Бог создал человека, не спрашивая, хочет ли он быть, но, спасая падшего человека, Бог спрашивает, – хочет ли тот быть спасен. Ответ от лица всего лучшего, что было в человеческом роде, а не только от себя лично дает Пресвятая Дева Богородица Мария. Рассказывает протоиерей Максим КОЗЛОВ, кандидат богословия, замглавы Учебного комитета Русской Православной Церкви.
«После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел». Лук.1, 24-38
– «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление. Сын Божий Сын Девы бывает…» В этот день Архангелом Гавриилом благовествуется одна из величайших тайн сотворенного Богом мира – тайна спасения человеческого рода. Это спасение, как свидетельствует церковное учение, совершается жертвенной любовью Бога.
В одной из проповедей на день Великого Пятка святитель московский Филарет Дроздов говорил следующее: «Любовь Бога Сына – распинаемая, любовь Бога Отца – распинающая, любовь Духа Святаго – торжествующая силою крестною». Именно так: любовь Сына, Который в послушании Отцу идет на распятие; любовь Отца, Который Сына Своего по человеческому естеству посылает на смерть; любовь Духа Святаго, которая торжествует не внешней победой, не внешним исправлением или принуждением людей к правильности, но тем плодом жертвы Отца и Сына, который есть и Его жертва.
И это та тайна, к которой мы можем только прикоснуться, но меру которой воспринимаем лишь отчасти. И о том, что пришло время снисхождения Бога в мир благовествует Архангел Гавриил Деве Марии.
Благовещение есть также праздник христианского возвещения важности человеческой свободы. Действительно, Бог спасает мир, который никогда не мог бы спастись сам, и восстанавливает общение между Самим Творцом и человеком, отвергнувшим Его заповеди.
Но если мир был создан Богом, и тварь была создана Отцом нашим Небесным, не будучи спрошенной о том, хочет ли она начать существовать, то при обновлении падшего человека Бог спрашивает его, готов ли он ради своего спасения пойти навстречу простираемой к нему Деснице Божией.
Святые отцы говорят, что Совет Пресвятой Троицы о Боговоплощении исполнился только после того, как на благовестие Архангела Гавриила Дева Мария и в Ней вся совокупность святости человеческого рода ответила Богу: «Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).
Можно вспомнить еще и слова преподобного Петра Афонского, говорившего: «Бог спасает нас не без нас». То есть наше ответное усилие, наша открытость любящему нас Отцу, наша готовность, внутренняя решимость вступить на путь борьбы за спасение своей души необходимы как наше соучастие в восстановлении поруганного и исковерканного человеческим грехом мира. И этот ответ, повторим, от лица всего лучшего, что было в человеческом роде, а не только от себя лично дает Пресвятая Дева Богородица Мария.
Из множества гимнографических текстов Октоиха, Минеи, последований Богородичных праздников, мы узнаем о множестве уподоблений, которые усваиваются Пресвятой Богородице в связи с теми или иными событиями священной истории Ветхого Завета: и как ковчега и в особенности купины неопалимой.
Но наиболее известное всем нам и, конечно, значащее больше, чем гимнографическая метафорика, это именование на Божественной Литургии Ее как Пресвятой, Пречистой, Пренепорочной, высшей Небес, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим.
Тем не менее, столь высоко именуя Пресвятую Богородицу, Православная Церковь, ее богословское сознание, отвергает догмат Непорочного Зачатия, то есть учение, принятое Католической Церковью в 1850 году о том, что Божия Матерь от Своего рождения оказалась непричастной первородному греху в силу особенного действия Промысла Божия, хотя до того и была зачата естественным образом Ее родителями праведными Иоакимом и Анной.
Но отвергает именно догмат, а не само по себе выражение «непорочное зачатие». Для того, чтобы понять, почему таково учение Православной Церкви, нам нужно повторить для себя, что есть первородный грех и какой смысл вкладывают католики в свое догматическое определение.
Как следует из формулировки католического догмата, принят он был с декларированной вполне благой целью – прославить Деву Марию, Которая как орудие воплощения Господа Иисуса Христа становится как бы соучастницей нашего искупления, соискупительницей человеческого рода.
По католическому учению Она пользуется привилегией быть неподверженной первородному греху с самого момента Своего зачатия Ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать или особая привилегия, которая как бы сделала Ее искупленной до исторического совершения подвига Искупления, была дарована Ей в предвидении будущей заслуги Ее Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа.
