На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Виталий Гинзбург: атеист, которого не хватает нашей Церкви


Версия для печати
08.11.12, 10:04

8 ноября 2009 года умер Виталий Лазаревич Гинзбург – нобелевский лауреат по физике и человек, который умел задавать непростые вопросы


В последнее время журналисты любят задавать 15 вопросов православным. На них отвечают священники, публицисты, христиане и атеисты, но уровень вопрошания показывает, что мы со Христом мало кому интересны. Валерий Панюшкин спрашивает о том, почему сложно на Пасху попасть в храм Христа Спасителя, про антисемитизм, отсутствие покаяния со стороны Церкви, про наличие в РПЦ МП священников с разными убеждениями, про апелляции к государству.

Схожие претензии с тем же успехом можно предъявить, например, сотрудникам «Сбербанка» или крупной компании, или депутатам, они не имеют отношения к вере. Этот формат отражает желание определенной части общества вновь убедиться в том, что РПЦ МП не может отвечать требованиям людей, сидящих на сияющих вершинах и от скуки вопрошающих верующих, атеистов, алкоголиков, трезвенников, лишь слегка меняя формулировки. Публицист Анастасия Коскелло точно заметила, что уровень задаваемых антиклерикальных вопросов свидетельствуют о месте Церкви в обществе. Дискуссии между верующими и атеистами в Рунете превратились в поток взаимных декларативных заявлений, не требующих ответа, и поверхностной критики, ответы на которую тиражируются с обеих сторон.

Виталий Гинзбург умел выстроить беседу или заметку так, что было понятно – вопросы религии и места Церкви в обществе его волнуют, и он со всей ответственностью пытается разобраться в проблеме веры человека и роли религиозных институтов в мире. Разумеется, как ученый он защищал право исследователя свободно изучать материал, не обращая внимания на догматы. В свою очередь Православная Церковь никогда не заставляла ученых приводить свои знания в соответствие с текстом Библии. Михаил Ломоносов еще в XVIII веке говорил, что ученый, объясняющий то или иное явление ссылками на Бога, перестает быть исследователем и признает свое поражение. Конечно, сейчас в православной среде можно найти утверждения о том, что необходимо создать православную историю, биологию или физику, но это воспринимается многими лишь как печальный анекдот. Другой дело, что христиане имеют право говорить о том, что аборт – это грех, но такие заявления относятся к сфере этики, а не науки.

Виталий Гинзбург был убежден, что подлинный атеизм не имеет ничего общего с воинствующими безбожниками советской эпохи, напротив, он неоднократно говорил о том, что верующие могут исповедовать любую религию, кроме изуверских сект: «Атеисты не уполномочивали меня говорить от их имени, поэтому выскажу лишь свои убеждения. Я считаю, что атеизм не связан с борьбой с религией. С ней вообще не нужно бороться, дело атеистов разъяснять и просвещать, пояснять, что такое религиозное мировоззрение. Далее, я полностью признаю право каждого человека иметь свое мнение, во всяком случае, в отношении мировоззрения». Первая фраза этого отрывка прекрасный пример того, как необходимо вести любые дискуссии. Академик Гинзбург всегда называл свои тексты о религии заметками и просил не делать ему никаких скидок в последние годы жизни, когда он был тяжело болен и не мог ходить. Убежденность Виталия Лазаревича в том, что роль религии будет уменьшаться с распространением в обществе естественнонаучных взглядов, не оригинальна. Еще в эпоху Просвещения критики Церкви полагали, что человек образованный верующим быть не может, в 20-30 годы ХХ столетия большевики развернули целую кампанию, в которой говорили о том, что вера в Бога -- удел рабочих и крестьян старшего поколения. Старики держатся за храм в силу привычки, а вот новый советский человек предпочтет церкви клуб.

Виталий Гинзбург отстаивал право на атеизм на высочайшем интеллектуальном уровне, но при этом мог сказать о том, что в определенных случаях он предпочел бы иметь дело с верующим человеком: «Если бы я оказался в роли Робинзона Крузо и мне предложили выбрать Пятницу между двух кандидатов - верующего и неверующего, то я выбрал бы верующего. Ибо даже дикарь, но верующий, скорее всего, не убьет вас ночью топором, чего нельзя сказать о неверующем». Жесткий критик Церкви и сторонник идеи о том, что мораль и нравственность нерелигиозны в своей основе и закладываются в семье, полагал, что религия может оказывать благотворное влияние на сознание.

