На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Протоиерей Алексий Уминский: о Церкви с правилами, но без фейсконтроля


Версия для печати
12.08.13, 11:38

Вскоре на прилавках книжных магазинов появится новая книга протоиерея Алексия Уминского и журналиста Этери Чаландзия «Человек и Церковь: Путь свободы и любви». Авторы адресуют свою книгу тем, кто еще не приучился различать среди источников религиозной информации те, что достойны доверия, и полусектантские, полураскольнические ресурсы, а среди мнений и подходов — частные позиции верующих и учение Церкви.

Когда человек впервые приходит в храм и делает попытку понять, как все устроено в Церкви в России, практически невозможно предугадать, с кем и с чем он встретится. Может быть, он в первый же день увидит в глазах сотрудницы свечного ящика свет Царствия Небесного, может быть, столкнется с раздражением в свой адрес, одергиваниями типа «не там и не так стоите». Но скорее всего путь будет средним: человека просто не заметят, примут оплату за записки за свечным ящиком, как за «услугу», и задавать вопросы просто не захочется. Тогда человек отправится в интернет и начитается — чего именно, предугадать невозможно.

Многие такие случаи пытается рассмотреть отец Алексий Уминский, чтобы заранее разъяснить некоторые варианты развития событий, предупредить о подводных камнях, о немощах людей, составляющих Церковь, и о том, как не пропустить в ней главное. По крайней мере, книга звучит предупреждением: вы видели (или читали) то-то и то-то, и это действительно существует, но это еще не вся Церковь и не определяющее в ней. «Современная литература о религии сегодня очень нужна. Для тех, кто ходит в церковь, все проще. Они практически всегда могут пообщаться со священником. При храмах масса специальной литературы. В интернете полно всевозможных сайтов, на которых воцерковленные люди хорошо ориентируются. Новичок же нарвется на провокативную информацию, примет ее за чистую монету, и либо потеряет интерес и отвернется, либо, что еще хуже, озлобится и побежит в совершенно противоположную от Церкви сторону», - говорят авторы книги.

Осталась сущая мелочь — книге нужно найти таких читателей, а не осесть всеми двумя тысячами тиража внутри субкультуры столичных православных. Светское издательство «Альпина Нон-фикшн» специализируется на деловой литературе (финансы, психология, менеджмент). Видимо, издание «инструкции по освоению Церкви» вписалось в миссию издательства «давать знания для личной и профессиональной самореализации». Есть надежда, что получится вывести книгу к аудитории, непривычной к подобной тематике (не с этим ли кругом слегка заигрывает автор, называя новгородские берестяные грамоты «эсэмэсками своего времени», а состояние пламенной молитвы поясняя через противопоставление с «измененными состояниями сознания» после употребления наркотических веществ).

Отец Алексий не боится пересказывать эпизоды, не втискивающиеся в шаблон представлений о Православии. Есть и история появления в Вятской епархии нового архиерея и самоубийства снятого с настоятельства в кафедральном соборе священника (в книге имя отца Петра Шака не называется), и история запрещения в служении отца Сергия Таратухина из Читинской епархии, который отказался освящать колонию, где сидит Михаил Ходорковский. Рядом с ними вполне общеизвестное и традиционное объяснение, почему больше не служит Иван Охлобыстин, кажется вставленным «для порядка».

Авторы предупреждают читателей о младостарчестве — о том, что не обладающий духовным опытом священник иногда берется манипулировать людьми, превращая послушание в подчинение, а покаяние – в чувство вины. Предупреждают об опасности «отчиток»: «В отсутствие разума и душевного здоровья у одних [больных или «бесноватых»] и совести у других [священников] подобные ритуалы приобретают формы духовного явления. Священники зарабатывают очень приличные деньги и авторитет…» — и описывается истерическая обстановка на отчитках.

Предупреждения касаются не только неурядиц в Церкви, способных оттолкнуть новичка, но и неурядиц в его собственной душе, которые могут заслонить от него смысл происходящего и радость евангельского благовестия. Среди опасностей второго разряда — потребительское отношение к Божественному, требовательное ожидание чуда в ответ на «запрос». Здесь же — нездоровая экзальтация по отношению к святыням, желание «присосаться» к источнику и «втянуть» в себя благодать. Одни будут, не рассуждая, надевать на голову горшок, если он бывал в руках святого, и ожидать прекращения головных болей. Другие, наоборот, «в современном постмодернистском мире на всякий случай предпочитают держаться подальше от любых, как им кажется, сковывающих их волю традиций». А решившись приникнуть к корням и устремиться к истокам, многие «не меняются внутренне и духовно, а начинают неистово соблюдать и соответствовать».

Иногда адресатом авторов оказывается и Русская Православная Церковь в целом: «Если она сейчас не поддержит определенные протестные требования (честные выборы, борьбу с коррупцией, неангажированные суды и т.д.), она очень много потеряет в будущем. Сейчас решающее время для Церкви…». Словно для Церкви «честность» и «неангажированность» — это требования не естественные в рамках повседневности, а именно «протестные».

Полного перечня церковных скандалов и проблем авторы составить не пытались. Иногда лакуны радуют — поскольку темы «часов» и «нано-пыли», как и дорожно-транспортных происшествий с участием монашествующих, давно навязли в зубах. А иногда остается вопрос: думается, что некоторые высказывания протоиерея Всеволода Чаплина заслуживают не меньше внимания, чем история запрещения в служении читинского батюшки, хотя бы в силу их большей известности.

От главы к главе кругозор неподготовленного читателя потихоньку расширяют за счет кратких справок о героях русской и зарубежной церковной истории, о воззрениях агностиков, о Бердяеве и Кьеркегоре. Подробность исторических пояснений и описаний зависит от остроты вопроса с точки зрения авторов: о расколе XVII века — несколько строк, о «живоцерковном» расколе ХХ века — несколько страниц. На статус полного и систематического исследования современной Церкви книга, разумеется, не претендует.

Описания подводных камней и течений в Церкви не должны напугать читателя. Отец Алексий не устает повторять: «В Церкви есть правила, но нет фейсконтроля. Это место, в котором пришедшие объединяются вокруг Евангелия. А если так, то здесь могут в равной степени существовать монархисты, демократы, анархисты, националисты, либералы и многие другие». Потому что путь человека в Церкви - это путь свободы и любви.

Подготовила Александра СОПОВА

Версия для печати

Тэги: Церковь  Книги 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Протоиерей Алексий Уминский: о Церкви с правилами, но без фейсконтроля

Вскоре на прилавках книжных магазинов появится новая книга протоиерея Алексия Уминского и журналиста Этери Чаландзия «Человек и Церковь: Путь свободы и любви». Авторы адресуют свою книгу тем, кто еще не приучился различать среди источников религиозной информации те, что достойны доверия, и полусектантские, полураскольнические ресурсы, а среди мнений и подходов — частные позиции верующих и учение Церкви.

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.