По логике католического догмата, для того, чтобы воплотиться и стать совершенным Человеком, Бог Слово нуждался в совершенной человеческой природе, незараженной грехом. Следовательно, надо было, чтобы и сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен.
Отсюда, по мнению католических богословов, и вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве особую привилегию, поместив Ее вне потомства Адама и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода.
Здесь нам важно указать, что нашей Церкви, которая всегда воздавала и воздает Пресвятой Богородице величайшее почитание, прежде всего чужда сама юридическая подоснова католического подхода к этому учению. Само определение «привилегия», дарованная Пресвятой Деве за будущие заслуги Ее Сына, противно духу святоотеческого Православного Христианства.
Церковь наша не принимает тот крайний юридизм, который стирает действительный характер подвига нашего искупления и видит в нем лишь некую отвлеченную заслугу Христа, которая может быть вменена другому человеческому лицу даже до искупления, даже до Воскресения Христова и Его воплощения, всего лишь по некоему Его Божественному произволению.
Естественный вопрос, который встает: если Пресвятая Дева могла пользоваться плодами искупления до искупительного подвига, то в таком случае непонятно, почему эта привилегия, если благодать и Любовь Божия могла даровать ее одному человеку, не могла быть распространена на всех праведников Ветхого Завета, на прародителей Спасителя по плоти.
Почему они должны были сходить даже до ада и оттуда уже быть освобождены сошедшим туда Сыном Божиим? Такое дарование привилегии не только одному человеку, но и другим подвижникам благочестия было бы логично и соответствовало бы христианскому учению о благости Божией.
Но с другой стороны, абсурдность такого предположения совершенно очевидна, потому что получается, что человечество пользуется некоторым, если опять воспользоваться юридической терминологией, судебным постановлением об отсутствии состава преступления, несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения во Христе.
Иначе говоря, для того, чтобы искупление имело место, нужно, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее мог пользоваться его плодами. Кроме того укажем, что изолируя Божию Матерь по букве католического догмата от остального потомства Адама, католическое богословие подвергается риску обесценить всю историю человечества до Христа, уничтожить педагогическое значение Ветхого Завета, который был и мессианским ожиданием и постепенным приуготовлением человечества к воплощению Сына Божия.
Но весь смысл ветхозаветного приуготовления учит нас тому, что и добровольное жертвоприношение Авраама и страдания Иова и подвиги пророков и, наконец, вся история избранного народа с ее взлетами и падениями – не только собрание неких прообразов Христа, но и испытание человеческой свободы, отвечающей на Божественный призыв или не отвечающей на него, отвечающей отрицательно.
Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к воплощению, к «спасения нашего главизне», к наступлению той полноты времен, когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человеческого рода на то, чтобы Слово стало Плотию.
Великий византийский богослов XIV века, святой праведный Николай Кавасила в гомилии на Благовещение так говорит об этом: «Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силой (в данном случае словом Сила Кавасила обозначает Слово Божие, Второе Лицо Святой Троицы) и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы.
Без согласия Пренепорочной, без участия Ее веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Ее научил и убедил, Он Ее берет Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему представить.
Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему желанию Его родила». А если бы Пресвятая Богородица была изолирована от остальной части человеческого рода привилегией Бога, даровавшего Ей заранее состояние человека до грехопадения, то Ее свободное согласие с Божественной волей утеряло бы свою и историческую, и онтологическую связь с другими актами, способствовавшими на протяжении долгих веков Ветхого Завета приуготовлению человеческого рода к пришествию Мессии.
Тогда была бы разорвана преемственность святости Ветхого Завета, накоплявшейся из поколения в поколение, чтобы завершиться наконец в лице Пресвятой Девы Марии, смиренное послушание Которой должно было переступить последний порог, который с человеческой стороны делал возможным подвиг нашего спасения.
В каком же смысле мы в Православной традиции называем Божию Матерь Пренепорочной? Здесь мы подходим к еще одному очень важному различению Православного и Католического подходов. Преподобный Ефрем Сирин в IV веке говорил о Пресвятой Богородице: «Ты, Господи, как и Матерь Твоя едины святы. Ты вне греха и порока, и Матерь Твоя вне греха».
Католики любят приводить эти слова преподобного Ефрема Сирина, но здесь, чтобы правильно их понять, мы должны сделать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человеческого рода начиная с Адама, и тем же грехом как силой зла, проявляющейся в природе падшего человечества.
