На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Очерки настоящего
Книжный обзор из 21 номера журнала "Нескучный сад"


Версия для печати
28.06.06, 21:39

Богородичник: каноны Божией Матери на каждый день. -- М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. -- 528 с.
Сокровища богослужебной поэзии, к сожалению, мало доступны современному прихожанину. Вместе с ними ускользает от нашего внимания и образная, живая полнота богословия, недостаточно находится опор для нашего догматического сознания. Вера отдельно, разум отдельно, жизнь отдельно… «Церковные дни» отдельно от прочего быта… А ведь за века жизни Церкви, в том числе особенно богословски и философски насыщенные века, слагались многочисленные поэтические творения, воплощавшие в образах и вдохновенных словах глубину и полноту церковного учения.
Особенно много таких песнопений посвящено Пресвятой Богородице. Мы на протяжении любого богослужения, кому бы и чему бы ни было оно посвящено, слышим множество кратких богородичных тропарей; один вид этих богородичных песнопений так и называется -- догматик, поскольку в поэтической форме, повествуя о воплощении Сына Божия от Девы, он раскрывает один из главнейших догматов нашей веры. В каждом каноне есть богородичные тропари. И каждому дню церковного года по уставу полагается богородичный канон. Каноны эти содержатся в Октоихе, то есть осмогласнике. Восемь церковных гласов неделя за неделей сменяют друг друга, от первого к восьмому. И на каждый день недели каждого гласа -- свой канон Пречистой Деве Богородице, почитание Которой пронизывает всю православную веру. Восемь гласов, семь дней недели… 56 канонов Пречистой Деве, которые по уставу должны читаться в церкви ежедневно.
В России в наше время эти каноны содержатся (а точнее, содержались до сих пор) только в Октоихе, богослужебной книге. Не так в Греции -- там сохраняется традиция и даже правило келейного, домашнего чтения малого повечерия и канонов на нем благочестивыми мирянами в качестве молитвенного правила, которое выполняет роль наших утренних и вечерних молитв. И эти 56 канонов, а также другие песнопения Пресвятой Богородице печатаются в книге «Богородичник», столь же распространенной в быту, как наш молитвослов.
У нас молитвенное обращение к Богородице чаще всего выражено в форме акафистов. Первый и лучший из акафистов и посвящен Богоматери (кстати, этот акафист традиционно входит в Богородичники разных составов). Но жесткая и несколько однообразная форма акафиста не позволяет вместить такую полноту содержания, какую вмещает канон. И очень жаль, что в нашем церковном быту чтение канонов уже не первое столетие утрачивает свои позиции…
Книга канонов Божией Матери, изданная Свято-Тихоновским богословским университетом, позволит выразить молитвенные прошения Богородице в наиболее разнообразной и наименее условной форме. В книгу включены, кроме 56 канонов на каждый день гласа, и акафист Пресвятой Богородице, и входящий в наши молитвословы канон молебный, и канон благодарственный по исполнении прошений, и некоторые другие тексты и статьи, рассказывающие об этих канонах и о самой традиции их чтения. Наконец и нам, а не только грекам, доступны эти сокровища! И даже если вы еще не привыкли к традиции чтения канонов -- эта изящная, удобная, с любовью сделанная книжка, весьма вероятно, поможет открыть радость встречи с глубиной христианской мысли и дивной полнотой образов, ее воплощающих. А вслед за тем придет и понимание.

Посадите клубень в землю
Житие старца Паисия Святогорца. -- М.: Издательский дом «Святая Гора», 2006. -- 736 с.

