На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Реформа школы: ГТО и форма


Версия для печати
22.04.13, 13:10

В сфере образования проводятся реформы. Одна из последних - школе предложили возродить нормативы ГТО и вернуть единую форму.


«Готов к труду и защите Отечества»

Открывая в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и голливудского актера Стивена Сигала новый спортивный комплекс «Самбо-70», президент Владимир Путин выразил недовольство физическим состоянием современных школьников и предложил вернуть в школьную программу нормативы ГТО. Впоследствии, на совещании по развитию спорта, прозвучала также идея внести выполнение норм ГТО в аттестат и учитывать при поступлении в вуз. Президентскую инициативу уже поддержали в Госдуме, Мосгордуме, Совете Федерации, Общественной палате, ДОСААФ и Российском союзе ректоров.

Министр спорта Виталий Мутко заявил, что внедрение комплекса ГТО в школьную программу планируется уже в 2014 году, а министр образования и науки Дмитрий Ливанов добавил, что «ЕГЭ дает вполне адекватную картину учебных достижений школьников, но это далеко не полная картина уровня развития», и как раз нормативы ГТО будут к месту. Правда, как разъяснили потом заместители министра, они все же не станут обязательными при поступлении в вуз, а будут частью т.наз. «портфолио» (или «паспорта школьника», новость о появлении которого осталась почти незамеченной).

Оказалось, что подобные нормативы уже разработаны и экспериментально внедряются в части регионов, например - в Свердловской области и Пермском крае школьники ГТО уже сдают. В Москве существует свои нормативы под названием «Московский спортсмен», а у Всероссийского НИИ физкультуры готов пробный комплекс «Готов к труду и защите Отечества».

По словам начальника управления надзора Главной военной прокуратуры РФ Александра Никитина, возвращение ГТО поможет юношам проще адаптироваться к будущей военной службе. «Существующие программы не дают того уровня, чтобы они приходили в Вооруженные силы, обладая достаточными знаниями и правовой подготовкой. Мы двумя руками за то, чтобы были обратно введены нормы ГТО», — сказал Никитин на пресс-конференции. Его ведомство понять можно – 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих, а ГТО а свое время и был создан для подобных целей.

Но не все согласятся с тем, что физкультура в школе нужна для того, чтобы готовить будущих призывников. К тому же, многие помнят, как это выглядело в 70-80-е, когда сдача ГТО чаще всего была формальностью и имитировалась как сдающими, так и принимающими (никто не хотел портить отчетность). Поэтому возникают сомнения в том, что ГТО поможет оздоровить нацию – скорее породит принудиловку и создаст новый источник коррупции.

Особенно, если это будет тем или иным образом влиять на поступление в вуз - чего не было даже в советское время. В обществе это вызвало много вопросов, в частности: должна ли карьера будущего физика или лингвиста зависеть от его мускулатуры и спортивных рекордов? И что, в таком случае, делать инвалидам и детям с особыми возможностями? Чиновники заговорили о нормативах, разработанных для разных уровней физического развития. Но означает ли это, что в школах, наконец, появятся отдельные уроки физкультуры для детей с разными группами здоровья или все останется как есть, и весь класс будет по-прежнему заниматься по одной программе и бегать стометровку за 15 секунд?

И главный вопрос – действительно ли модернизированный комплекс ГТО улучшит физическое состояние нынешних школьников и прибавит им здоровья?

Физкультура в школе: нормативы или здоровье?

С тем, что современным детям, мало гуляющим и много сидящим за экранами компьютера и телевизора, надо больше двигаться и заниматься спортом, никто не спорит. Но тема ГТО неизбежно вызывает дискуссию о физкультуре в школе, которая практически и так вся построена на нормативах, доставшихся нам с советских времен.

Эти уроки чаще всего не воспринимаются школьниками (и их родителями) как часть здорового образа жизни, скорее – как скучная «обязаловка», которую они – чем старше, тем активнее - стараются избежать. Бег на скорость и кросс, лыжи зимой, прыжки в длину, в высоту и через «козла», подтягивание, приседания, отжимания, упражнение на пресс, канат, метание мяча (заменившего в свое время гранату), разбавленные эстафетами и редкими играми в баскетбол и волейбол – детям по-прежнему предлагают «ставить рекорды» и получать за это оценки. Нередко можно услышать истории о том, как ребенок, вне школы занимающийся спортом и даже имеющий спортивный разряд, получает «тройку» по физкультуре, потому что не может сдать норматив.

Именно поэтому введенный несколько лет назад третий урок физкультуры не вызвал восторга ни у школьников, ни у их родителей, хотя казалось бы - что плохого в регулярной физической нагрузке, особенно если у ребенка нет возможности посещать секции или бассейн?

Достаточно посмотреть на единодушные комментарии в социальных сетях, чтобы увидеть: у многих родителей остались не самые лучшие воспоминания о физкультуре в школе - стресс, унизительные реплики учителя и насмешки одноклассников, нагрузки, не учитывающие индивидуальные особенности и возможности.

