На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №2 (19)'2006

Лекции со спутника


Версия для печати
08.05.06, 17:06

Современное телевидение — это вчерашний день. Задуманное отцами-основателями в 30-х годах ХХ века как средство связи и информирования, оно стало способом развлечения, чем дальше, тем более легковесным по содержанию.
Содержание существующего телевидения и не может быть серьезным. Однако, используя новейшие технологии, можно и нужно сделать ТВ серьезным образовательным средством. Так считает создатель системы спутникового православного интернет-телевещания Евгений ХАРЫБИН. Мы попросили Евгения Витальевича пояснить свою позицию.


Евгений Харыбин родился в 1954 году. В 1978 году окончил физический факультет МГУ. С 1979 года работал в Институте физики Земли. В 1991 году с группой партнеров участвовал в создании «Биржи технологий», учредителем которой стали крупные научные институты и региональные оборонные предприятия.
В 2003 году создал компанию «СТВ», которая ввела в действие систему спутникового интернет-телевещания, объединяющую возможности интернета и цифрового телевидения. Основой СТВ-вещания являются образовательные программы, лекции и учебные фильмы.
В их числе лекционный фонд (на сегодняшний день — 500 часов лекций ведущих преподавателей МДАиС по богословию и другим церковным дисциплинам, а также ряд лекций по естественным и гуманитарным предметам) и фонд вещания (200 часов — художественные и документальные фильмы), совместные проекты с учебным комитетом Русской Православной Церкви. Система СТВ вещает на Украину, Казахстан, Урал и европейскую часть России.
Новизна подхода, предлагаемого СТВ, в том, что любую передачу или лекцию, увиденную по спутниковому телевидению, можно заказать по интернету, и ее скинут в стандарте видеофайла на ваш компьютер (в указанную директорию) через спутник. Кроме того, при трансляции лекции в реальном времени можно задать лектору вопрос, используя интернет-чат, открытый специально для этого.


Рейтинг глупости

— Евгений Витальевич, способно ли современное телевидение вернуться к образовательным программам, как это было на советском ТВ?

— Нет, и вот почему. Телевидение как таковое состоит из двух частей: системы распространения информации и системы ее производства. Система распространения у нас потоковая: если вы не успели записать фильм или интересную передачу, она прошла — и ее уже не найти.
Что касается производства информации, то наше ТВ совершенно отучило людей воспринимать телевидение как способ образования. Телевизор хорошо сейчас смотреть с пивом на кухне, во время разговора, задерживаясь на одном канале минут на десять-пятнадцать и очень редко на час. Мы специально исследовали, почему ТВ стало таким поверхностным. Причина в том, что его все время пытаются сделать высокорейтинговым. Высокорейтинговое означает, что одну и ту же передачу должно смотреть максимальное количество народа — то есть информация должна быть максимально доступна.
А максимальная доступность — у поверхностных передач (клипов и т. д.).
То же самое касается и рекламы. Нас приучили только к одному виду рекламы: покупай-покупай-покупай.

— Вы отрицательно относитесь к рекламе?
— Как говорит апостол: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Ведь можно сделать рекламу, где не товар предлагают, а показывают какой-то интересный процесс. Например, мне рассказывали, что в Ивановской области в одном из монастырей получают урожай зерна 48 центнеров с гектара. Таковы показатели лучших Ставропольских сельхозкооперативов. И это в нищей природными ресурсами Ивановской области! Ведь если сделать об этом видеоролики, многие заинтересуются, а это тоже можно назвать рекламой, только рекламой технологии.
Бессодержательность обычной рекламы продиктована тем, что у нее очень дорогое время. И ее делают так, чтобы она максимально бросалась в глаза, записывалась на «подкорочку». За всем этим стоит технологическая немощь: просто в России страшно дорогая система распространения сигналов. Она-то и диктует оглупляющую суть таких передач: надо, чтобы их смотрело очень много людей.
Вот и ответ на ваш вопрос: на современном ТВ нельзя делать системы профессионального обучения, потому что их будут смотреть только три-четыре тысячи человек, а не сотни тысяч. Этого наше ТВ позволить себе не может.

