На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №8(28)'2007

Сорок лошадей отца Бориса Кицко


Версия для печати
31.10.07, 20:42


В городке Верещагино под Пермью священник организовал конно-спортивную школу для трудных подростков. Сейчас у отца Бориса КИЦКО сорок лошадей, в школе занимаются около сорока детей из приходского приюта и еще шестьдесят из города. Джигитовке мальчишек обучает иеромонах. С репортажем из Верещагина -- корреспондент Анна ПАЛЬЧЕВА и фотограф Евгений ГЛОБЕНКО.

Протоиерей Борис Кицко -- благочинный храмов Верещагинского округа Пермской епархии, настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского, духовник Свято-Лазаревского женского монастыря. Родился в 1963 году, потомственный казак, с детства ездит на лошади. В 1989 году рукоположен в иерея. Отец шестерых детей и еще двенадцати приемных. Десять лет назад создал приходской приют, в котором сейчас в общей сложности живут 40 детей (мальчики и девочки, которых примерно поровну, живут отдельно на разных территориях: мальчики -- при конной школе, девочки -- в скиту Лазаревского монастыря). Шесть лет назад создал конно-спортивную школу с целью реабилитации трудных подростков. Помимо приютских детей здесь обучаются около 60 детей из города. Летом на территории школы располагается детский лагерь. Всего в школе 40 лошадей. Занятия проходят в две смены. Утром (чтобы ребята успели в школу) и вечером, после учебы. Обучение бесплатное. После полутора часов занятий детей обязательно кормят в трапезной. В дождь занятия не отменяются, дети ездят верхом и зимой, и летом. Школа работает семь дней в неделю. Дети могут заниматься хоть каждый день, но не реже двух раз в неделю.


В новую жизнь -- на коне
По плотной фигуре протоиерея Бориса Кицко никогда не скажешь, что он -- отличный наездник. Однако это так: отец Борис с детства на лошади. «Когда я стал думать, что бы такое сделать для моих хлопцев, я вспомнил о том, как в детстве любил лошадей. Лошадь -- это же не просто животное. У нее есть характер. Она, можно сказать, личность, друг. И поэтому особенно привязывает к себе человека», -- вспоминает батюшка. «Хлопцы» -- ребята из приходского приюта, который существовал уже года четыре к моменту создания конно-спортивной школы. Потом школу и приют перевели на одну территорию -- чтобы ребятам быть поближе к лошадям.

Верещагино -- город небольшой (20 тыс. жителей). По одну сторону полосы щербатого асфальта -- серые пятиэтажки, по другую -- деревянные домики с наличниками. Но народ здесь активный: есть спортивные секции, танцевальные и музыкальные кружки. И школа верховой езды. Она единственная в крае, несмотря на то что в Перми есть ипподром. Конный спорт особым образом притягивает человека -- он остается не один на один с тренером. Есть еще третий -- лошадь. Это не спортивный снаряд, у нее есть характер, между наездником и лошадью выстраиваются отношения. И ради этих отношений люди меняют свою жизнь. Кто-то оставляет университет и идет работать конюхом. Кто-то, как здешние ребята, бросает улицу, вредные привычки, порывает с криминалом.

«Из города» (в смысле не из приюта) на занятия приходят около шестидесяти детей. У кого-то дома все отлично, у других -- проблемы с родителями. Или даже с милицией. Некоторые из «городских» -- одноклассники приютских ребят. Получается, что мальчишки из приюта привлекают сюда «домашних» детей. Но не только. Верещагинская школа буквально гремит в округе. Алена с детства бредила лошадьми, но в ее родном городе Добрянке, который в несколько раз больше и благополучнее Верещагина, заниматься ездой было негде. Мама случайно услышала про школу и привезла девочку в летний лагерь отца Бориса. И не одну, а с целым «выводком» подружек. Сюда приезжают на лето даже из самой Перми.


