На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №5 (22)'2006

Рядом с храмом
Многим горожанам церковь рядом с их домом кажется похожей на задраенную подводную лодку. А ведь она открыта для всех


Версия для печати
09.10.06, 13:54

Мы провели небольшой опрос. Около храмов расспрашивали жителей соседних домов, работников близлежащих офисов и магазинов: замечают ли они, что рядом с ними храм? Что о нем знают? А внутри храмов мы пытались выяснить у прихожан: заходят ли сюда люди с улицы и как здесь встречают впервые пришедших? (Имена и названия приводим так, как услышали от наших собеседников.)

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади


Никита, сержант милиции. Стоит в оцеплении, никого не пускает на Красную площадь:

-- Храм какой? Так, сейчас подумаю. Вон там за воротами Иверская часовня, значит, это храм Воскресенский, да, точно Воскресенский. Я по всему городу работаю и здесь часто бываю, вот как сейчас, в оцеплении. В церкви я бываю очень редко. Собственно, в 2001 году я покрестился, меня мать уговорила, когда я в Чечню уходил. С тех пор только один раз и был у друга на свадьбе. И сегодня, кстати, тоже заходил. Дверь в храме нужно было перекрыть, потому что площадь сегодня не работает. Но в храм все равно попасть можно с бокового входа, я специально проход оставил. Сам храм-то красивый, но вера эта мне не нравится, незачем мне туда ходить. Так -- традиция только.

Юлия, продавец в ГУМе, в отделе Chanel:
-- Как этот храм напротив называется, я не знаю. Не хожу в него. Разве что изредка свечку поставить. Но знаете, на работе времени у нас свободного нет, а забегать в храм на пять минут мне кажется неправильным. В храме надо слушать службу, а не наспех, на ходу с работы или на работу. Поэтому я лучше в выходные неспешно схожу в наш, около дома. Так, чтобы не бежать, чтобы можно было спокойно постоять, подумать.

Елена, экскурсовод, сидит между ГУМом и храмом на Никольской, предлагает провести обзорные экскурсии по Москве:
-- Конечно, я знаю, как называется этот храм -- Казанский. В нем хранится почитаемая икона -- тоже Казанская. Я вообще-то прихожанка храма в Ботаническом саду, я там живу. Но в спальных районах очень много людей в храмах в наше время. Просто толпа -- не пробиться на службу! Здесь гораздо меньше толкотни, как-то свободнее. Можно молиться, а не осуждать окружающих. А туристы мне не мешают. Я их и не замечаю, я же в храм прихожу молиться, поэтому на них внимания не обращаю. Я здесь уже пять лет на этой точке работаю. Знаю многих, кто работает рядом, заходила как-то вечером по дороге домой в этот храм, раз или два, поставила свечку, послушала немного службу, а потом начинала и постоянно сюда ходить. Здесь батюшки очень хорошие. Как их зовут? Не знаю. Раньше был отец Аркадий настоятелем.

Ирина, продавщица в церковном книжном киоске рядом с храмом на улице:
-- В окрестностях действительно мало жителей, хотя в нашем доме на втором этаже живут две семьи. Но прихожан у нас много, едут со всей Москвы. У нас священники замечательные. Хотя Красную площадь часто перекрывают, как сегодня, в храме все равно служат. У всех сотрудников храма, у батюшек и у певчих есть пропуска. Мы проходим за оцепление и все равно служим. В обычное время туристов в храме много, конечно, это да… Бывает, набегут, как цыгане, настоящий табор! Я им: «Потише, потише». Но мешают все равно. А парады, митинги, куранты -- это все нам за толстыми стенами не слышно. Храм и есть храм. Служба идет своим чередом.

Иерей Иоанн СИРОТА, клирик храма:
-- Вы видите только внешнее, а на самом деле и по соседству с Красной площадью есть внутренние дворики, где живут люди. У Исторического музея, например, есть здесь свои жилые фонды. Многие местные жители -- наши прихожане, некоторые даже работают в храме. Наш храм имеет некоторую миссионерскую направленность. Вот, скажем, приехал человек на экскурсию, зашел в храм, здесь все тихо спокойно, служба идет своим чередом, ему понравилось и потом сам приезжает и остается прихожанином. Не все же ходят по месту жительства, кому-то нравится храм, кому-то священники. Среди местных как мы проповедуем? Например, в нашей лавке почти все время можно услышать православные песнопения, динамики стоят и на улице, многие обращают внимание и заходят, а так, возможно, прошли бы мимо. Службы мы никогда не отменяем, даже если проходят митинги какие-то или парады, все равно всегда служим и двери храма никогда не закрываем. Иногда в целях безопасности перекрывают площадь, но на охрану первых лиц государства мы влиять не можем, стараемся оставить открытым по возможности боковой вход. Храм остается храмом, на Красной площади он, или в Рязани, или в селе каком-нибудь. Люди приходят сюда спасать свою душу, и на них же никак не написано, продавец он соседнего магазина, депутат или местный житель. Мы рады всем одинаково.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, метро «Автозаводская»


