На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №0'0000

Почему Церковь не любят?


Версия для печати
30.06.11, 10:44

Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. И в интернет-блогах не редко можно наткнуться на очень резкие суждения о Церкви: часто тон этих суждений переходит все границы; и тем не менее любое событие, связанное с Церковью вызывает в обществе, как кажется, все чаще негативную реакцию. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.

Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений: «Церковь хочет быть институтом повседневного государственного управления»

Церковь пытается (причем при поддержке власти и СМИ) вернуть себе роль, которую она играла до революции или даже в средневековом обществе. Но в современном мире это противоестественно. Положительное отношение к Церкви в начале девяностых было лишь выражением негативного отношения к советской власти. С этим связано и относительно большое число прихожан. Уверен, что не будь большевистских гонений, закрытия храмов, религиозных людей в России было бы еще меньше. Толпа народа в храме в воскресные и праздничные дни – архаика, которая свидетельствует только о деградации общества. Это лишь значит, что люди не могут встроиться в современный ритм жизни, при котором невозможно ходить в церковь каждое воскресенье, отмечать все церковные праздники, соблюдать посты. Все это делает работника неэффективным. Прямая связь – чем религиознее общество, тем хуже оно работает.

На Западе, где церкви никто не закрывал, они закрываются сами. По экономическим причинам – прихожан становится все меньше. Честно говоря, меня покоробило, когда я увидел в центре Глазго, возле Викторианского парка, ночной клуб, открытый в бывшей церкви. Считаю, что все же можно было найти зданию другое применение. Но само закрытие церкви – процесс естественный, и власть тут ни при чем.

Отсюда и претензии общества к Церкви. Дело не в том, плох или хорош конкретный священник, какие у него политические взгляды, а в том, что все они, вся Церковь, не на своем месте. Это институт, связывающий нас с прошлым, с культурно-исторической традицией. И если бы Церковь это понимала, была бы уважаемым институтом. Но она хочет быть институтом повседневного государственного управления, каким Церковь была в средневековом обществе и частично в России до 1917 года. Теоретически сегодня это возможно, но тогда в современном обществе Церковь становится вредным институтом: замедляет темп работы, мешает людям, создает им лишние проблемы, стоит денег, которые уходят неизвестно куда.

Религиозность – вопрос частной жизни, и не нужно подключать к ней государство и общество. Если есть община, которой нужен храм, она сама найдет деньги и построит этот храм. А строить новые храмы на государственные деньги в обществе, где 95 процентов не соблюдает обряды, странно. И это тоже вызывает у многих недоумение и не способствует авторитету Церкви.

Александр ЩИПКОВ, главный редактор портала RELIGARE, кандидат философских наук: «Неприязнь к церкви – это миф»

На самом деле никакого изменения в отношении общества к Церкви нет. Причем не только за последние 20 лет, но и с советских времен. Менялось отношение власти, государства, а общество всегда относится к Церкви примерно одинаково. Многолетние социологические исследования (включая закрытые советские) показывают, что наше общество на 80 процентов религиозно, и эти 80 процентов, естественно, относятся к проявлению религиозности положительно. Негативно или безразлично относятся к Церкви оставшиеся 20 процентов – нерелигиозные люди. Меньшинство всегда заметнее большинства и агрессивнее. Оно активно нападает, критикует, пытается потеснить. Отсюда возникает иллюзия, что общество сегодня относится к Церкви хуже, чем вчера. Да, в газетах критикуют РПЦ. Замечу – гораздо меньше, чем в конце 90-х. Да, появился интернет. Но не стоит преувеличивать влияние блогеров, как на политической площадке, так и на религиозной. Все эти публикации, пусть не единичные, вовсе не отражают мнение всего общества. И «Нескучный сад» тоже попался на эту удочку и решил посвятить целый номер анализу несуществующего конфликта между обществом и Церковью. Повторяю, даже при советской власти этого конфликта не было. У народа Церковь не вызывала раздражения, она раздражала определенную прослойку. И продолжает раздражать. И будет раздражать впредь. В 1917 году это «раздраженное меньшинство» взяло власть, и начались гонения. Может ли это повториться? Не только может, но, скорее всего, повторится. И не через столетия, а «в исторически короткие сроки», как говаривали еще совсем недавно. Причем когда эти гонения начнутся, «раздраженное меньшинство» будет лукаво обвинять Церковь, что де она и спровоцировала эти гонения. Ровно так же, как говорит о том, что, мол, никто другой как РПЦ и несет ответственность за октябрьский переворот и красный террор. Все это - блеф.

Вот сегодня всех нас пугают растущей клерикализацией, пытаются внушить, что Церковь лезет в государственные дела. Но что такое клерикализация? Это когда профессиональные служители некой религиозной организации берут власть и диктуют государству, что и как ему делать. Очевидно, что такая ситуация сегодня не просматривается ни в какие микроскопы. У нас светское государство, власть достаточно жесткая и бесцеремонная, особенно если речь идет о принятии политических решений. Смешно говорить о том, что государство допустит проникновение Церкви в сферу своих обязанностей. Но Церковь влияет на общество. Здесь государство, слава Богу, подвинулось, не препятствует. Это не нравится атеистам (и гуманистам), и они лукаво производят подмену понятий: обвиняют Церковь в попытке клерикализации светского государства, а на самом деле хотят выключить ее из общественной жизни и добиться секуляризации общества. Михаил Прохоров в программе Познера заявляет: «Пусть Церковь занимается тем, чем она должна заниматься - духовной жизнью, а мирскими делами займемся мы сами». А что такое мирские дела? Это наша с вами жизнь: учеба, работа, воспитание детей. Мирская жизнь – это жизнь общества. Представляю как Прохоров «займется» нашей с вами мирской жизнью - он отделит ее от нашей духовной жизни, то есть попытается отделить Церковь от общества. Не получится. Потому что российское общество очень религиозно и «секуляризировать» его можно только кровью. Нет других способов. Сегодня главным критиком Церкви становится «Правое дело». Вслед за своим патроном атеист Леонид Гозман требует, чтобы РПЦ была «Церковью Патриарха Тихона, а не Церковью Патриарха Сергия». Хочется спросить: «А вы-то тут при чем»? Эти серьезные ребята с деньгами сегодня становятся флагманом «раздраженного меньшинства» и так просто от нас не отстанут. Тактика будет проста – покупай и разделяй.

Так что гораздо интереснее анализировать не причины мифической «неприязни» общества к Церкви, а природу пиар-кампании, цель которой – отделить Церковь от общества.

подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Социология 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Почему Церковь не любят?

Двадцать лет назад, на фоне крушения сверхдержавы Церковь оказалась, возможно, единственным общественным институтом, чей авторитет был очевиден подавляющему большинству. Сегодня отношение общества к Церкви куда менее однозначно. «Нескучный сад» начинает опрос: Действительно ли отношение наших сограждан к Православной Церкви изменилось? Почему Церковь стали любить меньше? Сегодня на эти вопросы отвечает социолог Борис Кагарлицкий и журналист Александр Щипков.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.