Ученики сами ухаживают за лошадьми, седлают, чистят, моют конюшню. Ребят с территории конной школы буквально не выгонишь, они готовы проводить здесь дни напролет. Но если вдруг преподаватели узнают, что их ученик из-за лошадей стал прогуливать обычную школу или у кого-то снизилась успеваемость, -- могут отстранить от занятий. Это, конечно, самое страшное наказание. Не менее строгий штраф налагается за матерную ругань, распитие спиртных напитков и курение. Но ради лошадей даже самые закоренелые хулиганы готовы терпеть такую строгость. Так и начинается их исправление.

Здесь ездят по-деревенски -- без седла, лошадей не куют. Всего лошадей (вместе с жеребятами и осликом) сорок. А больше пока и не нужно.
Территорию школы с одной стороны огораживает шоссе, с других -- лес и поле. Ребятам из приюта, а также тем, кто приехал в лагерь на летнее время, выходить за территорию без разрешения запрещено. Зато в самой школе все устроено так, что тут можно провести целый день, ничуть не соскучившись. Есть столы для настольного тенниса, турники, брусья, песочница для малышей, пруд с катамараном. По специальному заказу сварили качели, какие были в детстве отца Бориса, -- высоченные, качаются на них стоя. Когда они разгоняются до высшей точки, подошвы начинают отлипать от доски, на которой стоишь. И если осмелиться не смотреть на ноги, а поднять голову -- видно далеко, до самого горизонта: нежно-зеленые поля, реку, сизый лес и солнце сквозь тучки.

А еще есть мишка. Косолапый пятимесячный медведь, который по вечерам громко требует «мороженку» и сосет палец, если ему подставить. Зовут его Хомка. Сидит на цепи -- не чтобы не убежал, а чтобы не шкодил в огороде и не приставал к другим животным (помимо лошадей здесь живут еще овцы, кролики и куры). В лесу охотники завалили медведицу, а она оказалась с медвежонком. Так Хомка попал сюда. И конечно, тут ему по части популярности равных нет: мимо малыша спокойно не проходит никто. Вопросы о Хомкином будущем задают отцу Борису все, но он еще не решил, как поступить со всеобщим любимцем. «Вообще, в наших краях деревенские традиционно держали медведей. В деревне, где я рос, была ручная медведица. Но самая большая сложность, -- говорит батюшка, -- в том, что Хомка меня переживет. Ведь в хороших условиях медведи живут до сорока лет. И кто же будет за ним ходить, когда меня не станет?»

Хлопцы
«В арсенале» отца Бориса есть мальчишки, на счету которых не один ограбленный магазин. Это настоящие короли улиц. Но мальчишки -- народ любопытный: «Тэ-э-экс, а что за школа такая? А что за лошади?» Они появляются раз, два... «Почему у других верхом получается, а я не могу?» Приходится еще и еще походить на занятия. А потом говорят отцу Борису: «Можно я с вашими ребятами поживу?» Остаются. Некоторых в школу приводят сами родители -- в основном, одинокие мамы, которые не справляются с мальчишками, или родственники, взявшие осиротевших детей на воспитание. Кто-то бросил учебу, кто-то загулял, кто-то связался с дурной компанией, кто-то не находит общего языка с отчимом.

Леха -- типичный дворовый парень в надвинутой на глаза кепке и кожаной куртке с иностранными надписями. Подходит вразвалочку, улыбается щербато. Напрягаешься: чего от него ждать? И он вдруг: «А хотите на Биме покататься? Он тут самый лучший -- спокойный, послушный. Я его больше всех люблю». Парень здесь всего пару месяцев. Его буквально сплавили сюда работники интерната, где он раньше жил. Он их запугивал: если что не по нему -- не имеете права! Я на вас в суд подам! Что-то мало-мальски поделать отказывался наотрез: «Я сирота, вы мне все обязаны!» Сладу с ним не было никакого. Причем, что самое обидное, по сути, такое поведение было продуктом стараний самих же работников интерната -- соцработники приходили к подросткам, втолковывали им про их права и про обязанности всего мира перед ними. Вот и получился такой наводящий ужас Леха. Привезли его сюда. Отец Борис с ним знакомится: «Алексей, ты куришь?» -- «Бросил!» -- «А это что?» -- батюшка вытащил у парня из рукава пачку сигарет и отбросил в сторону. «Да как вы смеете?! Я на нее знаете сколько зарабатывал?! Я вас по судам затаскаю!» -- «Как же так? Ты же сказал, что бросил. И ребята это слышали. Вот теперь совсем, значит, бросил». С работой на конюшне была та же история: «права не имеете!». «Леш, ну ты подумай, что с тобой будет, когда ты из интерната выйдешь?» -- «Мне квартиру дадут, обязаны». -- «Хорошо. А дальше что? Кому ты будешь нужен, ты же ничего не умеешь. Сопьешься, и только». Призадумался Лешка, почесал под кепкой затылок и пошел мыть конюшню.

