Для тех, кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Февральский номер «Нескучного сада» посвящен теме «Что такое соборность?»
Перейти к pdf-версии журнала.

Что такое соборность, соборная Церковь, собор и есть ли между этими словами смысловое сходство? Диалектика этого вопроса в русской мысли непроста и увлекательна: все пошло с Хомякова и славянофилов. Сам родоначальник термина «соборность» — Алексей Хомяков, русский дворянин, гениальный дилетант в богословии и технике, агрономии и литературе, свое понимание соборности в Церкви формулирует так: «в Церкви все ее члены органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви».
Но, как и все дилетанты, Хомяков давно искал теорию, объясняющую все на свете. И потому стремился совместить собственно церковный и социальные аспекты понятия «соборность» — на том основании, что Церковь (экклесия) — есть тоже общество. Акцент на социальный формат подхватывают славянофилы, а русская философская мысль (не вся), очарованная идеями Хомякова, в соборности ищет некий «механизм» осуществления единства вероучения.
Собственно экклезиологическое понимание соборности возвращают русские богословы XX века: прот. Н.Афанасьев, прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман определяют соборность как кафоличность (вселенскость). Как раскрывается это определение? Чем соборность отличается от демократии? Как идея соборности сочетается с иерархическим принципом Церкви? Отвечают эксперты «НС»: прот. Александр Задорнов, прот. Георгий Ореханов, Александр Кырлежев.
Один из выводов, который делают эксперты НС, таков: может быть соборность без соборов, как и могут быть соборы без соборности! — примеры в тексте «Хроника русских соборов» историка Федора Гайды.
Как прямую иллюстрацию темы «соборность» можно рассматривать икону Поместного Собора 1917-1918 гг., где собраны сергианцы и антисергианцы, те, кто позже вошел в РПЦЗ, и даже один единоверец, в ХХ веке служивший по дониконовским обрядам. Что объединило их в жизни вечной? – об этом Тема НС.