На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №1(18)'2006

Жил-был пес
В кинологическом центре «Ордынцы» дети-инвалиды дрессируют собак, учатся ухаживать за ними, а те помогают ребятам …избавиться от болезней


Версия для печати
25.05.06, 20:21

Одна из собак-докторов, немецкая овчарка Чен -- ветеран Чеченской войны. Остальные девятнадцать -- специально воспитаны с щенячьего возраста для занятий с детьми-инвалидами.
СПРАВКА
Фонд находится в Подмосковье при кинологическом центре «Ордынец», где действует клуб дрессировки, гостиница для собак и прочие коммерческие проекты, приносящие владельцам прибыль и дающие возможность содержать благотворительный фонд.
Кинологический центр «Ордынцы» находится в 13 км от МКАД по Калужскому шоссе: Ленинский район, вблизи деревни «Десна».
Телефон/факс в офисе:
546-95-38, 546-97-14, 546-97-15


Пенсионер ФСБ
ЧенСемь из девяти лет жизни Чен проработал в спецслужбах. В марте 2000 года он раскрыл тайное убежище бригадного генерала боевиков Салмана Радуева. За это начальство представило четвероногого бойца к награде -- именному ошейнику. Через год он раскрыл схрон, где прятался Абу Умар (тот входил в пятерку наиболее влиятельных главарей боевиков и был лично знаком с бен Ладеном). В Грозном о бесстрашном Чене складывали легенды. Боевики предлагали за его голову 10 тысяч долларов. У овчарки много и других подвигов, но большинство из них до сих пор засекречено: «Мы мало что о нем знаем. Сотрудники ФСБ не слишком-то распространяются. Чен побывал во многих "горячих точках"», -- рассказал президент благотворительного кинологического фонда «Ордынцы» Юрий Михайлович Карепин. -- Овчарка обучена искать взрывчатку и схроны диверсантов. Таких собак специально натаскивают на специфические запахи боевиков: потного тела, оружейного масла, пороха и баранины. Если овчарка чувствует что-то неладное, она молча садится на место и ждет, пока бойцы обратят на нее внимание. Дальше в дело вступает группа захвата».
Чен -- единственный в стране пес, получающий персональную пенсию от ФСБ. Ежемесячно на счет четвероногого ветерана перечисляется 1200 рублей. Обычно после 8 лет службы собак списывают с довольствия и пускают в расход. Но этот пес за особые заслуги был передан в кинологический центр «Ордынцы», где, несмотря на пенсионный возраст, продолжает работать. Почетный пенсионер делает ровно все то же, что и остальные собаки центра. То есть слушает команды детей и выполняет их. Дети с ним играют, гладят его, ласкаются. Дети счастливы, что он их понимает; Чен тоже -- что не надо схроны искать. «Психика у собаки железная, -- рассказывает Юрий Карепин -- никакой опасности для детей быть не может. Он обучен вести себя в толпе -- не реагировать на раздражители. Правда, не так давно Чену исполнилось девять лет, мы приглашали журналистов и вот тогда я кое-что заметил. Фотографы начали щелкать затворами камер, а псу, похоже, это напомнило службу, где совсем другие затворы были -- автоматов. Но все равно он и виду почти не подал. Молодец».

Игривое создание
В отличие от лошадей собаки по своей природе игривы. На этом основывается тайное взаимопонимание и особая любовь между собакой и ребенком. Рыбки, птицы и черепашки обладают терпимым и покладистым характером, но они пассивны и не проявляют инициативы. Собаки же деятельны и активны. Животные фонда «Ордынцы» с раннего возраста проводят время с детьми -- это их родная среда и нет опасности, что они укусят «своих».
«Когда у нас появилась идея попробовать собак в работе с детьми-инвалидами, мы разработали программу и опробовали ее сначала на здоровых детях -- рассказывает Юрий Карепин. -- Около 1500 мальчиков и девочек прошли наш курс юного кинолога. После двенадцати занятий, где мы учим ухаживать за собакой, готовить ее к выставке, обучать некоторым цирковым номерам, мы принимаем у ребятишек экзамен и выдаем диплом юного кинолога».
Во время этих пробных занятий все собаки, хоть и были специально обучены, работали только в намордниках, так что никаких внештатных ситуаций никогда не было. Об эксперименте узнали в Специальной образовательной школе-интернате № 20 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и попросили сотрудников фонда провести несколько занятий с детьми. «Картина впечатляла, -- вспоминают кинологи, -- одно дело здоровые дети, другое, когда заходишь, а там в ряд человек семьдесят на колясках. Сейчас прошло уже несколько лет, как мы занимаемся с детьми-инвалидами, а первое время было очень тяжело в психологическом плане нам самим».

