На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Жизнь в Церкви №0'0000

Литургия апостола Иакова: как молились древние христиане


Версия для печати
05.11.12, 13:00

5 ноября, в день памяти св. апостола Иакова, в домовом храме ПСТГУ ректор университета отслужил литургию по специфическому древнему чину, которым молились древние христиане востока. Миряне на этой литургии причащаются Дарами под обоими видами раздельно, как сегодня это делают только священнослужители в алтаре, а проповедь звучит сразу после чтения Евангелия, перед евхаристическим каноном.

На пустынных утренних улицах у входа в храм.
Маленький «нижний» храм в честь новомученников российских, участников поместного собора РПЦ 1917 года, больше похожий на крипту, в этот день памяти апостола Иакова рано утром вместил много молящихся.

Молодые люди по дороге в храм живо обсуждали предстоящую службу.
-- Интересно, а на церковнославянский язык этот чин когда перевели?
-- Не знаю. Вообще, эту литургию до революции служили?
Даже если вскользь взглянуть на текст чинопоследования этой литургии становится ясно, что для нас она будет выглядеть необычно. Много непривычных нашему уху текстов, начиная с возгласа «Слава Отцу и Сыну и Святому духу…» вместо обычного «Благословен Бог…» и заканчивая ектеньей из девятнадцати прошений; совершенно другой Анафорой. Ектеньи читаются лицом к народу, а миряне принимают Причастие под обоими видами отдельно: отдельно Тело и отдельно Кровь.
Чинопоследование литургии восходит к апостольским временам и опыту иерусалимской общины, возглавляемой апостолом Иаковом. Первые литургические собрания и агапы, трапезы любви, Иерусалимской Церкви мало отличались от обычной еврейской вечери. Постепенно усложняясь, они приобрели тот вид литургии, который мы теперь знаем. Чин апостола Иакова со временем претерпел много изменений. Позднейшие вставки: никейский Символ веры, песнопение «Достойно есть…», как и многие другие молитвы имеют послеапостольское происхождение, так как предполагают наличие постоянного храма с твердо определившимися частями: жертвенником, завесой, алтарем. До IX века она была распространена повсеместно в Палестине, на Кипре, в Александрии, в Южной Италии, на Синае и в некоторых других местах. В настоящее время она обычно совершается только один раз год -- в день памяти апостола Иакова брата Господня в Иерусалиме, Александрии и на острове Закинфе. Первые ее переводы на русский язык были сделаны еще в ХIX веке Русской Духовной миссией в Иерусалиме, но они не носили богослужебного характера. Первые богослужебные переводы этой Литургии на церковно-славянский язык были сделаны после 1917 года в русской эмиграции. В России первым возобновил это древнее служение митрополит Никодим (Ротов) в Ленинграде один раз в год в день памяти апостола в крестовой церкви митрополита или в соборе Александро-Невской Лавры.
Здание Московского Епархиального дома в Лиховом переулке было построено по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира, будущего священномученика. Московский Епархиальный дом создавался им как центр религиозного образования. Именно это здание занимает сейчас Православный Свято-Тихоновский богословский университет. Пока оно находится в состоянии реконструкции, и открыт только "нижний" храм в честь новомученников, участников поместного собора 1917 года, который в нем и проходил.

Хор распевается и репетирует. Ведь чинопоследование апостола Иакова не широко известно и в нем много необычного. Как диаконы и священники, так и хор долго готовился к этой службе.



С самого начала видно, что служба будет необычной.

Исповедь перед литургией.



Последние уточнения.



Ектения после возгласа. На аналоях в центре храма уже лежит Евангелие.

Священнослужители исходят Царскими Вратами из алтаря и идут к кафедре в центре храма, на которой находятся их седалища, установленные между солеей и амвоном, лицем к народу. После того, как предстоятель и сослужащие ему воссядут на своих местах, начинается чтение Священного Писания. На литургии ап. Иакова восседает не только священнослужители, но и народ. Читается 3 чтения: 1-е из Ветхого Завета, 2-е - Евангелие и 3-е - Апостол (порядок, несколько непривычный: Апостол после Евангелия).



Так как почти все присутствующие на службе учатся или преподают в Свято-тихоновском университете, атмосферу создавали еще и их знание, любовь литургии. Они хорошо понимали ее нюансы и особенности.

Чтение Священного Писания.

Специально для службы напечатали чинопоследование.



После чтения Евангелия в чине литургии ап. Иакова написано, что предстоятель, или иной пресвитер по его благословению поучает народ, т.е. проповедь является обязательной частью чина. После проповеди предстоятель и сослужащее ему духовенство встают со своих седалищ, берут священные книги и уходят в алтарь. Святое Евангелие полагается на престоле, Апостол же и книга Писаний Пророческих отлагаются.

Диакон, стоя на солее лицем к народу, произносит великую ектению. Ее прошения (как и прошения всех ектеней на литургии ап. Иакова) имеют иную редакцию по сравнению с прошениями ектеней византийских литургий

Великий Вход. совершается сразу после возгласа диакона "Миром воспоем Христу...". Входным тропарем является песнь "Да молчит всяка плоть" (херувимская Великой Субботы).