Кажется, ничего с тех пор не изменилось. Все сходятся в одном: любовь к спорту и здоровому образу жизни эти уроки не прививали и не прививают. Нельзя оздоровить ребенка, насильно заставляя его сдавать нормативы, тем более, если они ему не по силам.

Об этом говорят и медики: подобные физические нагрузки не только не подходят всем подряд, но и противопоказаны при многих проблемах со здоровьем. Ежегодно российская пресса пишет о летальных случаях на уроках физкультуры. Основная причина смерти – острая сердечная недостаточность во время «стометровки» или кросса, причем некоторые дети диагноз имели (но все равно продолжали заниматься в общей группе, поскольку никакой другой группы в школе нет), а некоторые считались абсолютно здоровыми.

В соседней Украине после череды несчастных случаев провели медицинское обследование школьников и выяснили, что только 4% из них имеют здоровье, позволяющее выполнить программу. После этого украинский министр образования отменил оценки по физкультуре (вместо них введена зачетная система) и заявил, что основой новых уроков спорта станет активное движение и пребывание на свежем воздухе, а не сдача нормативов.

В большинстве развитых стран школьные уроки физкультуры (в англоязычных странах они называются PE – Physical Education) так и устроены. Они решают разные задачи: не только тренируют детей, формируют у них представление о здоровом образе жизни, но и снимают напряжение и умственное переутомление, вызванные уроками в классе. «Стометровкой» и лазаньем по канату нервную систему не разгрузишь, скорее наоборот.

В Японии физкультура разнообразна: школьники играют в большой теннис, хоккей с мячом, бейсбол, прыгают со скакалкой, занимаются фехтованием (кэндо), айкидо, даже учатся держать равновесие на одноколесных велосипедах (на двухколесных они ездят с пеленок).

В США старшеклассники самостоятельно выбирают, в какой форме им брать уроки PE: можно записаться в баскетбольную команду и тренироваться весь год, а можно заниматься скалолазанием или взять предмет под условным названием «водные виды спорта», куда входят гребля на байдарке, ныряние и пр.

В канадских школах, помимо специальных уроков 2-3 раза в неделю, законом предусмотрены ежедневные 20 минут физической активности, во время которых дети на улице играют в командные игры, выполняют упражнения или просто танцуют под музыку в спортивном зале, если на улице сильный дождь. Помимо этого перемены дети обычно проводят на улице - почти в любую погоду, в том числе зимой, играя в подвижные игры. Такой режим позволяет даже шестилеткам (1 класс) легко выдержать 6,5-часовой школьный день.

Конечно, немногие российские школы могут похвастать своим бассейном, кортом или стадионом, однако здесь важен сам принцип учета желаний и возможностей детей. Хотя с точки зрения государственной заботы о здоровье и физической форме подрастающего поколения гораздо эффективнее строить спортивные площадки, бассейны и спортивные залы – не только в школах, но и повсеместно, и чтобы занятия в них были доступны не только состоятельным гражданам, но и всем остальным.

1 сентября в форме от Зайцева

Тема физической активности в школе, между тем, напрямую связана с темой школьной формы, которую уже со следующего года в обязательном порядке собираются ввести в России. Трудно себе представить играющего на перемене в футбол или баскетбол ребенка в форменных брюках (и тем более в юбке), а также светлой рубашке – это, во-первых, страшно неудобно, во-вторых - разорительно для родительского кошелька.
Школьная форма от Вячеслава Зайцева

Основное правило, касающееся школьной одежды во многих развитых странах – чтобы ребенку в ней было комфортно, и он не боялся ее испачкать, иначе какие игры на свежем воздухе, какой баскетбол? Это сильно отличается от того, какие требования предъявляются к школьной одежде в российских школах – взять хотя бы распространенный тезис о том, что «форма дисциплинирует».

В понятие «дисциплина» не в последнюю очередь входит «спокойное» поведение – и на перемене тоже. В московских школах, например, детям на улицу выходить запрещено («а кто будет за ними следить?»), в спортивный зал пускают только с учителем и только во время урока. Школьники проводят перемены в коридорах, где, конечно же, им нельзя бегать и играть в активные игры (зато вместо этого они играют в электронные). К счастью, так далеко не везде: если администрация школы понимает, насколько детям важна физическая активность и уделяет этому много внимания, вопрос об обязательной школьной форме сразу перестает быть главным.

Во многих странах Европы и в Северной Америке форма преимущественно встречается в религиозных школах (это объяснимо) и в частных школах – но там это воспринимается как признак элитарности. Это может быть отличительным знаком престижного учебного заведения, администрации и ученикам которого (а также их родителям) важно подчеркнуть свой статус.

В государственных публичных школах формы, как правило, нет – в том числе и потому, что в некоторых странах администрация не имеет права требовать с родителей дополнительных расходов. Например, в Канаде школы обеспечивают учеников не только учебниками, книгами для чтения, но и канцелярскими предметами и тетрадками – именно так реализуется принцип всеобщего доступного бесплатного среднего образования.

В России – все наоборот: частные школы в большинстве своем обходятся без единой формы, а во многих государственных она есть, преимущественно в начальных классах (в старшей школе требования пока сводятся к «темный низ, светлый верх»).

