На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №3 (14)'2005

Диверсанты поневоле
Священник и писатель Александр ШАНТАЕВ, настоятель Спасо-Преображенского собора в Угличском кремле, много лет служил на сельских приходах


Версия для печати
18.08.05, 14:02


При всем почти бесконечном наборе существенных отличий городской приходской жизни от деревенской одно отличие останется объективно непреодолимым — количественное. Городской приход длительное время сохраняет потенциал роста и нередко живет в динамичном процессе ротации людей, их прихода, ухода, экспансии внешних территорий и видов социально-миссионерской деятельности. Сельский приход, даже находящийся в процессе становления, очень быстро достигает своего потолка, предела развития вширь, вовне.
Если, к примеру, в деревне сто человек, можно произвести условное вычисление, отняв от общей цифры число деятельных людей допенсионного возраста, обычно выезжающих на заработки в ближние и дальние города, какое-то число клинических алкоголиков, молодежи, стариков мужского пола, получив итоговую цифру, скажем, в 35 человек средне-пожилых и старых мирянок. При активном старании и рвении священника приход можно будет расширить еще до 50-55 человек. На этом его внешний рост и развитие закончится. Начнется несколько монотонная, с учетом сезонной специфики, жизнь внутри сельскохозяйственного земледельческого цикла, сопровождаемая неизбежными утратами — кончинами членов прихода. Реже — успехами священника по привлечению новых членов. И успехи здесь буквально поштучные, на вес золота. Удалось, к примеру, батюшке подружится с лесником, егерем, директором школы или главой сельской администрации. Присмотрелись друг к другу, обнаружили общие темы, где-нибудь на рыбалке или в баньке поговорили за стопочкой по душам о России, о крестьянстве и неизбежно вырулили на тему Бога. Мужика проняло, стал заходить в храм, задумался… Дальше многое зависит от способностей, хладнокровия и такта священника, иначе так можно и закончить одними застольями и выездами на рыбалку. «Батя», вместо того чтобы рекрутировать новых деятельных членов прихода, сам будет пожизненно зачислен в местный клуб «настоящих мужиков».
Здесь тонкий момент. Можно увлечься специфическими особенностями сугубо сельской церковной жизни, с ее по-прежнему своеобразной красотой, захотеть жить во всем этом — сажать огород, доить корову и т.п. — и упустить то главное, ради чего ты здесь. Священник на селе должен быть определенно сложившейся и цельной личностью, с внутренним убеждением своей миссии здесь, чтобы не смалодушничать и не дать слабины, когда мир будет пытаться переварить и усвоить его. Он не просто жить сюда приехал, с матушкой и детишками, пусть и церковной жизнью. Он должен не упускать, что его цель — всеми силами содействовать становлению церкви-общины, остальное — средства. К священнику обращаются, с него спрашивают как с Церкви. Его главная задача —
не позволять остывать общинной жизни, не давать ей уходить в почву, рассасываться в семейственности, запанибратстве. Церковные формы в селе зыбки, они постоянно оседают, тают с исподу, как мартовский снег, побеждаясь инерцией календарного круга. В итоге все возвращается к тому, что я именую условно «прирученным христианством» — этакой домашней религией обрядов и предков, когда церковь на селе функционирует в режиме «Православного церковного календаря» на текущий год: служим от воскресенья к воскресенью, от праздника к празднику. Бабушки пришли, батюшка послужил, и, довольные друг другом, в общей любви и согласии разошлись. В этом, конечно, нет ничего плохого, но это тупиковое присутствие Церкви, оно никуда не ведет. Это инерционное существование, из которого постепенно уходит всякая свежесть, температура, смысл.
Снова вернусь к тому, что победы на этом приходском фронте — штучные. Победа Христова меряется каждой единичной душой, привлеченной к убежденной и деятельной жизни в приходе. В любом еще достаточно жизнеспо собном селе содержится под спудом определенный христианский потенциал. Не только пожилые наши бабушки, но и молодые, не старые и вполне деятельные люди желали бы обрести себя в Церкви. Желали бы, но не обретают, потому что не знают, как войти в эту жизнь. А мы не знаем или не решаемся предложить им что-то помимо прописей: ходи на службы, молись, постись, исповедуйся… То, к чему нужно действительно прийти, что требует роста и созревания, мы предлагаем сразу как условие и как панацею. Вера же требует пути, труда, деятельности. Вера спеет на ниве деятельности. У нас же на селе острый дефицит деятельности и инициативы.
В школе, в больнице, в совхозе, где угодно, есть возможности для церковного вхождения и миссии.
Может показаться, что я кого-то обвиняю. Нет, у меня нет на это права. Я пишу совсем о другом.
О том, что в наше сознание (даже подсознание), в наши души и сердца прокралось пораженчество.
