На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №4(21)'2006

Вчера и завтра военного духовенства в России


Версия для печати
26.09.06, 22:23

История


Б.Кустодиев. Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года


В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам патриаршим приказом или распоряжением царя. Более прочная организация была дана военному духовенству Петром I. По Воинскому уставу 1716 года при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 года повелено было во флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху. Для наблюдения за ними назначались на время плавания обер-иеромонахи или начальные священники. В сухопутных войсках в мирное время наблюдение за полковыми священниками входило в круг обязанностей местных епархиальных властей, в военное время Воинский устав предписывал назначать обер-полевых священников. Первое их назначение относится к 1746 году. Они состояли в ведении Св. синода. При Павле I должность обер-полевого священника стала постоянной, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первым таким обер-священником стал протоиерей Павел Озерецковский — незаурядная личность, имевшая огромное влияние в Русской армии.


Оборона Севастополя, подвиг иеромонаха Иоанникия (Савинова). В ночь с 10 на 11 марта 1855 г. иеромонах Иоанникий, узнав о вылазке на Комчатском люнете , пошел за войсками, за своей паствой, чтобы быть рядом при умирающих и напутствовать их в жизнь вечную, утешать в страданиях раненых, ободрять упавших духом от изнеможения воинов. Был смертельно ранен и посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й степени - наградой, редчайшей для священнослужителя. Узнав об его геройской гибели, граф Д. Н. Шереметьев даровал вольную матери и всем родственникам иеромонаха


В 1858 году при Александре II обер-священники были переименованы в главных священников.
12 июня 1890 году императором Александром III было учреждено звание «протопресвитера военного и морского духовенства». Протопресвитер армии и флота избирался Св. синодом, затем утверждался царем. При протопресвитере учреждалось духовное правление, которое ведало общей постановкой преподавания Закона Божия в войсках, руководством благотворительными учреждениями при церквах военного и морского ведомств, а также призрением заштатных священнослужителей, их вдов и сирот. Правление избирало кандидатов для поставления в священнический и диаконский сан и предоставляло их местным архиереям, а также принимало желающих священнослужителей из епархий по согласованию с епархиальным начальством.


Иноки на войне

Общую структуру духовного ведомства в Русской армии к началу XX века отображает следующая таблица:


Дивизионные, бригадные и гарнизонные благочинные избирались на собраниях духовенства гарнизонов.
Наиболее многочисленный отряд военного духовенства представляли полковые священники, которые приравнивались к офицерам в звании капитана. Солдаты обязаны были отдавать им честь и называть их «Ваше благородие».
В 1891 году в ведомстве протопресвитера армии и флота находилось 407 церквей, и при них: протоиереев — 106, священников — 337, протодиаконов — 2, диаконов — 55, псаломщиков — 68, всего — 569, из которых 29 было с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним.



Институт военного духовенства известен не только христианской культуре. На илл.: раввин австрийской армии, XIX в.

Примечательно, что при русских войсках и военных учреждениях состояли также римско-католические капелланы, находившиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники; в казачьих землях в ведении военного министерства состояло магометанское духовенство.
В обязанности русских полковых священников входило неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, произнесение проповедей, подготовка военнослужащих к участию в церковных таинствах исповеди и причащения — с помощью особых поучений и внебогослужебных собеседований, подготовка церковного хора; назидание и утешение болящих в лазаретах; преподавание Закона Божия в полковых школах. Особенно отмечалось, что военные священники «обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в храмах и домах, не требуя за то вознаграждения».
Во время проведения мобилизации и во время военных действий военные священники обязаны были следовать по назначению с воинскими частями и находились в безусловном подчинении военному командованию.
К военным священникам традиционно предъявлялись высокие требования, и далеко не каждый священник мог нести пастырское служение в русской армии. «Полковой священник, — писал исследователь военного священства в России XIX века Н. Невзоров, — должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы, вдохнуть в нее патриотический героизм к Царю и Отечеству».


"С Богом вперед!"

Известен ряд подвигов по воодушевлению и даже спасению войск, совершенных военными священниками во время Русско-японской и Первой мировой войн. Большая часть военных священников этой последней войны полегла на полях сражений.