Максим, постовой, охраняет въезд на территорию завода «Динамо», откуда видны купола Симонова монастыря
:
-- Где находится храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове? Не знаю где. Улица, да, Восточная, если дом шесть у вас записано, так вам, наверно, в ту сторону идти. Что это за купола? Не могу сказать, наверно это и есть дом шесть, других-то не видно.

Иван, гуляет по парку возле стен Симонова монастыря с ребенком-инвалидом. Показал, как пройти на территорию завода:
-- Я живу рядом, мы здесь с сыном часто гуляем в парке. Храм этот на заводе называется Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В Старом Симонове -- потому что раньше здесь был Симонов монастырь, потом его перенесли, а храм остался на старом месте, на месте Симонова монастыря. Весь район в этот храм ходит! И я тоже. Замечательный храм! Вы зайдите обязательно! Вот почитайте, что здесь на табличке у входа написано: «…в храме покоятся мощи святых героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби». Видите, какой храм, исторический! Но как зовут батюшку я, к сожалению, не помню.

Елена, с малышом на детской площадке возле завода, перед входом в храм:
-- Вон по той дорожке можно в церковь пройти. Идите по тропинке и налево через тоннель на территорию завода, а там и храм увидите. Я живу вот в этом высоком доме, поэтому хожу на службы в этот храм. Как называется церковь, сказать точно не могу, а завод этот называется «Динамо», на нем делают двигатели для трамваев. Вы зайдите внутрь -- там монашки, они вам все подскажут. Как батюшку зовут, тоже не помню, я вон никак не могу вспомнить, кто из них моего сына крестил!

Галина, продавщица в церковной лавке при храме:
-- Я здесь давно работаю. Но отца Василия нет. Это не мы находимся на территории завода, а завод на нашей! Раньше наш храм был скитом Симонова монастыря. Здесь ведь лес был, когда преподобный Сергий Радонежский благословил основать в этих краях монастырь. В советское время монастырь закрыли, и храм тоже, построили на этом месте завод. А в 89-м году вернули обратно, но как прихожанам попасть в церковь? Пришлось построить мост-галерею над заводом. Шестьдесят ступенек вверх и только потом спускаешься на территорию храма. Теперь удалось выгородить проход, коридор, через него можно попасть в храм по земле. Наши прихожане в большинстве местные жители, заводчане реже ходят, они ведь по всему городу живут, в разных районах Москвы.

Валерий, начальник охраны храма:
-- Батюшки сейчас нет, приходите к пяти на службу, если хотите с ним поговорить, и прихожан наших увидите. Когда строили завод, здание храма не разрушили, так как его прочные стены решили использовать на благо пролетарского государства. В полу храма установили компрессор. Его потом перенесли в соседнее здание, слышите шум? Вот это работает компрессор. Но нам во время службы заводской шум не мешает, я думаю, и наш колокольный звон не мешает им, а только радует. Не весь же день гул моторов и компрессоров слушать! Я не слышал, чтобы наши батюшки ходили с проповедью на завод.

Ольга и Нина, работают на заводе «Динамо» :
-- В храм-то этот пройти вам никак не получится. Он же на территории нашего завода, а у вас пропуска нет. Но мы сами тоже туда не ходим. Что там делать-то? Я даже не знаю, как он называется, этот храм, хотя работаю давно. У нас никто не ходит.

