На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Культура №0'0000

Боголюбская икона Божией Матери: образ со сложной судьбой


Версия для печати
28.06.13, 13:27

1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси – Боголюбскую. Это ли икона Богородицы Пирогощей, которую привезли на Русь вместе со Владимирской, был ли к ней парный образ Христа и был ли на ней изображен св. князь Андрея Боголюбский, рассказывает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА.



Боголюбская икона — одна из самых древних и почитаемых на Руси. Ее приписывали кисти апостола Луки и почитали чудотворной. Однако у иконы непростая судьба, хотя, казалось бы, она не покидала пределы Владимира. Она появилась в княжении Андрея Боголюбского (1155–1174) и князь повелел поставить ее в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря. Отсюда одни связывают ее наименование с именем князя, другие — с названием монастыря.

После разрушения монастыря в XVIII в. Боголюбскую поместили в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751–1756 гг. на месте древнего. Во II пол. XIX в. чудотворный образ перенесли в новый монастырский собор (1866), названный уже в ее честь. После закрытия обители в 20-х гг. XX в. икона обрела новое место — в приходской церкви во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позже ее перенесли в Успенский собор Владимира. В 1946 г. Боголюбская была изъята из собора и поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где находилась вплоть до 1992 г., когда снова была передана Церкви и была поставлена в Успенском соборе владимирского Княгинина Успенского монастыря. Но и на этом не закончилась ее история. В 2009 г. при очередном реставрационном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону снова перенесли во Владимирский музей. Там она находится по сей день под присмотром реставраторов и музейных работников.

Боголюбская принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе), широко распространенному в византийском искусстве. Богоматерь представлена в рост, с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. В этой иконе выражен ходатайственный и заступнический образ Божьей Матери.

Некоторые исследователи (например, Н. Н. Воронин) считали, что на иконе было первоначально изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы. Действительно, такие изображения также были распространены в византийском искусстве. Но доказать, что фигура коленопреклоненного князя, действительно, была на иконе, совершенно невозможно, из-за плохой сохранности красочного слоя особенно в нижней части доски.

Иконографические особенности и размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.

Икона написана на доске с широкими полями. Вследствие неоднократных поновлений первоначальная живопись сохранилась очень плохо. Верхнее поле ее украшено изображением деисусного чина из пяти фигур, которое, могло появиться при поновлении иконы в конце XII в. после разорения Боголюбова рязанским князем Глебом. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», пятифигурный деисус на Боголюбской повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Образ Иисуса Христа в сегменте и свиток в руке Богоматери написаны также позже, примерно на рубеже XIII–XIV вв. Были ли они первоначально, предположить трудно.

Возможно, их написание связано с инициативой митрополита Максима, переехавшего из Киева во Владимир, который заказал для чудотворной иконы новый серебряный оклад, заменивший первоначальный. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в том числе накладных звезд на одежде Богоматери. В последующие века икону неоднократно украшали корунами, цатами, подвесками, новыми окладами и проч, многочиселнные следы от крепления их можно видеть на доске. В 1820 г. жители Владимира украсили Боголюбскую икону сплошным серебряным окладом, который во второй половине XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу. А на свитке в руках Богоматери был выбит текст: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».

Только в 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря. Они уже тогда констатировали плохую сохранность жиаописи в следствие многих поновлений и креплений окладов. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Боголюбской проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) Ф. А. Модоровым в 1946, Н. А. Баранов в 1956 и в 1958–1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова).

В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Реставрационные работы и исследования показали, что, несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта, записи и тонировки, живопись иконы, особенно лика Богоматери, указывает на близость к столичной византийской школе XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греческий иконописец.

Согласно преданию, икона написана в память явления князю Андрею Боголюбскому. Но это предание позднее, поскольку житие Андрея Боголюбского было составлено только в нач. XVIII в. Скорей всего икона написана примерно в третьей четверти XII в., и не русским мастером, а греком, и не во Владимире, а в Константинополе.

Боголюбская икона современница знаменитой Владимирской. Некоторые исследователи даже делали предположение, что она прибыла на Русь вместе с Владимирской, и была первоначально в Киеве. Откуда ее вывез Андрея Боголюбский. Летопись, действительно упоминает некую икону Богоматери Пирогощей, привезенной вместе с Владимирской. Но эту гипотезу трудно доказать. Зато сама живопись Боголюбской свидетельствует о высоком живописном мастерстве, это видно особенно на личном письме Боголюбской, которое необычайно тонкое, прозрачное и многослойное. А образ Богоматери на этой иконе необыкновенно возвышенный и вдохновенный. Таких икон на Руси было совсем немного.

Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создании икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.

Общецерковное почитание Боголюбской иконы было установлено в последней трети XVII в. Это связано с особым почитанием Нарышкиными Андрея Боголюбского. Известно, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны Ивана и Андрея Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684–1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы, первый храм в Москве с таким посвящением. Составление службы относится к рубежу XVII–XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре.

День празднования Боголюбской иконы Богоматери приходится на 1 июля (18 июня по старому стилю). В народе, который весьма почитает этот образ как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».

Ирина ЯЗЫКОВА

Версия для печати

Тэги: Иконы  Богородица  Церковное искусство 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.