В деревне оно вопит благим матом из каждого пустого окна, провалившейся крыши, растасканного по кирпичику коровника, кладбища сельхозтехники… Из обреченности существ мужского и женского пола, сбредающихся к сельмагу или самогонной точке… В детишках, похожих на щенят или галчат, с обветренными мордашками и цыпкастыми лапками, которые смотрят на этот окружающий мир распахнутыми глазками и пьют его отравленный безысходностью воздух… Сельского батюшку в реалиях его приходских будней не может не терзать мысль, что Россия кончилась. И кончилось Русское Православие, которым, быть может, он когда-то очаровался, читая Лескова, Шмелева, уверовав и проникшись духом народной церковно-крестьянской стихии. Он видит, что этот дух угас, почти уже нет самого народа, только коряжистая болотистая пустошь на том месте, где он когда-то был. И возникает неизбежный эсхатологический вывод, и опускаются руки… Вот на днях я получил письмо от своего родственника, молодого сельского священника из С-кой епархии, отца В. Он пишет: «Гораздо проще учить или советовать то, чего сам никогда не делаешь, или бороться с ветряными мельницами… Мнить себя мучеником, когда от тебя не требуют исповедничества. У нас в епархии это модно. Прислали нам каждому заполнить анкету и послужной список. Некоторые перепугались, что это для нового мирового порядка собирают информацию, заполнять не стали, а другие заполнили, но с чувством, что это великий акт исповедничества. У многих из наших отцов фобия заполнения каких-либо анкет, во всем этом видят проделки антихриста. Этим все и живут, какое-то чемоданное настроение: вот-вот придет он, антихрист. Наверное, всем скучно жить в реальном мире и все придумывают какой-то свой мистический мир. Одни его наполняют колдовством и мистикой, другие видят развитие апокалипсиса, и все потихоньку сходят с ума…»
Люди ждут от Церкви веры — «Уж в Церкви-то должна быть вера». Не унылая «вера» ожидания прихода антихриста, а деятельная, бодрая вера, которая питается несомненностью Христовой победы над злом и грехом. Люди ждут от Церкви дела. Питают надежду, что она им даст такое дело, найдет практическое применение их силам. Потому что уверовавший человек, пришедший в храм, ищет укрепления своей веры в работе, в утверждении, в восстановлении, в помощи, в делах любви и милосердия. Если ему не предлагают такой работы, он постепенно чахнет, порыв воцерковления угасает.
Чтобы на селе, тем более в условиях сегодняшней разрухи, вырождения и демографического обмеления, создавать что-либо, нужна особая убежденность, крепость веры, стойкость. Любая община начинается с ядра. Его формирование требует многих сил и терпения. Но если подобрались вокруг священника доброкачественные убежденные люди, пусть всего горстка, двое или трое, то он уже не одинок. Главное, чтобы наличествовало желание действовать, а не сидеть сложа руки, разделяя общее уныние. У каждой почти сельской церковенки, самого малого прихода есть свой минимальный ресурс: человеческий, материальный, временной. Какой-то малый минимум и людей, и средств. Понятно, что на сем малом основании на многое не размахнешься. И важно, чтобы взмах твой не пропал даром. Часто повторяемая ошибка новооткрытого сельского прихода и молодого священника — бросить весь свой небольшой ресурс на восстановление храма. И бывает так, что бросить — и промахнуться! Я имею в виду те случаи, когда нет под рукой готового на расходы благотворителя, и вся нагрузка падает непосильным бременем на слабые плечи еще не сформированной общины. Правильно, когда храм поднимается вместе с общиной. Когда он наполняется утварью и благоукрашается наряду с усложнением и углублением молитвенной храмовой жизни. Когда все более зримыми становятся очертания Тела Христова — людей, сознательно наполняющих храм.
Сельский священник и его верные сподвижники — это диверсанты наоборот. Задача диверсанта — искусно внедрившись в чуждую среду, взорвать мост или посеять панику. А задача Церкви в мире — внедряясь во враждебный мир, где угас Дух Христов, тайком раздувать подернутые пеплом уголья этого Духа Любви. Не нарочито, не для новостной картинки и не в качестве разовой акции. А терпеливо разделяя падение народа, не падать вместе с ним. И не спешить поражать блеском куполов, или звоном колоколов, или новыми пластиковыми окнами. Если Господу будет угодно, и это придет в свое время. Время предстоять Церкви в блистательном наряде Невесты, и время странствовать в блаженном рубище. Она прекрасна и в нищете, и в великолепии, как Христос.
Как-то, уже довольно давно, я вычитал фразу одного немецкого профессора богословия, что Западная Церковь «из святой сделалась социальной». Ушла Тайна, осталась гуманитарная миссия. Эта фраза меня зацепила, и я задумался: не идем ли мы к тому же? И по здравом, надеюсь, рассуждении пришел к выводу, что нам, Православию, это не грозит. Может быть, это прозвучит пафосно, но всегда любая общественная, социальная, миссионерская, просветительная деятельность Церкви в России — это разные грани одного таинственного кристалла, т.е. сокровища, ради которого покупают поле, жемчужины, ради которой распродают все имущество, — Царствия Небесного. Так учат наши святые отцы и подвижники, и таков наш особый русский путь.

Рисунки Екатерины ГОЛУБЕВОЙ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.