несогласие с мыслями, высказанными Вами в этой публикации. Трезвенное движение в РПЦ существует с 19 века по благословению священноначалия и авторитетных духовников. Бросать в адрес трезвенных традиций православия такие сравнения и грозить анафемой по меньше мере - некорректно. Мы не гнушаемся вином, а считаем его внебогослужебное уптребление неполезным и соблазнительным для других. Также мы следуем совету Серафима Саровского: "Чтоб его и духу у меня в обители не было" и множества других святых, особенно русских о пользе воздержания от выпивки. Насчет водки почитайте дневники св. Иоанна Кронштадского, они вам многое прояснят.
Ваше высказываение насчет протестантизма крайне нелепо. "не пьют, потому что им делать нечего". Это некоторым нашим православным иереям и мирянам "делать нечего", от этого пьют до одурения и не только в праздники, а когда пытаешься что-то сказать по этому поводу, заплетающимся языком про ап. Тимофея вспоминают, не утрудившись со святоотеческими толкованиями ознакомиться. Стыдно мне за собратьев наших. Стыдно перед теми людьми, что из-за иерейского пьянства от церкви отошли, стыдно перед теми женами, чьи мужья вместо отрезвления и вразумления в храме очередной стакан от иерея получают, стыдно перед землей святой русской, от пьянства вымирающей и по благословению иереев, отрезвления не принимающей.
Простите отче, если обиделись.
Братья и сестры!
Православная церковь - это не тоталитарная секта, где все обязаны по всем вопросам думать одинаково. Поэтому не будем осуждать о. Даниила за его точку зрения, которая отображает в целом отношения общества к данному вопросу.
Есть священники, что думают и действуют совсем по-другому
http://www.prosvetcentr.ru/trezv1/dec/a15.htm
Олег2007-11-11 Смешение понятий.
Вино не грех. Но жить трезво не только можно, но и нужно. Это добродетель, это наша миссия: быть светом пьяному миру, не быть соучастниками его безумства.
Неужели мы оставим завет апостола Павла? «... если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:10-13)
С каких это пор употребелние спиртного считается духовной активностью? Православные трезвенники говорят о сугубом воздержании, о более внимательной, трезвенной духовной жизни. При этом внешная активность свидетельства о вере также не оставляется. Мы не должны переставать быть светом миру.
Очень больно читать такой материал. Для рассмотрения такого сложного вопроса как зависимость от спиртного можно было спросить хотя бы у тех, кто работает в этой области, реально помогает людям выйти из беды и удержаться на краю. А не чье-то частное мнение, пусть даже священника, возводить в ранг "мнения Церкви". Это интервью, во-первых, перечеркивает действительно православное трезвенное движение, его опыт и историю. Во-вторых, дает соблазн миру в очередной раз записать Церковь в разряд вредителей. Мы таким образом становимся уязвимы для упреков, которые в этом случае справедливы. Ибо МЫ спаиваем Россию, говоря о мере, которую НЕВОЗМОЖНО соблюсти, ибо по мнению Всемирной организации Здравоохранения, алкоголь - это наркотический яд в любом количестве.
Михаил2007-11-10 Граждане, не надо предвзято относиться к православным трезвенникам. Вот не надо - и всё!!! Ознакомьтесь:
http://www.miroslavie.ru/optimalist/uglovf.htm
Леонид2007-11-09 "...заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь". А мы всегда с таким восторгомм пишем о движениях православных трезвенников. Очень актуальный материал!
Ваш отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.