Что неизвестного еще можно узнать об известном старце Паисии? Особенно если уже прочитаны четыре тома его «Слов»? Оказывается, очень много, и не только нового и поучительного, но и неожиданного и остроумного. Из недавно вышедшей книги жития старца.
Книга уникальная, едва ли не впервые в истории христианской литературы дающая столь близкий по времени и многоплановый образ святого. Это собрание свидетельств нашего времени о монашестве, о старчестве и о Предании, воплотившихся в одном лице, в одном житии. Это основы жизни мира во Христе, которые, именно потому, что они -- основы, все чаще подвергаются сомнению, утрачиваются, переводятся в область устаревшего. «Было и быльем поросло»: и монашество не то, и миру оно теперь не нужно (а «надо дело делать, господа»), и старцы благодатные если и были, да все вышли, и Предание утрачено или мертво. Жизнь старца -- живое свидетельство того, что они живы.
Книга состоит из двух частей: первая -- житие отца Паисия в хронологической последовательности, вторая -- воспоминания множества очевидцев, тщательно отобранных фрагментов писем и бесед старца.
«Бог и страдающие люди» -- два основных полюса жизни старца. «Если где-то в монастыре или в пустыне живет благоговейный иеромонах, который любит аскезу, то не надо гнать его в мир, оправдывая это тем, что мир испытывает нужду. Если у нас всего один картофельный клубень, то не будет ли глупо съесть его сразу? Надо посадить этот клубень в землю, и к осени их будет в несколько раз больше». Так решает проблему «старец и мир» афонский подвижник.
В книге описаны многие чудеса, прижизненные и посмертные. Но главное чудо -- «сердце милующее», исполненное благодати и жалеющее все творение Божие. Вот перед нами человек, которого старец не исцелил -- парализованный инвалид. Старец со слезами любви целует его парализованные и недоразвитые ноги: «Ножки вы, ножки… Ведь они же приведут тебя в Рай, а ты этого не понимаешь». И как ангел блаженной Матроне Московской дал во сне увидеть красоту мира, так старец дает несчастному походить -- обняв его и ходя вместе с ним. «Я чувствовал, что хожу своими ногами! Мне казалось, что у меня выросли крылья!.. Потом старец усадил меня в инвалидную коляску, сел рядом и сказал: “Послушай меня, сынок. Бог не хочет, чтобы ты когда-нибудь выздоровел. Твое состояние будет все хуже и хуже -- лучше не будет. Но знай: те люди, которые собираются вокруг тебя и тебе служат, спасают таким образом свои души… Бог хочет от тебя именно этого”».
Вот измученный проблемами человек ждет совета и «разбора полетов» от старца и, уязвленный его благодушным «Ну и что ты переживаешь? Бог поможет», взрывается: «Да уж ладно тебе, Геронда!.. Бог помогает раз, помогает два… Он что, обязан помогать постоянно?» «Тогда он серьезно взглянул на меня и произнес слова, поразившие меня как молния: “Да, -- сказал он, -- Бог обязан помогать постоянно”. Он сказал эти слова так уверенно, что было совершенно очевидно: он знал о том, что говорит “из первых уст”… С этого момента я перестал тревожиться о будущем».
«Старец видел, что активность и господство лукавого и его слуг возрастают, однако одновременно он знал и во всеуслышание говорил, что “уздечку держит Другой”. “Диавол пашет землю, -- образно говорил Старец, -- но только сеять в нее будет Христос”. Старец верил, что “Бог не попускает произойти злу, если из него не выйдет добра или, по крайней мере, не будет положено препятствие еще какому-то злу -- большему, чем то, которое Он попустил”».
См. также: "Афонская пылинка"

Очерки настоящего
Дворкин Александр. Афонские рассказы. -- М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. -- 200 с.