Источники: Словарь Брокгауза и Ефрона. Статья «Военное духовенство».
Выпускная квалификационная работа М. Г. Косинова «Специфика служения военного духовенства России«, подготовленная для защиты на Богословском факультете ПСТГУ (кафедра пастырского богословия; выпуск 2006).



Проект закона уже есть





Несмотря на отсутствие в современной России юридически закрепленного понятия военного духовенства, священнослужители уже не редкость не только в тыловых казармах, но и на войне. На илл.: православные священники в Чечне, 2005 г.
10 февраля этого года Генеральная прокуратура России направила в Министерство обороны и Федеральное собрание проект закона о военном духовенстве. Этот документ предусматривает восстановление в наших вооруженных силах штатного священства. По словам главного военного прокурора, генерал-полковника юстиции Александра Савенкова, целью такой меры является «повышение нравственного, культурного воспитания военнослужащих и борьба с неуставными отношениями в армии — дедовщиной». Законопроект пока находится на стадии обсуждения и доработки, однако, скорее всего, ему суждено стать полноценным законом:
9 Мая, в День Победы, встречаясь с ветеранами войны, президент России
В. В. Путин поддержал идею восстановления военного духовенства. «Государство должно обеспечить условия для отправления религиозного культа тем, кто это хочет делать. Для решения этого вопроса можно использовать и зарубежный опыт, и вспомнить наш опыт, который был неплохим и всегда эффективно работал», — сказал президент. В ожидании утверждения столь важного для всех нас закона мы попросили главу Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Димитрия СМИРНОВА рассказать читателям «НС» о некоторых деталях этого документа:
«Согласно законопроекту подчинение военного духовенства будет двойным: священники будут подчиняться как военному, так и духовному начальству, как это и было до революции. Однако воинское звание батюшкам давать нежелательно: они, скорее всего, будут приравнены к определенным военным чинам в зависимости от занимаемой должности. Например, главный священник ВВС будет приравниваться к генералу, а священник воздушной армии — к полковнику. Особой униформы законопроект для военного духовенства не предполагает. В законопроекте говорится, что свой священник должен быть в войсковых подразделениях начиная с полка: то есть в полках, дивизиях, округах и так далее. Название “капеллан”, часто употребляющееся светской прессой в связи с военным духовенством, применяться к батюшкам в российской армии не будет: это для нее совершенно нетрадиционно.
Конечно, для служения военного священника нужно соответствующее место. Сейчас в российских войсковых частях есть несколько сотен храмов и несколько сотен молитвенных комнат, но пока специальное место для совершения богослужений есть далеко не во всех войсковых частях. Однако в законопроекте о войсковом духовенстве говорится, что командиры частей обязаны обеспечить духовенство и верующих соответствующими помещениями.
Законопроект предполагает разработку соответствующего устава для военного духовенства, касающегося службы в мирное и военное время, а также во время учений и маневров. Пока такой устав не разработан. При разработке проекта был изучен опыт дореволюционной России, а также опыт военного духовенства таких стран, как США, Великобритания, Германия, Канада, Франция, Польша и Греция.
В определенных родах войск будут нести службу священники, знакомые со спецификой данного рода войск.
А общей подготовкой военного духовенства будет заниматься специальное высшее духовное заведение, которое предполагается создать в сотрудничестве с военными.
На первом этапе после введения закона о военном духовенстве служба священника в войсках не будет единственным послушанием батюшек: они будут совмещать ее с приходской деятельностью в обычных храмах.
В будние дни они будут служить в войсковых частях, а в субботу, воскресенье и праздники — на своих приходах. Именно так протекает служение тех священников, которые служат в войсках сейчас — их около двух тысяч. И именно они составят основу будущего штата российского военного духовенства. Однако впоследствии должность военного священника станет постоянной и единственной. Так же планируется решить вопрос с жильем для войскового духовенства: если сейчас возможности поселить батюшку в войсках нет, то в будущем военный пастырь будет жить вместе со своей паствой. Материальное содержание военного духовенства будет осуществляться за счет Министерства обороны.
Но все же не надо думать, что возрождение института военного духовенства — дело скорого времени, путь этот будет долог и сопряжен с огромными трудностями по преодолению инерции советского безбожного времени».

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.