Иерей Владимир СТРОИЛОВ, клирик храма Рождества Богородицы в Старом Симонове:
-- Я иду по улице в рясе -- это миссионерская деятельность. Если мирянин, проходя мимо храма, перекрестился -- это тоже миссионерская деятельность. А вот приставать на улице, врываться в квартиры, проводить воспитательную работу -- это не нужно. Человек должен сам созреть.
Наш храм находится на территории завода, и мы во многом от него зависим. Но прихожан с завода у нас мало, больше жители окрестных районов. В храм рабочие приходят в форме, их сразу видно. Хотя на большие праздники или на заупокойные службы рабочие даже просят открыть ворота, чтобы им можно было не обходить территорию, а сразу заходить в храм (ведь у наших обычных прихожан нет пропусков на завод, и они проходят по специальному коридору). Но такое бывает редко. На закрытой заводской территории у нас есть еще часовня преподобного Сергия. На праздник мы служим там молебен с крестным ходом и за святой водой приходит много людей.

Храм Живоначальной Троицы в Братееве, метро «Марьино»


Лена и Люда, гуляли с детьми на детской площадке за храмом
:
-- Храм, кажется, Троицы… Мы здесь живем рядом, приходим гулять с детьми на детскую площадку за храмом. Там хорошо, травка зеленая, и машины далеко. Территория храма огорожена, поэтому за детей спокойней, пока они здесь играют. Шесть лет назад здесь был вагончик, потом деревянный храм, теперь его украсили, облицевали, и он выглядит, как будто каменный. У нас двое батюшек -- отец Олег, настоятель, и отец Матвей -- или Максим?

Неля, сотрудница тренажерного зала напротив входа в храм:
-- Не знаю я, как храм называется. И никто вам не скажет: кроме меня, нету тут никого. Ну и что, что рядом. Сходите да спросите у них самих. Закрыто уже? Ну, может, табличка какая-то висит. Мне неинтересно, я и не спрашиваю.

Алиян, прохожая, живет в доме через улочку, из окна квартиры видно храм:
-- Не могу вам подсказать, как он называется. Я в него не хожу, я мусульманка. В мечеть, к сожалению, тоже не хожу, мы только год назад переехали из Казани. Там я ходила, а здесь и не знаю, где она. Мне показывали дорогу, но я пока не съездила еще.

Лидия, сидит за свечным ящиком в храме:
-- Наш храм называется Живоначальной Троицы. Недавно заложили крест, будем строить большой храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. У нас спальный район, людей очень много живет, а храм совсем маленький. Во время больших праздников многим даже приходится стоять у входа. Иногда местные жители уезжают в другие храмы неподалеку, в Марьино например, все-таки там собор, он больше. Настоятель, отец Олег, служит не только здесь. Поэтому службы у нас не каждый день. Но храм всегда открыт.

Валентина, пенсионерка, живет в Братееве с 86-го года, одна из первых, кто переехал в новый район:
-- Это храм Живоначальной Троицы. Я переехала сюда с сыном и с мамой. Мы помогали отцу Олегу строить храм в Сабурове, а когда он шесть лет назад начал строить этот храм, с радостью помогали и здесь. Носили кирпичи, делали все, что нужно. Я работаю в гостинице «Спорт» уборщицей и стараюсь поскорее закончить смену и прийти сюда. Помогаю в храме, все делаю, что просят. А денег за свою работу не беру. Мы же тут живем! Надо храму помогать. Он пока что один у нас. Хорошо бы все-таки нашлись благотворители, чтобы построить большой храм. Мало места в нем -- жителей-то много.

Нина, пенсионерка, живет рядом с храмом, сидит во дворике на лавочке у фонтанчика:
-- Этот храм называется -- храм Предтечи. Мы живем здесь уже больше десяти лет. Я сама ходила по квартирам, собирала на него деньги, когда отец Олег только собирался строить. У батюшки трое детей. Здесь все знают батюшку. Храм-то только один в округе. И тот маленький очень, к сожалению. Не помню такого времени, чтобы в нем было мало людей. Всегда страшная давка. В центре храмов много, можно выбрать, а у нас только один, хорошо, что такой замечательный достался! Вы были уже внутри? Как уютно, правда?!

Иерей Олег ВОРОБЬЕВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Братееве:
-- Миссионерство в городе? Я не очень понимаю, зачем оно нужно в стране, где уже отпраздновали 1000-летие Крещения? Тем более в первопрестольной ее столице. Мы занимаемся с детьми почти во всех в школах района Братеево, преподаем основы Православия -- это необходимо, на мой взгляд, но больше ни на какое миссионерство нас не хватает.