Коктейль из интернета и телевидения

Телевидение XXI века позволяет создавать на приходах видеотеки с обучающими программами, лучшими фильмами, лекциями ведущих православных богословов— Выходит, вся надежда на интернет?

— Вот и вы так считаете. Но современный интернет — это интернет в основном текстовый. А убеждение, что там можно скачать все, что нужно, — заблуждение. Постепенно человек выясняет, что скачать особенно нечего, а если есть, то это очень дорого.
Мировая практика показывает — человека сложно научить чему-нибудь текстом. Людей с ярко выраженными способностями к самостоятельному обучению (по книге) не много. Большинство обучается привычным лекционно-семинарским путем. А в интернете это требует развитого видеорежима.
Такой видеорежим очень дорогой: для него нужна оптоволоконная «выделенка» или другие проводные способы.
Все остальные способы передачи видеоинформации через интернет дают видеорежим в виде маленьких кусочков, пригодных лишь для отбора — решить, нужна тебе эта лекция или нет. В образовательном процессе это не работает.
Кроме того, интернет в России — это последовательная, а не параллельная среда. Каждый пользователь отдельно платит провайдерам за доступ к одной и той же информации. Если тысячи человек желают посмотреть одну лекцию по интернету — то платить они будут в тысячи раз больше, чем это реально стоит (это как если бы сразу сто человек купили на всех одну книжку, а каждый заплатил как за новую. — Ред.). Есть и технические ограничения, например, аудиофайлы в интернете одновременно могут слушать чуть больше ста человек. Остальные «не помещаются».
Зато таких недостатков нет у ТВ, т. к. это система не последовательная, а параллельная. Например, вещают с Останкинской вышки — все Подмосковье приняло.

— В чем вы сами видите выход из этой ситуации?
— Единственный выход в том, чтобы «скрестить» ТВ и интернет. От ТВ надо взять качественный видеорежим и возможность охватить максимальную аудиторию. Например, сейчас на Россию вещает система из шести американских спутников — это около 900 каналов. Через пять-семь лет и на российском спутниковом ТВ будет такое же число каналов, что позволит занимать их образовательными, тематическими программами, которые может смотреть и узкая аудитория, скажем, три тысячи человек. Это и будет удовлетворяющий современным образовательным стандартам видеорежим. А от интернета нужно взять файловую систему заказа лекций или фильмов и общение в реальном времени через интернет-чат.

— Получается, что проблема выделения частот для православного телеканала перестает существовать...
— Народ у нас еще не очень понимает, что в преддверии появления бесконечного количества канальных областей возникает другая проблема — их заполнения, задача производства информации. Уже около десяти лет предпринимаются попытки создать православное ТВ, образовалось несколько небольших по охвату аудитории каналов («Спас», «Глас», «Союз». — Ред.), которые можно так или иначе называть православными. И очень много времени и усилий было потрачено потому, что хотелось сделать, грубо говоря, «православный Первый канал». Или НТВ — но только православное: с православными ведущими, с православными передачами — полноценный федеральный канал. А потом оказалось, что это невозможно, потому что начинаются проблемы с рейтинговостью, которая требует поверхностной подачи материала, с заполнением эфирной сетки, даже при крупных деньгах, потому что не деньги определяют содержание, а идеи.

