На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Богатые и бедные: разговор с настоятелем храма на Рублевке


Версия для печати
17.10.12, 08:46

О том, как преодолеть социальную пропасть между имущими и неимущими прихожанами, рассуждает настоятель храма святителя Николая в Аксиньино протоиерей Алексий ГОСТЕВ.

Евангельская Встреча. Аксиньино - Николина Гора.

Церковь святителя Николая в Аксиньино находится в нескольких километрах от одного из самых престижных поселков в районе Рублевского шоссе – Николиной Горы. В советское время здесь селились ученые и, как тогда говорили, «мастера культуры». Здесь живут, например, Михалковы – режиссер Никита Михалков помогал восстанавливать храм. Николина Гора считается более интеллигентным, богемным и менее буржуазным местом, чем, скажем, придорожная Жуковка. Это означает, что и социальные различия между «новыми деньгами», богатыми в нескольких поколениях и совсем небогатыми, но хорошо образованными потомками советской аристократии на Никольском приходе могут проявляться сильнее, чем на других.

О том, как приходе преодолеть социальную пропасть между имущими и неимущими прихожанами, рассуждает настоятель храма святителя Николая в Аксиньино протоиерей Алексий ГОСТЕВ.

Выпускник филфака Университета и бывший прихожанин знаменитой среди московской интеллигенции 1980-х «Обыденки» (храма Илии Обыденного на Кропоткинской), отец Алексий сам живет на Николиной Горе с начала 1990-х. Правда, поселился он здесь отнюдь не как новый русский. Вначале, когда он из руин восстанавливал храм, и не было дома причта, то священник с семьей снимал жилье у прихожан – не коттедж, а сруб без удобств и коммуникаций. Зато дом композитора Мясковского…

– У богатых людей долгое время было желание отгородиться от бедных – пресловутыми рублевскими зелеными заборами, закрытыми клубами, частными самолетами, охраной. Меняется ли это отношение сегодня и с чем, по вашему мнению, оно было связано в прошлом?
– Я думаю, в этом отчуждении главную роль играют соображения безопасности. Мне трудно судить о Рублевке в целом, поскольку в наш храм приходят далеко не все обитатели домов с высокими заборами. Что касается тех, кто приходит в храм, я знаю, что эти люди сами стараются сделать так, чтобы, по крайней мере, на приходе разделения на богатых и бедных не чувствовалось. Напротив, я вижу взаимную поддержку прихожан. Например, к нам ходит семья, у которой четверо детей, интеллигентная и не очень имущая. Ходят и люди, так сказать, другого регистра. Они начинают передавать этой семье какие-то вещи, оплачивать лечение. Порой, даже не ставя в известность меня как настоятеля. Нам в храм постоянно передают детскую и взрослую одежду, игрушки, кто-то принес телевизор… Взаимопомощь между прихожанами возникает не сверху, а снизу.

– Какие Вы видите плюсы и минусы в такой стихийной взаимопомощи богатых и бедных прихожан?
– Я считаю, что у нас на приходах много пространства именно для стихийной, «снизу», социальной инициативы, подлинно христианской, естественной, а не вымученной, не придуманной. Хотя она не решит проблемы материальных различий между богатыми и бедными, но поможет им лучше понимать друг друга и сосуществовать в подлинно евангельском духе. К институтам социальной защиты и благотворительным фондам у нас в стране традиционно относятся с недоверием и богатые, и бедные. Поэтому обеспеченные люди больше мотивированы помочь лично тем, кто, как они знают, точно в этой помощи нуждается. С одной стороны, это минус, потому что эта помощь не организована. С другой стороны, это плюс, потому что она идет от сердца.

– Каким богатые люди хотят видеть будущее своих детей? Их образование, место в жизни, отношение к другим людям? Какие качества они хотят в них видеть прежде всего – силу и уверенность в себе или милосердие?
– Я встречаюсь с теми людьми, которые стремятся привить детям христианские ценности. Правда, в нас всех еще с советских времен было воспитано бытие в двойных стандартах: мы говорим одно, а делаем другое. Но все же откровенно никто не говорит своим детям об их превосходстве над остальными людьми. Воспитывать детей богатым людям непросто потому, что многие из них проводят с детьми мало времени или стремятся вывезти детей из страны. У богатых нет уверенности в завтрашнем дне, их настораживает то, что происходит у нас в России. Заграницей детям безопаснее физически, но есть опасность чуждых православию влияний, которым может подвергнуться оторванный от семьи ребенок в школе, даже в самой лучшей.

– Можно ли сравнивать ваш храм с кафедральным собором Сурожской епархии в Лондоне, где потомкам русских эмигрантов пришлось сосуществовать с новыми богатыми переселенцами из России? Я имею в виду старых рублевцев, людей часто материально небогатых, но происходящих из известных семей, и «новые деньги».
– В Лондоне в общину стали вливаться не только олигархи, но и простые люди, бывшие граждане СССР, которые приехали в Англию в поисках лучшей доли. Известная напряженность в общине Успенского собора в начале 2000-х возникла не столько между богатыми и бедными, сколько между «советскими» и эмигрантами первой волны, которые этот приход создавали, а потому дорожили своей свободой, независимостью и привычным укладом. Как я слышал, владыка Антоний даже предпочитал отказываться от крупных пожертвований, потому что это могло бы к чему-то обязывать приход. На нашем приходе также не культивируется отношение к богатым прихожанам как к привилегированной касте – нет такого, что жертвователи стоят отдельно, или их принимают с каким-то особым вниманием. Бывает, что ты дольше с кем-то задержишься. Однако причина тому – давнее знакомство, а не важность персоны. У нас в храме соотношение старожилов и тех, кто относительно недавно купил здесь дом, примерно 50/50. Отношения, между ними, как мне кажется, вполне органичные.

– Сокрушаются ли богатые в таком грехе, как пристрастие к показной роскоши, спрашивают ли они священника, как от него избавиться?
– Пока что я с таким не сталкивался.

Беседовал Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Версия для печати

Тэги: Церковь  Общество  Приход  Бедность  Благотворительность и милосердие 







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина
Читайте также:




Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.