На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №3 (20)'2006

Есть кто живой?


Версия для печати
12.05.06, 17:34

Герман Виноградов, художник-перформансист. Фото с выставки Осторожно, религияЧто для дикаря культура, то для нормального человека каннибализм. Некоторые современные работники искусств настолько одичали в своих выставочных залах, что их впору изучать новому Миклухо-Маклаю. Они точно тестируют общество: есть еще кто, способный чувствовать боль?
Зимой 2003 года в Москве проходила выставка «Осторожно, религия!», состоявшая из кощунственных «инсталляций» -- изуродованных православных святынь. Алтарники храма Николы в Пыжах не вынесли надругательства и разгромили выставку. «Мы хотели прикрыть эту наготу, защитить Бога», -- говорит один из алтарников. Прошло три года. Мы решили побеседовать с этими людьми о том, как они оценивают свои действия теперь. А также о том, что им нравится в искусстве.

Иерей Алексей КУЛЬБЕРГ, 33 года, служит в Ярославской епархии:
-- Была литургия крещенского сочельника. Одна прихожанка принесла «Независимую газету», в которой была опубликована статья о выставке и фотографии экспонатов. Этого было достаточно, чтобы по крайней мере возмутиться: неужели такое творится на самом деле? Решили: поехали посмотрим. А дальше мы уже действовали по ситуации. Когда увидели средоточие этого зла -- в какой угол ни сунешься, везде надругательство, везде кощунство, -- мы поняли, что здесь не шутят. Во-первых, нам захотелось прекратить надругательство, во-вторых, выразить свое отношение к происходящему. Ну а вообще -- защитить Бога. А художники, представленные на выставке, были людьми в своем роде «известными». Они раньше уже успели «отличиться» своими кощунственными выходками. Так что было понятно, что взывать к их совести бесполезно.
Дальше каждый наш шаг совершался как перед Лицом Божиим. Накануне я попал в небольшую аварию, и в машине у меня был баллончик с краской, чтобы подправить покрытие автомобиля. Ровно в этот цвет в итоге было выкрашено изображение овечки Долли. Ущерб этой овечке потом оценили в несколько тысяч долларов. Вахтерша, дежурившая на выставке, поступила очень мудро: она вышла и закрыла снаружи помещение. Мы поняли, что это тоже промыслительно. Через некоторое время ворвались милиционеры: «Всем стоять!» Потом мы объяснили им: «Сами посмотрите, о чем идет речь». Они посмотрели, говорят: «Да... Все понятно. Но у нас работа, понимаете». Так мы с ними достаточно долго беседовали. «Давайте мы на вас наручники наденем. Вы, ребята, убегать не будете?»-- «Нет».—«Ну, давайте снимем». Когда нас увозили в отделение, нам говорили: «Вы нас извините. Мы понимаем. Мы вас поддержим. Все правильно».
Когда все это случилось, помимо того что я был алтарником в храме, у меня было свое дело, связанное с обслуживанием компьютеров и сетей. Моя работа заключалась в частых выездах в различные компании, в общении с множеством людей. Все они, конечно, быстро узнали о том, что произошло, и имели возможность высказать мне свое отношение к этому. Большинство из них просто крутили пальцем у виска: мол, устроители выставки попросту психически нездоровые люди. И это говорили мне люди, далекие от Церкви! В день суда около здания собралось несколько тысяч человек. А сколько хотели прийти, но не смогли! Этот случай вызвал такую волну, объединил людей. И объединил именно вокруг Христа.
Я окончил Московский авиационный институт по специальности инженер-системотехник. Мои родители -- тоже специалисты по компьютерам. В детстве, в школе я любил подраться -- как без этого? В драке всегда есть сегмент справедливости. Ты дерешься за правду или не за правду. Ты -- подлец или защитник. Подраться можно не только в электричке с пьяным, драться можно на страницах газеты за правду. Мы жили в военном городке, и там была здоровая спортивная среда, занимались всеми возможными видами спорта -- лыжами, боксом, борьбой, стрельбой. Это была норма. В футбол вот только не играл.

Михаил ЛЮКШИН, 43 года, алтарник храма свт. Николая в Пыжах:-- Я просто человек. Учусь в Свято-Тихоновском университете. Я не считаю свой поступок никаким геройством. Святыня дороже собственной шкуры. Ради святыни мученики отдавали свою жизнь. С ранних времен христианства люди считали, что лучше пострадать до смерти, чем допустить осквернение святыни. Во время постреволюционных гонений происходили изъятия церковных ценностей, кощунства, и люди отдавали свою жизнь, чтобы воспротивиться злу этому. Без всяких подготовок. Каждый раз такая реакция -- просто свободное волеизъявление человека, который является христианином. Христианин всегда должен быть готов постоять за веру. Не должно быть никаких подготовительных мероприятий. Мы пришли на выставку, увидели кощунство, и надо было поставить все на свои места. Это как если бы какие-то хулиганы приставали к девушке. Разве надо подготавливаться, звонить в милицию? Это глупо просто. Нам не до страха было. Вообще, страшно должно быть этим преступникам. Я считаю этих «художников» попросту преступниками. Я думаю, они еще хорошо отделались.
По образованию я инженер -- разработчик компьютерной техники. Но я давно уже этим не занимаюсь. Когда-то я был воспитателем в детских лагерях -- незабываемые впечатления! Я думаю, чтобы разбираться в искусстве, не нужно быть каким-то особым специалистом. Тут каждый может иметь свое мнение, свой взгляд. Главное -- чтобы в этом искусстве не было лжи. Лично для меня шедевр -- это детский рисунок. Как икона. Хорошая икона ведь очень похожа на детский рисунок. Я давно не смотрю телевизор, современное кино меня как-то не впечатляет. А вот советские фильмы мне нравятся. Особенно на военную тематику. Тогда кино было чище, целомудреннее. В фильмах была искренность, они раскрывали что-то новое в человеческих отношениях. И та цензура, которая существовала, себя оправдывала. Она не допускала такого кощунства, которое сейчас творится. Такого просто не могло произойти.