Как следует из нормативного правового акта Министерства образования и науки РФ, единые требования к одежде вводятся в т.ч. с целью «устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками».

Устранение видимого социального неравенства – этот довод приводится в качестве основного многими сторонниками школьной формы (особенно теми, кто с ностальгией вспоминает СССР). Однако, как правило, дети прекрасно осведомлены о социальном статусе и материальном достатке семей своих одноклассников – они общаются вне школы, ходят друг к другу в гости, вместе отмечают дни рождения, обсуждают, где кто провел каникулы.

Если заставить всех носить одну одежду, то что тогда делать с обувью, сумками-рюкзаками, верхней одеждой, а также транспортом, которым они добираются до школы – ведь кто-то ездит на троллейбусе, а кого-то подвозит личный водитель на дорогой иномарке? И вообще одежда давно перестала быть символом престижа, сейчас эту роль играют мобильные телефоны и другие гаджеты – которые, кстати, фактически запрещены в тех же канадских школах (носить в кармане можешь, доставать и пользоваться – нет), поскольку именно это отвлекает внимание детей и мешает учебе.

К сожалению, невозможно устранить социальное неравенство, принудительно заставив всех носить одинаковые юбки и брюки. Намного важнее научить детей не обращать внимания на «статусные» вещи, не хвастаться ими и не завидовать их обладателям – а это, конечно, задача намного сложнее, чем взять и ввести униформу.

Когда говорят о том, что разноцветная и разнообразная одежда мешает самим детям и не дает им сосредоточиться на уроке, я вспоминаю одну учительницу физкультуры, которая требовала от учеников приходить исключительно в черных шортах и чисто белых футболках, ее не устраивали даже скромные надписи Nike и Reebok. На вопрос родителей, в чем проблема, она отвечала: «Они мельтешат у меня перед глазами, а это раздражает, я люблю, чтобы все были одинаковые». Дети, к слову, ее страшно боялись, так как треть урока она разносила провинившихся, пришедших в футболке «не по уставу» - о какой физкультуре вообще могла идти речь…

Немного абсурдным кажется мнение цитируемых в СМИ «психологов», что школьный стандарт одежды приучит детей к дресс-коду и «воспитает представление о том, какая одежда какому роду занятия соответствует». Видимо, считается, что взрослый человек не в состоянии адекватно одеваться без специальной тренировки в детстве (не говоря уж о том, что очень многие обходятся в своей профессиональной жизни без дресс-кодов).

Научить ребенка самостоятельно мыслить и принимать ответственность, в том числе, за свой внешний вид, лишая его права выбора и заставляя одеваться «как все», без учета его личного мнения и права на индивидуальность, невозможно. И результат может быть обратным. Кому, как не психологам этого не знать.

В то, что форма будет соответствовать «санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на здоровье», верится с трудом, т.к. до этого вся форма – и в советское время, и особенно сейчас – была сшита преимущественно из синтетики невысокого качества, и вряд ли следует ожидать чего-то другого.

Что интересно: в тех российских школах, где единая форма давно введена, родители довольно часто получают строгие указания покупать ее в определенном месте. Родительские интернет-форумы в разных городах страны полны ярких рассказов о том, что как это сказывается на стоимости такой одежды.

В Москве, у метро Сокол, есть неприметный подвал, около которого в конце каждого лета ежедневно выстраивается очередь из родителей, получивших от администрации школ Северного округа бумажки с адресом и телефоном. Это даже не магазин, а склад, без примерочных кабинок, стендов и вежливых консультантов, куда покупателей запускают «партиями» (поэтому люди часами ждут на улице), а сама форма сшита из дешевых синтетических тканей, по ужасным лекалам и стоит дороже, чем хороший костюм в «Детском мире». Но очередь от этого не становится меньше – ведь родителям сказали покупать форму именно здесь, чтобы у всего класса она была одинаковая.

Тезис о том, что школьная форма менее разорительна для родительских кошельков, также весьма сомнителен: например, заявленная модельером Вячеславом Зайцевым, оперативно подготовившим коллекцию, цена в 3 – 3,5 тыс. рублей за комплект высока даже для столицы. На деле же форма обходится намного дороже, т.к. редкий школьник может обойтись одной парой брюк или одной юбкой в год, а еще нужен ежедневный запас рубашек или блузок. Конечно, если ребенок сидит неподвижно на уроке, не рисует красками, не пачкается ручкой, не бегает на перемене и не обливается случайно соком в столовой, то тогда можно и сэкономить, но такие дети встречаются редко.

Поэтому на вопрос: «Кому в действительности это нужно?» лучше всего, пожалуй, ответил глава Минпромторга Денис Мантуров. Встречаясь в конце прошлого года с президентом, он представил разработанный его ведомством проект антикризисных мер для некоторых российских отраслей, переживающих не лучшие времена. По мнению Мантурова, госзаказ на изготовление формы для силовых ведомств, а также для школы может спасти легкую промышленность – особенно, в условиях вступления России в ГТО. Поэтому, считает чиновник, школьную форму надо сделать обязательной для всей страны.

Ирина КОСАЛС

Версия для печати

Тэги: Дети  Воспитание  Школа  Образование 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.