На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Очередь единения и раздора


Версия для печати
28.11.11, 13:00

Пояс Пресвятой Богородицы, пробыв в России чуть более месяца, а в Москве чуть более недели, отбыл в монастырь Ватопед на Святую Афонскую гору рано утром в понедельник. Ему поклонились чуть менее трех миллионов человек. Время подводить итоги и сравнивать выводы экспертов: то ли мы сумели взять от принесения святыни, что могли и хотели получить.



Город получил достопримечательность и проблему. В поездах и на станциях Сокольнической линии объявляли по громкой связи, где начинается очередь. Все городские службы сосредоточились на поддержке верующих, идущих к святыне в ноябрьскую московскую погоду. Скорые, полевые кухни от МЧС, колка дров в самом центре Москвы, дежурные катера на реке (паломники свидетельствуют, что в давке в ночь на 22 ноября некоторых действительно сталкивали в воду)... Да, за бюджетные деньги, даже если это раздражает блогеров. Да, это в основном российские граждане, они заплатили налоги и имеют право не разбираться, что оплачивается из региональной, а что – из федеральной казны.

Ежедневные публикации во всех светских СМИ, верхушки рейтингов в новостях, репортажи на телевидении. Может, на каком-то этапе и пиар, но почти сразу – уже отражение события, заинтересовавшего десятки тысяч людей и, стало быть, достойного внимания все новых и новых десятков тысяч. Город получил событие, ради которого некоторые жители «глубинки» отправились в столицу, потому что многое можно увидеть по телевизору – и достаточно, а к этому – душа просит быть причастным.

Что получила Церковь? «Этот Пояс дает нам возможность молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной, – сказал в последний день пребывания святыни в Москве Патриарх Кирилл. – То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной… Принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, — эту сильную, горячую, искреннюю веру людей».



Вряд ли Патриарх предполагает непереходимую пропасть между тем народом, который «лишь формально крещен и пока далек от Церкви», и тем, который стоял в очереди к храму Христа Спасителя. Ведь стояли в том числе те, кто последний раз заходил освятить куличи и собирался теперь за крещенской водой, да вклинился в эти планы ковчег с древним артефактом. Очередь объединила их с теми, кто регулярно исповедуется и гречку с тушенкой в среду или пятницу с полевой кухни не возьмет.

Два мира – два детства
Фразочка о двух мирах вспоминалась за эту неделю часто и по многим поводам. Во-первых, она мягко заменяет формулу о том, что у нас якобы «две Церкви» и/или «две России». Мол, одна Россия увидела другую и одна Церковь – осознала массовость другой. Во-вторых, описывает нетождественность события его отражением в СМИ и соцсетях. В-третьих, она о взгляде из «обычной» многочасовой очереди на короткую жидкую очередь «випов», как бы они ни получили свои пропуска: как «благоукрасители и благотворители» или как высокие чиновники.

МЧС предоставило 17 полевых кухонь, и запах костра и каши разносился по набережной

В тех, кто стоял в очереди, сознательные верующие подозревали «магическое сознание» и языческую логику «я Тебе, Боже, 12 часов в очереди, а Ты мне – изволь удачу, здоровье и много денег». Неверующие предполагали «тупой фанатизм», «стадный инстинкт» и «подделку» вместо самой реликвии.

«В большинстве своем адекватные люди, – сделал из общения вывод один из священников, дежуривших в очереди и отвечавших на вопросы паломников. – С нормальными вопросами».

«То, с чем упорно боролись, на борьбу с чем положено столько сил, сопротивлению чему в жертву принесено так много, – за считанные дни признано церковной нормой. Десять лет моих личных пастырских усилий – нивелировано с легкостью...» – сетует другой священник на Facebook, замечая, впрочем, что к стоящим у него претензий нет. В комментариях разгорается одна из самых длинных дискуссий по теме.

Споры о месте интеллигенции в Церкви эффектно противопоставляются тысячам «я ребеночка хочу» и «можно ли взять не один, а два освященных пояска».

Дрова кололи прямо на тротуаре

Об очереди, сломавшей «формат церковно-общественных мероприятий», пишут «ломающие формат» авторской колонки художественные тексты; почему-то наибольшее напряжение вызывают публикации о пропусках в храм мимо очереди (как будто они не всегда бывают и как будто стоящие в «длинной и честной» очереди пытаются запретить Христу войти в дом мытаря Закхея); одни говорят о пасхальной радости на набережной, другие – о зверином ожесточении и тоске.