Сероглазый улыбчивый Володька признается, что был наркоманом. Но как-то плохо верится. Он уже выпускается -- ему восемнадцать, и он собирается домой, в Петербург. Поступать. В Верещагине окончил вечернюю школу, а днем учился в техникуме на маляра.

Хмурый загорелый Сережка -- самый лихой казак, как его называют. В седле держится, как приклеенный, а лошадь, почувствовав на себе серьезного наездника, выкатывает глаза и начинает ходить ходуном. Не на лошади Сергей себя просто не помнит. Ему семнадцать. Сдали его в приют отца Бориса тоже из интерната: ничего не хотел делать, постоянно сбегал, школу забросил на пятом классе учебы, ничто его не интересовало. Правда, была одна страсть -- лошади. Он, еще когда у родственников жил, за двадцать километров бегал на ближайшую конеферму. И там торчал целыми днями. Управы на него не было. Привезли в Верещагино несколько лет назад, и тут Сережка закончил-таки девять классов. Потом его позвали работать на Пермский ипподром. Но там все не ради любви к лошадям делается, а ради больших денег, свои интриги, все какое-то чужое. Короче, вскоре Сергей вернулся. Работает в школе помощником тренера.

Казаки и монах
Джигитовку ребятам преподает иеромонах Александр. Шагает порывисто, всегда с засученными по локоть рукавами. Некоторые ребята тоже закатывают рукава на его манер. Надо сказать, что сел в седло отец Александр только после того, как появилась идея создания конно-спортивной школы. На этом настоял опять же отец Борис. «Я заскакивать на лошадь без седла учился на тяжеловозе. Он высотой в полтора человеческих роста. Зато у него спина мягкая, ездить без седла удобно», -- рассказывает отец Александр. А потом, в первый же год после открытия школы, иеромонах пошел в ученики к мастерам спорта, занимавшимся джигитовкой. Обучение заняло несколько месяцев. Теперь уже у него ребята учатся скакать, стоя в седле на руках, скакать галопом, сидя задом наперед, орудовать шашкой на полном скаку. Мальчишки из школы могут принять присягу и стать казаками: тут, на Урале, очень активное казачество.

Приютские ребята -- все казаки. У всех военная форма и папаха. В келье отца Александра рядом с облачением висят скрещенные шашки и нагайка. Да, казаков-монахов не бывает. Зато известны случаи, когда казаки после ратных подвигов уходили в монахи, говорит преподаватель джигитовки.
Отец Александр все время находится при ребятах. Его келья расположена в одном здании с конюшней. С утра он с мальчишками читает утренние молитвы, вечером они с его наставлениями расходятся по комнатам.

Нас угораздило попасть на день города. На народных гуляниях на местном стадионе как раз было запланировано выступление «наших» казаков. Отец Александр собрал с утра ребят, проводит инструктаж: «Так, ну, кто не в форме? Ногу подвернул? Выступать не сможешь. Кто еще? Так, сейчас моем конюшню, потом седлаем лошадей, в течение полутора часов тренируем программу. Потом -- надеваем форму, берем шашки -- и на стадион!» Ребята разбегаются выполнять задания.