Ученый во многих своих заметках говорил о том, что он завидует верующим: «Раз уж я говорю о себе, то замечу, что завидую верующим. Ведь религия и возникла и связана, в первую очередь, со страхом за свою судьбу. Вот люди и ищут защиты и помощи от Бога, ищут утешения, обращаясь к Богу, как к последней инстанции. Особенно верно это, когда смерть близка». Виталий Гинзбург много раз говорил о психологическом значении веры, как способа избавиться от страхов, получить надежду, но всегда добавлял, что его разум не может принять идею личного Бога, вмешивающегося в судьбы людей. Он также не мог найти удовлетворительного ответа на вопросы о том, почему Бог один, а религии разные, почему в мире есть войны, почему умирают дети. Виталия Гинзбурга не удовлетворяли те ответы, что он мог встретить в религиозной литературе и в беседах с верующими. На вопрос «Почему умирают дети» не было ответа и у замечательного священника Георгия Чистякова, бывшего настоятелем храма при РДКБ и часто отпевавшего детей. Его статья «Нисхождение во ад» - один из самых страшных и пронзительных текстов на эту тему, но она не содержит ответов, так что размышления Виталия Гинзбурга о проблеме теодиции очень близки к христианству – можно придумать какие угодно объяснения, почему страдают или умирают чужие нам люди, но когда беда приходит в наш дом – очень сложно умильно говорить «Все по воле Божией». В этом смысле академик Гинзбург был честнее многих из нас и держал свое сердце открытым к боли другого человека.

Не менее интересно было следить за позицией Виталия Гинзбурга в отношении РПЦ МП. Ученый был против преподавания Основ православной культуры в младших классах, освящения ракет и вооружений и слишком активного сближения представителей Церкви со светскими властями. Он критиковал восстановление храма Христа Спасителя, считая это неоправданными тратами в то время, как большинство жителей России были и остаются бедными людьми. Критик Церкви считал, что выступления иерархов по ОРТ нарушают права атеистов, поскольку на ТВ нет передач, в которых бы рассказывалось об их позиции, а также полагал неверным преподавание в школах креационизма. При этом Виталий Гинзбург считал, что Библию как памятник культуры необходимо знать каждому человеку, выступал за преподавания в старших классах курса по основам мировых религий, а также видел в Церкви союзницу по борьбе с астрологическими прогнозами и другими суевериями. В своей критике Церкви он был иногда очень резок, но никогда не переходил той грани, за которой начинались оскорбления оппонентов.

Виталий Гинзбург задавал Церкви больше 15 вопросов и терпеливо ждал на них ответы. Как показало время, мы, православные христиане, не смогли даже для себя найти решение многих из этих проблем. «Основы православной культуры» преподаются в школах наряду со светской этикой, но, судя по рассказам в СМИ и отзывам родителей, православие часто преподают не как культурологический предмет, а как усеченный вариант «Закона Божия». Многие учителя и родители рассматривают Основы православия, как возможность научить ребенка любить родителей и ходить в Церковь. Вместо знакомства детей с православной культурой, сформировавшей Россию, мы скатываемся на дидактические разговоры о Боге и о том, как важно быть хорошим. Автор этих строк сам читал школьным учителям курс по житиям за 4 астрономических часа и курс по Новому Завету за тоже время. За столь сжатые сроки невозможно рассказать о богатстве христианства, и преподаватели ОПК часто сами не очень хорошо представляют суть предмета. Этот вопрос гораздо важнее, чем разговоры о том, почему на Пасху нельзя попасть в храм Христа Спасителя, но почти нет людей, способных его задать, выслушать ответ и вместе искать выход из этой ситуации. Одни как мантру повторяют идею о светском характере нашего образования, другие столь же настойчиво говорят о том, что родители имеют право воспитать ребенка в своей вере, но все эти дискуссии бьют мимо цели. Это лишь один пример того, насколько нам, православным христианам, не хватает умного вопрошания о Церкви и о Боге. Слишком многие сейчас рассматривают Церковь лишь как политическую организацию, от которой требуется немедленно выступить за или против власти, но слишком мало людей задумывается о том, что значит быть христианином или атеистом. Виталий Гинзбург умел задавать вопросы. Очень надеюсь, что в России когда-нибудь снова появится такой же человек, который захочет поговорить о вере и неверии, о месте Церкви в жизни общества, не прибегая при этом к формату 15 вопросов к…

Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Личность  Атеисты 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.