На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Семья и личность №0'0000

Когда дружить человеку работающему?


Версия для печати
24.07.12, 17:40

Из-за колоссальной загруженности сегодня друзья нередко становятся абстрактной категорией. Да, они являются важным фактом твоей биографии, их вспоминаешь, с ними все время ведешь какой-то внутренний диалог, но при этом реальное взаимодействие с ними минимально. Отчего так происходит? Рассуждает Андрей Феликсович КОПЬЕВ, кандидат психологических наук, профессор МГППУ



Те перемены, которые произошли в нашей стране в 90-е годы, коснулись не только экономики, но и человеческих отношений. Произошло разрушение чувства общности, участливости, которые были свойственны русским людям испокон веков. Вот как, к примеру, пишет об этом в статье «Истоки и смысл русского коммунизма» Н.А. Бердяев: «Русское царство XIX века было противоречивым и нездоровым, в нем был гнет и несправедливость, но психологически и морально это не было буржуазное царство и оно противопоставляло себя буржуазным царствам Запада».

Большевики, придя к власти, не стали уничтожать эту «русскую общинность», а наоборот, культивировали ее и использовали в своих интересах. Из фольклора и классической литературы дружба перекочевала в массовую культуру: в песню, и особенно в кино — от «Большой семьи» до «Иронии судьбы». Но, вместе с «общинностью» советское общество унаследовало и противоречивость русского общества. А поскольку в основе советской идеологии лежала лишь марксистская химера, то и получилось, что общество у нас внешне было монолитным, а внутри там было огромное количество разных слоев и прослоек. В том числе занимал там свою нишу и некий подпольный миллионер Александр Иванович Корейко, персонаж «Золотого теленка». Этот типаж рекрутировался из разных слоев: из комсомола, из интеллигенции, из руководящих структур, — будучи натурой жесткой и циничной, он подстраивался под любую идеологию. Это о «корейках» пел Высоцкий: «Мы в очереди первые стояли, а те, кто сзади, нас уже едят». И в 90-х, пока все со своей «общинностью» раздумывали, что же делать, «корейки» действовали, решительно захватывая все, что было можно. Это было их время. Другие же, далеко не столь предприимчивые, вынуждены были как-то реагировать, приспосабливаться к новым условиям; кто-то оказался не у дел, вынужден был выживать, и тут уж всем стало не до дружбы в ее привычном наполнении.

А дружба, между тем, уж если она была, никуда не делась, она сейчас лишь изменила свою форму. Как мне кажется, на данный момент мы имеем некий «пейзаж после битвы», как гениально назвал свой фильм Анджей Вайда: дым оседает, мы видим, что же произошло, возможно, пока еще не в полной мере. И надо принять эту ситуацию. По крайней мере, именно так я объясняю близким людям нынешнюю редкость наших встреч, некоторую формализацию отношений. То, что происходит сегодня со мной, я воспринимаю как войну: я сижу в окопе и не знаю, когда оттуда выберусь, будет ли моя личная жизнь когда-нибудь более комфортной и менее загруженной деловыми попечениями. Одно могу сказать: так сложилось, я к этому не стремился.

Здесь, мне кажется, важно не впадать в другую крайность – в обиду и взаимообособление. Конечно, нам хочется привычного участия, искренности, информированности, а не брошенного на ходу «привет-привет», и то не всегда. Но если мы начнем обижаться друг на друга, то наша взаимосвязь обретет отрицательный эмоциональный тон, и место дружества займет взаимное раздражение, недоброжелательное взаиморазглядывание. Тогда временно возникшая между нами дистанция еще увеличится, покажется проявлением амбиций: вот, мол, «оторвался от народа» и пр. Я думаю, что очень многие никуда не оторвались, другое дело, что их оторвало, но это не значит, что они изменились внутренне, и перестали быть «своими».

В то же время в наступившем сегодня затишье дружеской экспансии есть и положительные моменты.

Я всегда не любил «колхозы»: жизнь в условиях слишком сплоченных сообществ (пионерские лагеря, больничные палаты), нередко дает козыри людям не самым умным, не самым добрым, но озабоченным проблемой власти. Такие люди, умея навязывать свою фальшивую дружественность и солидарность, на самом деле расставляли силки и капканы для тех, кто не хотел плясать под их дудку. Пожалуй, яркий пример такой «дружбы» — фильм «Чучело». Но и в жизни немало случаев, когда под видом дружбы нам навязывают подневольное существование в каком-то сообществе.

Как-то ко мне за консультацией обратилась одна супружеская пара – студенты последнего курса вуза. Проблема состояла в тяжелом, психологически-угнетенном состоянии мужа. Я побеседовал с ним – это был талантливый, очень интеллектуально развитый юноша, но состояние его было настолько тяжелым, что я даже заподозрил психиатрические проблемы. Многое, однако, прояснилось после разговора с его супругой: где-то с первых минут беседы она заявила, что всегда была … «совестью курса». Такие «совести курса», «совести класса» были во всех сообществах. Возможно, это были и не плохие люди, но их «жесткая лапка в мягкой перчатке» готова была обратить всю свою власть против тех, кто, имея индивидуалистическое начало, не хотел дружить так, как его заставляли. Вот почему некоторая «коррекция» коллективистского начала не вредна. Здесь мне видятся и некоторые положительные стороны развития индивидуализации, которая происходит сегодня.

Я не слишком разбираюсь в том, что называется интернетом, но мне кажется, что сегодняшнее присутствие огромного количества людей в социальных сетях, их желание что-то откомментировать, подать свой голос, желание быть услышанным, в условиях нашей обезличенной среды, — это ни что иное как восполнение той, исконной общинности, которую, как казалось, мы в последнее время утратили. Это стремление общаться, дружить в людях неискоренимо.

Тут возникает другой вопрос: а нужны ли вообще друзья? Заметим, что Евангелие почти никогда не говорит о дружбе. Как объясняет эту его особенность Клайв Льюис в своем знаменитом трактате «О любви»: «Дружба слишком духовна, чтобы стать символом духовного…Она бесполезна и не нужна, как философия, как искусство, как тварный мир, который Бог не обязан был творить. Она не нужна жизни; она — из тех вещей, без которых не нужна жизнь».

Подготовила Оксана СЕВЕРИНА

Версия для печати

Тэги: Дружба 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.