— Ваша деятельность в сфере ТВ больше связана с просвещением, а доход она способна приносить?
— Сейчас мы дотируем образовательные программы из других проектов, но есть желание сделать это дело хотя бы рентабельным — просто потому, что все спонсорские программы достаточно неустойчивы. Мы долго думали, каким образом сделать эти программы рентабельными. Помните, был такой сериал «Особенности национальной охоты».
А есть особенности национального отношения к ТВ, сложившиеся еще в советский период. Средний наш человек имеет твердое убеждение, что ТВ должно быть бесплатным. Точка. Это не обсуждается. С этим, кстати, связана и финансовая неуспешность «НТВ-плюс». Большинство людей, имеющих возможность платить за него, не собираются это делать. Поэтому наши хакеры создали чудовищную систему взлома «НТВ-плюс», а когда телевизионщики сделали систему защиты, появилось много западных спутников. Их взламывать гораздо легче, и никто ответственности не несет, потому что у них нет лицензии вещать на Россию.
Мы поняли, что брать деньги за потоковое ТВ (то есть то, которое вещает непрерывно по некоторой собственной программе), бессмысленно. Но уже появились люди, готовые платить за интернет-трафик, если он дешевле, чем у остальных, и за качественные видеофайлы с лекциями и фильмами.
С этого, кстати, идут отчисления авторам лекций и фильмов. Цена для потребителя низкая, поэтому нет смысла заниматься пиратством. Хотя мне известен случай, когда в регионах записывали нашу трансляцию в потоковом вещании, делали левые диски и умудрялись продавать их студентам.

Страна образованных людей

— Возможно ли полноценное образование с помощью телелекций?

— Частично — да. Потому что любое образование требует сочетания двух процессов. Первый — это напитка знаниями, он может происходить дистанционно, второй — коррекция знаний, он требует экзаменов. Тем не менее напитка знаниями очень удобна для повышения квалификации. А после этого можно устраивать прямой эфир с вопросами и ответами. У нас уже было так: профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов прочел курс апологетики — а потом было объявлено, что вот в такое-то время пойдет прямой эфир, где он ответит на вопросы. Любопытно, что вопросы шли со всей России и даже из стран СНГ.
Очень хотелось, например, записать Солженицына — но пока не получается. Ряд вещей мы записали с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим, с Наталией Алексеевной Нарочницкой и другими. Нашей системой заинтересовались также в ряде ведущих институтов страны.

— Не утопия ли то, что вы предлагаете? Допустим, технология ваша станет общедоступной — а так неизбежно происходит с открытиями. Будет множество интернет-телеканалов. А по всем этим — сколько там, сто, сто пятьдесят, триста каналов — будет идти сплошная грязь?
— Если ничего не делать, так и будет. Ведь все плохое получается само собой, а все хорошее — путем серьезных усилий. Так, интернет в Америке на 20 процентов состоит из потоков, связанных с чистой порнографией, — и с этим ничего не может сделать даже американский Конгресс.
Нам необходимо заполнить возникающие информационные ниши своими и прилегающими видами информации, которые полезны либо в духовном, либо в профессиональном, либо в утилитарном, либо в хозяйственном плане и которые ведут к повышению уровня образования, к пробуждению православного самосознания.
Господь дал России такую историю, что Россия — это страна образованных людей. Ректор МГУ Виктор Садовничий говорит, что есть потрясающее отличие сложившейся у нас системы образования от западной: наша система — это в некотором смысле выстраданный дар. А сейчас все это уходит, в том числе и из-за непродуманности некоторых реформ.
Но свято место пусто не бывает.
И нужно сконцентрировать усилия, чтобы это место попытаться занять.

Беседовал Алексей РЕУТСКИЙ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Лекции со спутника

Современное телевидение — это вчерашний день. Задуманное отцами-основателями в 30-х годах ХХ века как средство связи и информирования, оно стало способом развлечения, чем дальше, тем более легковесным по содержанию. Содержание существующего телевидения и не может быть серьезным. Однако, используя новейшие технологии, можно и нужно сделать ТВ серьезным образовательным средством. Так считает создатель системы спутникового православного интернет-телевещания Евгений ХАРЫБИН. Мы попросили Евгения Витальевича пояснить свою позицию

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.