Процессия выходит из алтаря, проходит до западной стены храма, исходит (если возможно) в притвор, а затем снова возвращается в храм через главные двери. Дойдя до стоящего на середине храма амвона, иерей с диаконом становятся на нижней его ступени и поминают поименно живых и умерших (остатком этого поминовения всех на Великом Входе в византийских чинах является поминовение Патриарха и правящего архиерея). Следует принять во внимание то, что литургия апостола Иакова не имеет чина проскомидии, поэтому то поминовение, которое в лиургиях свт.Иоанна Златоуста и свт.Василия Великого совершается на проскомидии при изымании частиц из просфор, на лиургии апостола Иакова совершается во время Великого Входа.





Символ веры. После него читают много молитв между поставлением Даров на престол и началом Анафоры. Это особенность литургии ап. Иакова. После второй молитвы

    "Боже и Владыко всех, достойны ны соделай
    часа сего недостойных, да очистившася от
    всякаго коварства и лицемерия, соединимся
    друг другу любве и мира союзом, утверждены
    Твоего боговедения священием, ради
    Единородного Твоего Сына Иисуса Христа, с
    нимже благословен еси, со Пресвятым и
    Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и
    присно и во веки веков. Аминь."

предстоятель преподает молящимся мир, а диакон возглашает: "Возлюбим друг друга лобзанием святым". Поется стих псалма: "Возлюблю Тя Господи, крепосте моя, Господь прибежище мое и избавитель мой." После этого совершается "лобзание мира".


Следующая молитва произносится после возгласа диакона: "Главы наши Господеви приклоним". Молящиеся преклоняют головы. Сам предстоятель произносит эту молитву с преклоненной главой. Она служит вступлением к обряду благословения.
Сотворив поклон сослужащим, предстоятель поет месте с ними: "Возлюбите Господа со мною и воспоем имя Его вкупе." Народ отвечает: "Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя (Лк. 1:35)." При иерейском служении для пения "Возлюбите Господа со мною" предстоятель с диаконом выходят на солею царскими Вратами и обращаются лицом к народу. Здесь примечательно очень активно проявляющееся общее служение народа: именно народ благославляет священнослужителей (а не священнослужители народ, как это бывает обычно) архангельским приветствием:"Дух Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя".


В то время, когда диакон произносит эту ектению, предстоятель произносит молитву, надписанную в чине литургии как "молитва святого Иакова". Эта молитва имеет то же значение, как и "молитва предстоятеля от самом себе" в чинах литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.





Причащать мирян так, как положено по чину этой литургии, вкладывать в уста Тело Христово и давать пить из чаши Кровь Христову, как сказал отец Владимир "побоялись". Все-таки так принимать Причастие для нас слишком необычно.



Как сказал на проповеди протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Университета, после чтения Священного Писания, перевод чинопоследования на церковно-славянский язык еще очень несовершенен и требует исследований и доработки.

«Первое время апостолы совершали обычную еврейскую вечерю. Потом создался чин. Он конечно очень важен и нужен нам, что бы мы могли молиться вместе, но дело не в том, что бы произнести все наизусть правильно и без ошибки. А в том, что бы сердце горело, сердце участвовало в молитве, что бы это была настоящая молитва к Богу, -- сказал отец Владимир. -- К сожалению, в течение веков люди привыкают к внешнему порядку, к обряду. У нас были и раскольники, которые говорили «умру за один Аз», как будто это волшебные буквы, которые нельзя менять. Такая канонизация внешнего всегда указывает на упадок внутреннего, когда люди перестают чувствовать себя так, как чувствовали себя апостолы, которые перед Христом просто стояли и просто говорили Ему что-то, просили Его, а Господь им отвечал. Господь хочет чтобы и мы так же стояли перед Ним с верой и любовью, отдавая Ему все свое сердце и всю свою жизнь. Вот это самое главное. И молитвы сегодняшней Литургии дают нам в этом смысле очень многое почувствовать. Все мы почувствовали сегодня, как в древности молились люди. Очень важно понять, что в христианстве нет никаких чудодейственных формул, нет никакой магии чинов. Каких-то особенных последований. В христианстве все движется верой и любовью к Богу. А совсем другой чин только помогает почувствовать что важно не то, какие именно молитвы, Василия Великого, Иоанна Златоустого или апостола Иакова прочитываются, важно то во что мы верим, как мы верим, важно о чем мы просим Бога. Мы просим, что бы Господь совершил сегодня то таинство, которое было совершено на Тайной Вечере без какого либо особенного чина».

На фото: Божественная Литургия апостола Иакова, домовый храм ПСТГУ, 5 ноября 2011 года

Текст, фото: Ирина СЕЧИНА

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
Литургия апостола Иакова: как молились древние христиане

5 ноября, в день памяти св. апостола Иакова, в домовом храме ПСТГУ по традиции служится Литургия по особому древнему чину, которым молились древние христиане на Востоке. Миряне на этой литургии причащаются Дарами под обоими видами раздельно, как сегодня это делают только священнослужители в алтаре, а проповедь звучит сразу после чтения Евангелия, перед евхаристическим каноном. ФОТОРЕПОРТАЖ

Журнал Нескучный сад
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.