«Казалось, молитвенное пение все еще звучало, оно за эти долгие часы стало частью меня, да и не только меня, а всего, что меня окружало. “Всякое дыхание да хвалит Господа!” И действительно, тогда хвалило Господа всё: и темная зелень листвы, и жар солнца, и стрекотание цикад, и оседающая на сандалиях пыль, и голубизна моря вдали, и пряный запах сухих трав, и едва заметный ветерок, в котором Господь явился пророку Илие на горе Хорив. Спать не хотелось совершенно. Ночь закончилась, и наступил день».
«Афонские рассказы» Александра Дворкина начаты довольно давно, публиковались в журнале «Фома», потом дополнялись и оттачивались. Свято-Тихоновский университет выпустил их небольшой книжкой -- очень изящной, с продуманным оформлением, так что точно подобранные интересные фотографии составляют с текстом единый ансамбль.
Автор выступает в этой книге не как известный профессор-сектовед, а как афонский паломник. Неоднократные и достаточно длительные посещения Святой горы позволили создать атмосферу, уловить дыхание, пульс. Это рассказ мирянина о духе Афона, мозаика, в которую складываются разнообразные и стилистически цельные очерки. Тон и основное содержание задают «тихие беседы на духовные темы, которые на Афоне ведешь постоянно» -- «вот это и есть настоящие афонские рассказы». Поэтому книга вольно начинается с тоннеля в Иерусалиме, повествует не только об афонских монастырях и монахах, но и о людях из разных стран, о юношеских приключениях автора вдали от Афона, о многом, о многом… А рассказы получаются афонские, и они о том, что никогда в достаточной мере не доказывается прямой логикой, не изъясняется до конца понятийно, -- о том, что монашество свет миру, о том, что дает каждому из нас, православных, да и всему человечеству Афон.
«Афонская жизнь, на мой взгляд, самая реальная из тех, что существуют на земле. Скорее это даже мы все живем какой-то полуреальной жизнью, в постоянном беге, в постоянной занятости, стрессах, попытках удовлетворить потребности, строить планы, реализовать мечтания, которые почему-то не реализовываются… На Афоне живут. Выражаясь современным жаргонным языком, очень «конкретной» жизнью. Очень земной, и наполненной. И занимаются афонские монахи самым главным на земле делом -- молитвой обо всех и за всех».

Малая энциклопедия московской культуры
Лебедева Елена. Город храмов и палат.-- М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. -- 704 с.

Книга москвоведа Елены Владимировны Лебедевой относится к жанру, к которому принадлежат знаменитые «Сорок сороков» Петра Паламарчука и «Московские святцы» («Московский православный месяцеслов») А. Ч. Козаржевского. С «Сорока сороками» книгу Лебедевой объединяет то, что разрушенным, несуществующим храмам уделено не меньшее внимание, чем сохранившимся, с «Московскими святцами» -- календарный, а не топографический принцип построения: по престольным праздникам храмов. Отличие книги Лебедевой -- в более обширном, чем у названных книг, краеведческом и культурологическом фоне: это книга не только храмов, но и палат. Рассказы о московских святынях (включающие кратко и дельно изложенные жития празднуемых святых) органично дополняются огромным количеством сведений о том, что с ними связано во времени и пространстве. Мы узнаем о деловой, промышленной, благотворительной и, конечно, культурной жизни Москвы, и именно так, как было свойственно этому городу, где и адреса определялись приходами храмов. Так, в рассказе о церкви святителя Стефана при 1-й мужской гимназии на Волхонке -- очерк истории гимназического образования в Москве; домовая церковь равноапостольной Марии Магдалины при Вдовьем доме позволяет рассказать и о вдовьих приютах, и о многих учебных заведениях, и о службе «сердобольных вдов» -- первых сестер милосердия; с церковью иконы «Целительница» связан очерк об истории целительного (медицинского) дела в России, а в главке о церкви Феодора Студита у Никитских ворот -- очерк о великом Суворове, здесь крещенном. Об упоминавшемся выше А. Ч. Козаржевском рассказано в очерке о Святодуховской церкви на Пречистенском бульваре. Книга просто переполнена важными и неожиданными сведениями о том, какие пути и судьбы пересекались и пересекаются у московских храмов -- даже тех, которые безвозвратно разрушены… По компактности и насыщенности выверенными данными книга пока не имеет себе равных, это малая (и тем ценная) энциклопедия московской культуры. Язык простой, чистый, ясный, без игривости и без заумности.
Книге очень не хватает карт и схем, а если признать, что это вызвано экономией объема -- хотя бы просто точных адресов с указанием улицы-дома. Не много объема прибавил бы и простой, не календарный указатель упоминаемых храмов, без которого трудно ориентироваться в книжном пространстве. По-хорошему каждый, кто живет или бывает в Москве и надеется быть (стать) не чужим городу человеком, должен бы вооружиться этой книгой и, увы, сам составить к ней для себя удобный указатель, попутно изучив ее и непременно открыв массу нового, хорошо забытого старого, важного.