Храм Тихвинской Божией Матери в Алексееве, метро «ВДНХ»


Петр, водитель экскурсионного автобуса, на стоянке возле гостиницы «Космос»
:
-- Я уже много лет вожу по России туристические группы, про многие церкви знаю, в Дивееве бывал, в Оптиной пустыни. Я сам москвич, но о храме, про который вы спрашиваете, я ничего не знаю. Если он тут совсем близко -- пойдите туда и спросите у них у самих, как он называется. Я в церковь-то особенно не хожу. Очень у нас много работы. Вчера вечером закончил смену, сегодня в пять утра уже снова выехал. Но сам я крещеный. Зачем? Ну, традиция, толку-то от этого мало, наверно. Хотя недавно у меня родился внук и я настоял, чтобы его тоже покрестили, в храме, где Пушкин венчался. Знаете такой?

Жанна, отвечает на вопросы туристов в столе информации гостиницы «Космос» :
-- Честно говоря, как храм называется, не представляю, как батюшку зовут, тоже. Я иногда захожу туда, свечи ставлю.

Алла, продавец в сувенирной лавке гостиницы «Космос» :
-- Это храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Только если вы хотите туда попасть – он, наверно, закрыт еще, служба в четыре или в пять начинается. Но я точно не знаю, потому что редко в нем бываю.

Валентина, продавец продуктового ларька в 200 метрах от храма:
-- Конечно же, я знаю этот храм! Я стараюсь туда регулярно ходить. В нем служат три священника, но имена их сейчас не вспомню. Храм этот называется Алексеевский, очень древний. Исторический храм, он был построен в честь рождения Петра I.

Дмитрий, пенсионер, красит оградку на могиле жены на территории храма:
-- На этом кладбище у меня похоронены жена и племянница. Дело в том, что раньше я жил в доме напротив. Но когда умерла моя жена, перебрался в Орехово. Теперь вот очень далеко стало ездить, к сожалению, редко здесь бываю. В церковь эту я не захожу, приезжаю только на кладбище. Я сам неверующий. Так исторически сложилось, что моя жена здесь, поэтому, раз уж хоронили при храме, отслужили панихиду, отпели. Кладбище это Алексеевское. Наверно, и храм так называется.

Татьяна, живет рядом на проспекте Мира. На кладбище рядом с храмом искала могилу какого-то «известного иеромонаха», просто гуляла и решила зайти:
-- Вы не подскажите мне, где здесь могила иеромонаха? И что значит иеромонах -- это такой священник, да? На этом кладбище похоронена дочка моей приятельницы, когда я бываю здесь, захожу в церковь, ставлю свечи за упокой, за здравие. Почему свечки ставлю? Ну, традиция такая есть. Вы думаете, надо верить, да? Я никогда не общалась с местными священниками. Мне ближе католичество: у них можно в храме сидеть и священники современные, подтянутые, не то что наши… Возможно, это потому, что я восемь лет провела в Польше, ко всему присматривалась. Посмотрите, вот у меня и крестик католический. Я родилась 15 августа, это день возвышения Девы Марии (имеется в виду Успение. -- Ред.). Здорово, да? У католиков большой праздник в этот день.

Настя, дежурная по храму:
-- Раньше на этом месте находилось село Алексеевское, отсюда название кладбища, а храм был построен в XVII веке итальянскими архитекторами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее чудотворный образ хранится у нас в главном приделе. Раньше было небольшое кладбище при храме, но за три века оно так разрослось, что теперь у нас как будто храм при кладбище. И местные жители приходят, и те, кто на кладбище зашел. Не могу сказать, кого больше. Часто иностранцы приводят из гостиницы «Космос». Храм никогда не закрывался. Это царский храм, у нас, вон посмотрите на верху, даже ложа есть царская. Храм наш очень интересный. Туристы прикладываются к чудотворной иконе. Не знаю, все ли они православные. Наверно, экскурсовод им объясняет, что это великая святыня.

Лилия, туристка из Аргентины:
-- Если храм, о котором вы говорите, действительно древний, было бы очень интересно его посетить, но в план экскурсионных поездок он не входит. Нас возили в Кремль, на Красную площадь, очень жалко, что мы не знали, что совсем рядом с гостиницей находится интересный архитектурный памятник, ведь сегодня мы уезжаем. В Аргентине сейчас зима, холодно. Нам в России очень понравилось!