Ущипни овчарку!
Собаки, радостно виляя хвостами, бегут к малышам: видно, что детей они знают и это общение им приятно. Дети помнят всех собак по именам. С инвалидами работает двадцать собак разных пород -- среднеазиатская овчарка, ротвейлер, шелти ("маленькая колли"), лабрадор, фокс-терьер, карликовый пинчер, ньюфауленд, боксер.... Местные псы, с щенячьего возраста обученные работать с детьми, знают все положенные команды и даже исполняют некоторые цирковые трюки. Ребята по очереди пробуют себя в качестве дрессировщика, учатся различать породы, ухаживать за собакой. «Это самый настоящий курс кинолога, -- рассказывает Юрий Михайлович, -- но в немного упрощенном детском варианте». Дети ценят преданность и любовь своих питомцев, а собаки купаются в детской ласке и тем счастливы.
Никакой цирк, как бы там собаки ни прыгали, не дает детям той радости, которую они получают при непосредственном общении с животным, имея возможность потрогать и главное -- ухаживать за ним. Дети-инвалиды привыкли сами быть объектом заботы. Для такого ребенка очень важно осознавать, что он сам может кому-то быть полезным, что живое существо зависит от него, нуждается в нем. Для детей с различными заболеваниями были разработаны свои программы. Например, аутистам достаточно просто поиграть с собакой, погладить ее, потрепать по голове. Собака лизнула руку такому малышу, и ему этих радостных впечатлений уже достаточно. Трехлетний Данила с диагнозом «аутизм» до занятий не мог говорить, а вскоре после общения с животными начал произносить отдельные слова. Дети с ослабленным слухом тоже развивают здесь свою речь. В школе-интернате их учат произносить слова, но там нет такой сильной мотивации. Произнести что-то правильно учительнице на уроке, если ты сам ничего не слышишь, не так интересно, как произнести команду собаке, которая может это понять и выполнить.
Методика кинологической терапии была сформулирована в 1960-х гг. детским психиатром Борисом Левинсоном. Он заметил, что его собака, находившаяся в кабинете во время приема пациентов, положительно влияла на детей. Улучшалось их психологическое состояние и, как следствие, физическое: уменьшалось число эпилептических припадков, в общении с собакой у больных детей развивались моторика и речь.
Существует четыре направления терапии с участием животных: дельфинотерапия, иппотерапия (верховая езда на лошадях), тюленетерапия (аналогичная дельфинотерапии, но с участием тюленей) и лечебная кинология. Рассказывает Юрий Михайлович Карепин: «Иппотерапия и дельфинотерапия используются много лет в работе с инвалидами, но в городских условиях содержать лошадей очень дорого, а дельфинов или тюленей -- еще дороже. Завести собаку, содержать ее дома и дрессировать дело не такое затратное. Температура тела у нее горячая, как и у лошади -- около 39 градусов, что играет важную роль в лечении детей-аутистов».
В выборе щенка для занятий с инвалидами есть один важный момент: у детей с ДЦП часто плохо развиты руки, ненароком они могут сделать собаке больно -- для них надо выбирать щенков с пониженным болевым порогом. Не так важно, какой породы собака, главное, чтобы она была доброй и незлобивой! Существуют тесты, позволяющие характер животного определить в молодом возрасте. Скажем, если предполагаемого для покупки щенка ущипнуть, он или постарается укусить, или увернется. Тот пес, который укусит в детстве, укусит, и став взрослым -- это инстинкт.
Работой кинологов заинтересовались ученые РАМН и ВНИИ Педиатрии г. Москвы. Провели эксперимент: пятнадцать детей во время курса кинологии не принимали никаких лекарств. Исследование показало, что у них естественным образом происходит оптимизация функций головного мозга. «Мы запатентовали нашу программу, -- продолжает Юрий Михайлович, -- так как ничего подобного в мире до сих пор не делалось. Желающих заниматься у нас много, мы стараемся не отказывать. Хотя последнее время это трудно дается -- у нас мало людей. Лечебная кинология на стыке четырех профессий: кинологии, психологии, педагогики и медицины. Трудно найти таких людей, которые бы совмещали в себе навыки работы в каждой из них. Пришел как-то ко мне один военный кинолог, но работать с детьми-инвалидами не смог».
И все-таки центр на Калужском шоссе действует уже четыре года. Занятия проходят под девизом: «Нет ограниченных возможностей, есть ограниченный взгляд на возможности». Общение с собаками принесло пользу 5 тысячам ребят из Москвы и Подмосковья с диагнозами ДЦП, аутизм и гиперактивность.
«Единственно чего я боюсь, -- поделился в конце нашего разговора Юрий Карепин, -- что уж очень много рекламы идет в прессе о нас, про нашу методику. Найдутся какие-нибудь «умельцы», которые скажут: «У нас тоже лечебная кинология!» И не дай Бог, какая-нибудь собака у них ребёнка хватанёт. Тогда из-за таких непрофессионалов всем запретят проводить эту работу».

Екатерина СТЕПАНОВА
Фото Игоря СТОМАХИНА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.