Григорий ГАРБУЗОВ, 39 лет, послушник одного из монастырей:-- В институте боксом занимался и никогда не отказывался подраться, когда нужно было. Но придерживаюсь насчет драк очень простого принципа: лучшая драка -- та, которая не состоялась. И значит, христианин обязан применять те средства, которые адекватны ситуации.
На вопрос о том, действовали ли мы адекватно на выставке, ответил суд. Он признал, что наши действия адекватны. Не всем и не сразу это было понятно, потребовалось много времени, чтобы оценить ситуацию. Но в итоге общество все-таки отреагировало, признав этих «художников» уголовными преступниками. Если бы общество отреагировало по-другому, это означало бы, что люди перестали реагировать на то, что делает человека человеком. После этого случая много голосов звучало в том смысле, что мало ли у нас казино, ночных баров, ночных клубов? Ну давайте мы будем ходить все это крушить. Но с этой выставкой ситуация была экстремальная. Ты начинаешь осознавать произошедшее только потом, потом. Оказавшись в этих обстоятельствах, ты понимаешь, что ты не можешь сделать ничего другого, кроме того, что ты вот сейчас будешь делать. Что будет, как будет -- это вопрос второстепенный.
Первоначальное движение прокуратуры было очень простое: всех хулиганов посадить! Вот статья -- вот ответственность. Этот вопрос был уже решенный. То, что это не случилось, -- это просто милость Божия. Бог повернул ситуацию иначе, вмешались люди. А ведь мы уже к отсидке готовились, читали пособие по выживанию в тюрьме -- как надо с зэками общаться.
В то время я был алтарником и регентом храма Николы в Пыжах. У меня техническое образование -- Бауманский институт. Еще я заканчивал эстрадное отделение Гнесинского училища по классу фортепиано. Долго работал джазовым музыкантом в разных коллективах. Жил -- не тужил. Но потом Господь иначе повернул мою жизнь, я пошел работать в Церковь. Себя хвалить не принято. Но по факту я разбираюсь в изобразительном искусстве такого рода, потому что раньше близко сталкивался с таким вот самовыражением. Оно мне хорошо знакомо. Некоторых участников выставки я даже знал лично, как выяснилось потом.
Они себя называют художниками. Это, конечно же, не художники, если говорить точно. Это не изобразительное искусство в чистом виде, в гораздо большей степени философия, которая реализует себя в формах изобразительного искусства. Точнее, в антиформах. Она, эта философия, борется с формой как таковой.
Из музыки мне ближе всего Рахманинов, наверное. В изобразительном искусстве мне очень нравятся передвижники, хотя они сыграли столь неоднозначную роль в истории. Но все эти образцы искусства растут из живого корня. Живой корень -- это христианская культура. Это искусство живое, оно созидает, оживляет душу, зовет к чему-то. Классическое искусство обращено к Творцу. И даже если зритель или слушатель не понимает этого, все равно душа его так чувствует.
А вот неискусство -- это нежить просто. Нежить, которая не-образ-Божий. Она борется с образом Божиим. Она хочет подобраться к Первоисточнику, к Творцу.
Мои родители -- московские инженеры. Они очень музыкальные люди. Меня с детства отдали в музыкальную школу и мечтали, чтобы я стал профессиональным музыкантом. А я в юности имел другие идеи. Потом это вернулось, стал музыкантом. Потом, когда мне было 29 лет, жизнь моя резко изменилась. Я увидел бессмыслицу той жизни, которую проводил. Богемная тусовка и так далее -- я увидел, что это пустота и мертвечина, которая не дает ничего. Господь увидел, открылся, позвал. И жизнь изменилась. Я пошел работать в храм, петь на клиросе. А та страница закрылась.


Церемония награждения "группы алтарников" Итало-Российским Фондом Святителя Николая Чудотворца, слева направо: Григорий Гарбузов, Михаил Люкшин, Владимир Сергеев, Николай Смахтин, Протоиерей Александр Шаргунов, председатель Фонда Святителя Николая Чудотворца Андрей Быков, Алексей Кульберг, Анатолий Зякин
Беседовала Анна ПАЛЬЧЕВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Есть кто живой?

Что для дикаря культура, то для нормального человека каннибализм. Некоторые современные работники искусств настолько одичали в своих выставочных залах, что их впору изучать новому Миклухо-Маклаю. Они точно тестируют общество: есть еще кто, способный чувствовать боль? Зимой 2003 года в Москве проходила выставка «Осторожно, религия!», состоявшая из кощунственных «инсталляций» -- изуродованных православных святынь. Алтарники храма Николы в Пыжах не вынесли надругательства и разгромили выставку. «Мы хотели прикрыть эту наготу, защитить Бога», -- говорит один из алтарников. Прошло три года. Мы решили побеседовать с этими людьми о том, как они оценивают свои действия теперь. А также о том, что им нравится в искусстве

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.