Иерей Иоанн ЧИГИНОВ, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском:
-- Мы не занимаемся миссионерством в близлежащих районах. Вы предлагаете ходить с листовками, как сектанты? Мы находимся в городе, который уже просвещен верой Христовой. Здесь множество храмов, на Соловки сейчас за веру не ссылают, полно всевозможной литературы.
Наш храм находится на кладбище, и хотя здесь похоронено много людей неправославных и некрещеных, почти все, кто приходит на могилу к родственникам, заходят в храм купить свечку. Вот тут и нужно уделить им внимание -- если они сами что-то спросят. Иначе, как вы себе представляете, у кого-то годовщина смерти близкого человека, а мы будем подходить к нему на кладбище и спрашивать: «Вы читали Библию? И что вам открылось при этом?» Такой подход только будет отталкивать их. Особенно если миссионер молод и пытается учить пожилых людей, к добру это не приведет. Но если у человека есть какой-то интерес, если у него есть вопросы и он зашел в храм, нужно утешить его. В наш век не хватает христианской любви, утешения и участия, а вовсе не просвещения. Это и будет лучшим миссионерством.

Храм свт. Николая в Кленниках, метро «Китай-город»


Мария, нищая бабушка. Сидит с табличкой «подайте, Христа ради!» напротив храма у входа в метро «Китай-город»
:
-- Это храм великомученика Алексия, то есть преподобного Алексия. Я-то обычно молюсь у нас в храме в Красносельском -- Всех Святых, а в этот я внутрь не захожу, только вот рядом сижу. Прошу денежку, как видите. Кто здесь батюшки, тоже не знаю. Их разве угадаешь в толпе. Хотя погодите, я знакома здесь с одной прихожанкой. Ее зовут Ксения, она реставрирует у них рисунки на стенах. Хотя, честно говоря, я все-таки заходила внутрь несколько раз, перекрестилась.

Костя, учится на звукорежиссера, флейтист. Стоит на остановке троллейбуса возле храма, в сумке лежит армянский барабан:
-- Я тут живу за углом, совсем рядом. Но как называется храм, к сожалению, не в курсе. А вы знаете, что здесь рядом есть еще синагога? Нет, я сам не из синагоги, просто подумал, вам интересно. У меня папа буддист, он культуролог, а я так, крещусь иногда, но неправославный. Здесь много людей живет, вы зря думаете, что на Китай-городе только офисы. У меня прадедушка был генерал авиации, нам тогда и дали квартиру. Между прочим, если подойти вон к той башенке и посмотреть на крест памятника героям Плевны, то он сливается со звездой на соседнем здании -- очень красивый кадр можно сделать. Кстати, у вас рублей пятнадцать не найдется? Мне на маршрутку не хватает… Спасибо. Может быть, вам еще что-то рассказать про местные достопримечательности?

Елена, постоянная прихожанка храма. Стоит у входа, ждет подругу, собираются идти на молебен для беременных:
-- Это храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Очень старинный и красивый храм. У нас есть мощи в храме -- святого Алексия. Здесь служат замечательные батюшки! Я езжу из Одинцова, хотя среди прихожан у нас много и местных жителей. Это только кажется, что здесь кругом офисы. Хотя храм стоит на улице, машин внутри совсем не слышно. А вы заходите к нам! Я уверена, что вам понравится. Вот как раз сейчас начинается молебен для беременных женщин и для молодых девушек, кто хотел бы выйти замуж. У нас в храме хранится очень почитаемая икона Федоровской Богородицы. Служить такие молебны в нашем храме очень старая традиция -- еще святой Алексий Мечев служил, потом его сын.

Евгения, молодая беременная женщина. Отдыхает на лавочке в храме, ждет начала молебна:
-- Я пришла сюда первый раз. Хотя я уже на восьмом месяце, но об этих молебнах у Федоровской иконы не слышала. Мне посоветовала подруга, и я пришла сегодня помолиться.

Аня и Даша, школьницы, 9-й класс. Стоят около дверей храма, шумят, раздают рекламки соседнего магазина косметики. Отвечают наперебой:
-- Храм называется святителя Николая… тут мощи Алексия. Мы здесь уже второй день стоим. Подрабатываем на каникулах… Мне бабушка сказала, как называется храм. Она узнала, что мы теперь тут рядом работаем, и все мне про этот храм рассказала. Бабушка все храмы знает! Мы даже внутрь заходили пару раз. Красивый храм! А вы, если хотите газировки холодной задаром, вон там, на той стороне улицы акция проходит -- бесплатно дают, идите лучше скорее туда! Мы уже по три банки выпили -- нам больше не дают.