Елена ТРОСТНИКОВА



Книга для радости
Отец Геннадий: Книга воспоминаний. -- М.: Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение), 2006. -- 410 с.

Посвящены воспоминания известному московскому священнику Геннадию Огрызкову (1948-1997).
Книга особенно нужна тем, кому в жизни не хватает радости. Прочитаешь -- и как будто сам повстречал этого необыкновенного человека, и долго еще счастлив от случившейся встречи.
Вспоминают об о. Геннадии очень разные люди: священники и институтские друзья; люди, что называется, простые -- и знаменитые. Но все пишут почти одними словами: всем родной, всем «отец и мать». «Вот он проходит по храму, скажет теплое слово, или просто потрясет за руку, и ты счастлив как в детстве».
Богатырского сложения, но кроткий и застенчивый, с ласковым взглядом, надежный, верный до конца -- почему-то кажется он очень знакомым. И его обращение к прихожанам («братцы мои дорогие!»), и обычай утешать подарочками из бездонных карманов рясы, и старый деревянный дом в Ухтомке, и домашний вид, многих смущавший: заштопанные трико, свитер с вытянутыми локтями... А известная история про то, как один московский настоятель мыл свой храм, не подготовленный к службе? Вот она, оказывается, про кого!
До семинарии о. Геннадий был талантливым архитектором и художником (в книге есть его акварели). Художником, впрочем, остался навсегда -- всех удивляет умение о. Геннадия везде замечать красоту, в самом скудном пейзаже, в самой презираемой травке. «Красиво в саду у батюшки, потянулась вырвать сорняк. Батюшка остановил меня и по-детски застенчиво проговорил: “Миль, не трогай, это же цветочек”».
Так же умел он восхищаться и красотой каждого человека, как будто не видя зла. И любил каждого -- «всех одинаково, но каждого -- больше». Принимал исповедь до ночи, и уборщица, выливая под ноги о. Геннадию ведро воды, говорила: «Пора храм убирать!» Батюшка смиренно переносил аналой в другое место, а потом еще и еще... Отцовская (говорят: материнская!) любовь и забота до мелочей: «Как ты доехала? Ты что-то бледненькая сегодня...» Спеша куда-то, мог сорваться по чьей-то просьбе и ехать -- в больницу ли, на квартиру -- молиться о ком-то, утешать, отговаривать от опасного шага. За любовью и утешением и шли к нему. «Он именно утешал, согревал, ласкал. Обнимал своими большими, мягкими и теплыми руками, прижимал твою забубенную голову к своей груди...»
Духовным чадам приходилось слышать от знакомых: «Легко вам с вашим батюшкой! Он у вас добренький!» «Люди просто не понимали, что такая доброта -- высший дар. Благодаря ей ты идешь за своим духовником -- и даже не замечаешь, что идешь. Потому что на тебя не давят, не приказывают тебе, -- тебя просто привлекают к себе этой добротой и ведут».
Воспоминания об о. Геннадии, его фотографии действуют так же. Читаешь -- и хочется, как всем, кто его знал, «быть как батюшка -- всех любить, всех обогреть, всем помочь»!..

Инна КАРПОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.