Пиар и политика


«Объясните мне, чего вы к сейчас в такой очереди стоите, а к другим святыням в Москве не ходите?» – спрашивает священник у народа. «Да мы ж ничего не знаем!» – честно отвечают ему. «Много ведь мощей в храмах!» – «Получается, здесь просто пиара больше», – говорят сами верующие. Начинается краткий экскурс по святыням столицы: не только частица того же пояса Богородицы в храме Илии Обыденного, но и мощи и чудотворные иконы, перед которыми можно помолиться в той или иной скорби. «Батюшка, а нам, а нам!» – рассказ повторяется для «галерки» стоящих в том же кордоне. Другой священник заключает подобную лекцию пастырским наставлением: «Если что забудете, в интернете посмотрите». Эффект от рассказов есть: в храме пророка Илии народу явно больше обычного, вопрос «где свечи о здравии, а где за упокой» выдает нечастых захожан, да и на ближайших улицах дорогой в Обыденский интересуются постоянно.

«Батюшка, как в очереди молиться?» – «Например, можно так: Пресвятая Богородице, спаси нас!» – «Я имею в виду, какую молитву читать?» – «Так это тоже молитва, только краткая».



«Мы тут сами как священники становимся, – рассказывает полицейский на набережной. – Перед тем как кордон открывать, целую проповедь читаешь: братья и сестры, не бегите, не давите друг друга, не по-Божески это».

В воскресенье днем очередь преодолевалась часа за два. В ней практически постоянно двигались, полевые кухни уступали солдатам и полицейским, а кроме того, не давились, не бежали сломя голову между кордонами, как в предыдущие дни, когда за 18 часов ожесточались на морозе. Тогда, вспоминают «дежурные батюшки», люди стремились хотя бы просто за руку подержаться, а главным вопросом было «сколько осталось стоять». Но в шустрой двухчасовой очереди и молитвенников почти не видно, и акафистов не слышно. Те же священники говорят, что этим очередь отличается от обычных уже для Москвы людских потоков к «привозным святыням»: например, к мощам великомученика Пантелеимона редкий человек шел без молитвослова.

Возле очереди каждые несколько часов сменялись двадцать дежурных священников, готовых ответить на вопросы верующих и поддержать их

«Все равно это чудо Божие, – уверен священник после общения с очередью. – Я не помню, когда последний раз что бы то ни было выводило на улицу сотни тысяч человек. Митинги на Манежной в 90-е? Путч? Разгром Белого дома? И тогда столько не было. А теперь вера вывела».

В интернете продолжат обсуждать, что в Храм Христа Спасителя приезжал приложиться к поясу Богородицы раб Божий Геннадий, председатель ЦК КПРФ, а перед храмом на Остоженке милые девушки раздавали листовки с призывами не слушать «верных ленинцев», которые «вновь поднимают голову», не забыть о мраке безбожия, в который они ввергали страну. Вроде бы агитацию и даже церковную торговлю (чтобы не создать прикрытие для злоупотреблений, мошенничества и сектантской вербовки) в очереди собирались пресекать, а листовки были анонимные, и раздававшие их люди уверяли, что «не знают», кто автор текста и кто инициировал его распространение.

Отложенные последствия


У принесения пояса Богородицы есть даже комический эффект: в столице сегодня всем понятна шутка в надписи на заборе: «Москвичи! В городе 154 магазина «ремни»!» Для многих самым заметным следствием массового паломничества стали перекрытия дорог и пробки. Владимир Путин рассуждает о роли принесения святыни в решении демографической проблемы в России. Кто-то полагает, что государство должно оценить реальную численность и активность верующих и впредь еще больше с этим считаться. Однозначно, событие стало достаточно резонансным, и каждый из побывавших у святыни теперь с большей вероятностью начнет задавать себе и окружающим вопросы о вере. Наверняка многое будет зависеть от того, как ему будут отвечать. Один из священников сказал: «Они – наша потенциальная паства, и у нас появилась уникальная возможность обратиться к ним. Другое дело, что не все эти люди и после поклонения Поясу будут ходить в храмы – но это уже наша вина, вина священников, прежде всего». Как и ожидаемый бэби-бум, оценивать миссионерский эффект принесения святыни пока рано.



Считается, что в городах, где пояс Богородицы побывал до принесения в Москву, святыне поклонились около двух миллионов человек. В Москве к вечеру последнего дня - более 800 тысяч человек. Более трети паломников — жители других регионов России и ближнего зарубежья: организаторы насчитали больше 850 автобусов с паломниками с Украины, из Белоруссии и Молдавии.

С 20 октября принесенная Фондом Андрея Первозванного в Россию реликвия посетила Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самару, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Калининград, Москву. Первоначально святыня должна была вернуться на Афон 23 ноября, но срок ее пребывания в России продлили из-за большого числа желающих поклониться ей.

Александра СОПОВА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.