Иерей Владимир КОЛОВАНОВ, клирик храма свт. Николая в Кленниках:
-- С соседями мы дружим. И эти контакты никогда не остаются только бытовыми: так или иначе, мы разговариваем, приглашаем в храм. Например, недалеко от церкви есть поликлиника, мы не только в ней лечимся, но и приходим служить молебны раз в месяц, кропим палаты святой водой, устраиваем совместные трапезы, отвечаем на вопросы. Еще у нас рядом с храмом есть ресторан «Дрова». У них иногда играет громкая музыка и для рекламы динамики стоят прямо на улице. Мы попросили их выключать ее во время литургии, и соседи всегда выполняют наше пожелание! Хотя вчера забыли, но потом сами спохватились и пришли в храм, попросили прощения, пирог принесли.
В нашем храме в девять утра бывают молебны у мощей святого праведника Алексия Московского, и я заметил, что вечером я записки, поданные на молебен, пересчитываю, а утром их становится заметно больше, хотя на молебне стоят всего несколько человек. Это значит, что многие перед работой утром заходят и заказывают молебны. Улица у нас очень оживленная, храм находится рядом с метро, так что он сам собой призывает людей зайти. В храме всегда дежурит батюшка. Это тоже, на мой взгляд, важный миссионерский ход.

Екатерина СТЕПАНОВА,
Анастасия РОДИОНОВА,
Павел ГОРШКОВ



Знают или нет люди о храме рядом с ними -- часто зависит не только от них самих, но и от активности самого храма -- его клириков и церковнослужителей. В Церкви есть люди, знающие, как «ходить в народ». Это -- миссионеры. Одного из них, иерея Даниила СЫСОЕВА, кандидата богословия, настоятеля строящегося храма пророка Даниила на Кантемировской, мы попросили прокомментировать наш опрос:
-- Храмы можно поделить на три вида, по типу прихожан. Первый тип -- это храм в спальном районе, куда прихожане приходят удовлетворить свои религиозные потребности по месту жительства. Как правило, в таких храмах нет сплоченной общины, как нет и активной приходской жизни. Второй тип -- это храм, где служит какой-нибудь известный в православном мире священник. Чада готовы ездить к своему духовнику куда угодно. Они активно трудятся при храме, пытаются организовать все виды социальной и миссионерской деятельности, какие только возможно, и даже то, что невозможно, все равно как-то делают, вдохновленные своим духовником. Третий тип -- храм, где хранится какая-нибудь святыня. Паломники приезжают в храм поклониться мощам, бывает, что первый и последний раз они заходят именно в этот храм. То есть туда постоянно приходят люди, но они могут сюда больше и не прийти никогда. Для каждого вида прихожан должны быть свои методы катехизации. Я убежден, что в спальных районах необходимо устраивать огласительные школы, нужно ходить по домам и даже по квартирам с проповедью. В храмах со святынями должны быть штатные миссионеры, которые будут работать с людьми, уже пришедшими в храм поклониться святым мощам или приложиться к чудотворному образу. А в храмах с известными батюшками, наверно, ничего делать в этом направлении уже и не надо, у них и так все хорошо.
Я служу на Оптинском подворье и слышал, что игумен Мелхиседек проводит беседы и встречи с пожарными в соседней с подворьем пожарной части, а они ему за это привозят воду на Крещение. Вот это по-соседски.
Конечно, нужно проникать с православной проповедью и в соседние с храмом школы, и в больницы. Хорошо бы во всех больницах (да и в школах не помешает) повесить телефоны соседних храмов, чтобы любой человек мог позвонить и позвать к себе священника. Работа с окрестными домами и учреждениями обязательно должна вестись. К сожалению, не всегда на это хватает времени и желания у священников и не всегда в приходе есть активные прихожане, у которых был бы миссионерский талант и возможность заниматься катехизацией.

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Рядом с храмом

Многим горожанам церковь рядом с их домом кажется похожей на задраенную подводную лодку. А ведь она открыта для всех. Мы провели небольшой опрос. Около храмов расспрашивали жителей соседних домов, работников близлежащих офисов и магазинов: замечают ли они, что рядом с ними храм? Что о нем знают? А внутри храмов мы пытались выяснить у прихожан: заходят ли сюда люди с улицы и как здесь встречают впервые пришедших? (Имена и названия приводим так, как услышали от наших собеседников)

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.