Тренер по верховой езде Алла Магонова до открытия школы о лошадях только мечтала. А теперь сожалеет, что не начала ездить в юности: «Чем раньше, тем лучше. Ребятам в этом смысле повезло». По образованию она -- воспитатель детского сада. Услышала, что где-то под Пермью есть священник, который занимается трудными подростками, и приехала сюда из Донецка вместе с мужем. Собственно, с нее и с отца Александра началась вся конная школа. И еще с нескольких лошадей, которых подарили-отдали. Это были (да и теперь есть) простые деревенские лошади, непородистые, а так -- мешаные. «Лошадей было мало, а детей много. На каждую лошадь приходилось по несколько человек. Некоторых лошадей нам отдавали, потому что они кусали людей или лягались. Это потому, что они людям не доверяли, нервные были. А у нас они исправились, стали спокойными. Получается некий двойной эффект -- трудные подростки исправляют лошадей, а те исправляют подростков», -- говорит Алла. «Трудные говорите? -- удивленно переспрашивает она. -- Да нет вроде. Меня слушаются, все делают, если я попрошу. Не знаю, как так получается? Может, потому, что я их всех люблю. Вот батюшки -- они могут быть строгими. А я мальчишек где-то и побалую».

Тем временем подготовка к выступлению идет вовсю, к Алле, стоящей чуть поодаль от этой суматохи, подскакивают ребята, спрашивают совета. Она меж тем продолжает рассказывать: «Бывают конфликты, конечно. Один из мальчишек -- очень сложно с ним было -- обвинял меня в том, что я на лучшую лошадь сажаю только свою дочь. Но это он больше из ревности говорил, конечно». По ее наблюдениям, ожесточенные, грубые дети становятся после занятий с лошадьми более спокойными, а слишком изнеженные дети, напротив, приобретают волевые качества. Так что верховая езда идет на пользу всем. Детям, которых все всю жизнь предавали -- родители бросили, а если они и есть, то пьют и им дела нет до своих чад, -- любовь просто необходима. Иначе не для кого быть хорошим, не для кого учиться, не для кого стараться. И не важно, от кого они получают любовь -- пусть даже от лошади. А ведь животное не может быть подлым, оно не способно на предательство, низость. И иногда получается, что у приходящих в школу детей, кроме него, в жизни ничего нет. Представляете, среди наших учеников есть дети, которые, когда даешь задание нарисовать свою семью, рисуют лошадей! Это страшно, плакать хочется…»

«Выезжаем!» -- раздается сочный голос отца Бориса. Мальчишки уже ускакали за территорию, а те, кто не выступает -- девчонки из лагеря, друзья и взрослые, -- погружаются на две телеги. Гуляния к этому времени продолжаются уже несколько часов, подвыпившая публика, уставшая от песенных коллективов в народных костюмах, разошлась по палаткам с шашлыком и сувенирами. Ребята ворвались на стадион, как вихрь. Раскисшие зрители ахнули, трибуны заполнились вмиг.
Каждый раз, когда Сережка выезжал галопом, раздавались аплодисменты. А Андрюшка, выполняя сложный кульбит, свалился под ноги чужой лошади. Тут зрители поняли, что перед ними разыгрывается довольно рисковое зрелище. Успех был обеспечен. Потом (уже на задворках стадиона) катали публику за деньги -- по десять рублей с носа. Собранное честно отдали отцу Борису: они с отцом Александром купили газировки и сладостей, и вечером все сидели у костра на территории конной школы.

Вдруг часть ребят, в том числе и дети настоятеля, встала: «Можно мы в увольнение? Сегодня будет салют!» -- «Но чтоб не как в прошлый раз!»
На прошлый день города ребята отпросились погулять, но в назначенное время в приют не вернулись. А на утро отца Бориса вызывают в отделение милиции: «Ваши хлопцы у нас». Оказалось, к девчонкам из конного летнего лагеря городские парни приставать стали, а ребята заступились. Подрались. Отец Борис ходил, договаривался. Отпустили ребят. А потом отец Борис, сверкая очами, призвал их к себе: «Молодцы, что в драку полезли! Если бы не вступились за девчонок, от меня бы больше вам досталось, чем в потасовке и от милиции, вместе взятых!»

Версия для печати

Тэги: Община  Священники  Благотворительность и милосердие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.