С 20 октября по 23 ноября пояс Пресвятой Богородицы, привезут в Россию из афонского Ватопедского монастыря. Это единственная возможность помолиться перед великой святыней для российских женщин, так как женщин на монашеский остров Афон не пускают.
Афонский пояс Пресвятой Богородицы -- скромный кусочек ткани, сплетенный из грубой шерстяной нитки в небольшом ларце, украшенном драгоценными камнями и чеканкой. По преданию, это только часть от целого пояса Божией Матери, который Она, если верить Менологии Василия II (древнейшему сохранившемуся иллюстрированному византийскому манускрипту) перед своим Успением отдала вместе с ризой двум иерусалимским вдовам. Существует и другое устное предание о происхождении пояса, согласно которому, на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение свой пояс с Неба.
В Иерусалиме пояс передавали по наследству, до времени правления императора Аркадия (395–408). Тогда пояс доставили в Константинополь. Для хранения великих богородичных святынь, пояса и ризы его дочь, благочестивая императрица Пульхерия, построила два храма: Халкопратийский, что значит «на медном торгу» и Влахернский. Возможно, первое время пояс хранился вместе с ризой во Влахернском храме. О том, что во Влахернском храме хранились обе святыни писали св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.) и все русские паломники, посещавшие тогда церковь Богородицы во Влахернах. Есть правда мнение, что уже тогда пояс был разделен на части для многочисленных богослужебных процессий столицы и во Влахернском храме хранилась только часть, а вторая часть хранилась в Халкопратийской церкви, где с глубокой древности праздновали храмовый праздник Положения пояса пресвятой Богородицы. В 1028 году, война закончилась Константинополя с Грузией мирный договор, был скреплен браком племянницы императора Елены и грузинского царя Баграта IV. Часть пояса император разрешил Елене взять с собой на чужбину. Тем временем императоры Византии продолжали свои военные походы и всегда брали оставшуюся часть пояса с собой. В одном из военных действий болгары победили греков и забрали себе священный трофей. Гораздо позже сербский князь великомученик Лазарь I (1372–1389), герой Косова поля, подарил эту оставшуюся часть пояса Ватопедскому монастырю на Афоне. Откуда святыню и привозят в Россию.
Каждому, кто захочет поклониться афонской святыне, будут выдавать благословение – импровизированный поясок из тесемки, освященный над Поясом Божией Матери. Делать такой подарок это Афонская традиция. Святыню в Россию привозит Фонд им. Андрея Первозванного. Считается, что если бесплодная женщина с молитвой наденет этот поясок, а потом с ним некоторое время будет поститься, то Матерь Божия поможет ей с мужем зачать ребенка. Пояс Богородицы, очень почитаемый у греков, за свою историю не раз прославился чудотворениями. По преданию, целых пять веков пояс хранился в закрытом золотом ларце, запечатанный печатью императора Аркадия с датой положения в одном из главных богородичных храмов Византии. Но однажды ковчег пришлось открыть. У императора Льва VI Мудрого (886–912) была прекрасная жена Зоя, которую за цвет глаз звали Карбонопсина, что значит Угольноокая. Как рассказывает Менологий, она заболела тяжелым недугом, ее мучил нечистый дух. «По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от своего недуга». После этого исцеления пояс опять был положен в ковчег и опять запечатан императорской печатью. В честь чудесного выздоровления и повторного положения пояса в ларец св. Иосиф Студит написал канон для праздника положения пояса, а Патриарх Константинопольский Евфимий (907–912) составил особое «Слово».
20-24 октября пояс Богородицы прибудет в Санкт-Петербург, 24-27 октября Екатеринбург, в он будет Норильске — 27-29 октября, в Владивостоке — 29 октября-1 ноября, в Красноярске — 1-4 ноября, в Нижнем Новгороде — 4-6 ноября, в Дивееве — 6-7 ноября, в Саранске — 7-10 ноября, в Самаре — 10-13 ноября, в Ростове-на-Дону — 13-16 ноября, в Калининграде — 16-19 ноября и в Москве — 20-23 ноября.
Ирина Сечина
Версия для печати