Также нужно сделать различие между общей для всего человечества природой, и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо греха, но по Своей природе, как потомок Адама и Евы, Она вместе со всеми несла ответственность за первородный грех.
Это предполагает, что грех как сила зла не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении предыдущих поколений Ее праведных праотцев и сохранявшемся благодатью с самого момента Ее зачатия. Пресвятая Дева сохранялась от всякой скверны, но не была и не могла быть освобождена от ответственности за вину Адама, которая была упразднена в падшем человечестве лишь Божественным Лицом воплотившегося Сына Божия.
В послании Восточных Патриархов 1723 года говорится следующее: «Первый человек пал в раю, и отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство, так что нет ни одного из рожденных по плоти, кто был бы свободен от того бремени. Бременем же мы называем не самый грех, как то: нечестие, ненависть и все прочее, что происходит от человеческого сердца, а не от природы, но удобопреклонность ко греху.
Грехам же многие праотцы, пророки и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария были непричастны. Однако при всей своей святейшей пренепорочности Пресвятая Дева ни в какой мере не перестает быть всецело Дочерью Адама. Она не имела ничего в Своей природе, чего бы не имел Адам, а Адам имел в своей природе все, что Она имела, а ведь это и есть основание первородного греха».
Благодаря Своей высочайшей личной праведности Пресвятая Дева Мария не согрешила лично, но Она могла согрешить. Эта возможность сотворить греховный акт, конечно, сопутствовала Ей на протяжении всей Ее жизни.
Ее воля не была связана иммунитетом от греха, никаким особым состоянием первобытной святости, невинности и праведности, как учит Римский догмат, думая возвеличить Ее, а на самом деле, снижая нравственное достоинство Ее подвига.
Дева Мария не склонилась ни к одному греховному акту в Своей жизни. При всех соблазнах диавола Ее воля ни разу не встала на сторону греха, поэтому диавол не мог использовать в Ней первородный грех.
Здесь может возникнуть вопрос, почему же тогда понадобилось явление Христа Спасителя, если причастное первородному греху человеческое существо могло устоять и не соблазниться греховным актом. Именно потому, что оставаясь непорочной, Дева Мария оставалась, продолжала быть ветхозаветным существом, несущим в Себе все бедственные последствия греха: повинность изменению, болезням, смерти и аду.
Природа в Ней оставалась поврежденная, адамова, в Ней не было ничего из того, чего не было в падшем Адаме. Ее подвигом и подвигом всего лучшего, что было во всем человечестве, с помощью благодати Божией Она пребыла Пренепорочной и как только созрела в человечестве такая непорочная личность, тотчас же явилась возможность и необходимость Сыну Божию явиться в мир.
Не могло не явиться тотчас же спасение, как только явилась человеческая личность, невиновная лично в том, что она обречена на гибель, нимало не заслуживающая гибели. В этом смысл предызбрания Пресвятой Девы от начала веков в Предвечном Божием Совете. Для спасения человеческого естества, искривленного грехом Адама и Евы и бессильного победить грех, унаследованный от тех же Адама и Евы, приходит Христос, принося с Собой иное, не адамово, Божественное начало, приходит как совершенный Бог и совершенный Человек.
Воплотившись в человеческий мир, новое Божественное начало, Христос, открыл для каждого не желающего порабощаться греху человека возможность присоединения к Нему и спасения не через свою человеческую праведность, но через Его Божественную святость. И кто же мог воспользоваться этой открытой Христом возможностью с большей полнотой, как не Пресвятая Дева, единая с Ним по телесной природе и не запятнавшая Себя никаким грехом?
Пресвятая Дева, как не имеющая никакого личного греха, полнее всех осуществляет единение со Христом, и потому Церковь относит к Ней все то, что в Писании и в творениях святых отцов говорится о Церкви. После приобщения ко Христу и зачатия Его Дева Мария становится наиболее полным осуществлением Церкви, становится обоженной человеческой ипостасью, к чему призвана вся богоподобная тварь.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин ПОЛЬСКОВ
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни 7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Чтение на Великий пост: Евангелие как аудиокнига Десять лет назад среди аудиокниг появился Новый Завет на русском. Диск оказался востребованным, многие по-новому открыли для себя давно знакомый текст Евангелия. Настоятель храма Флора и Лавра в селе Ям игумен Валерий (ЛАРИЧЕВ), чей голос звучит в записи – рассказал «НС» об особенностях восприятия Писания на слух, поисках веры и причине успеха звуковых книг
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.