Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Воспитание – задача отца

№0'0000 Семья и личность  19.08.13 13:45 Версия для печати. Вернуться к сайту

Священник Геннадий Урсов продолжает рассказ о том, как отец может воспитывать детей, не наказывая их, о семейном совете и радости от того, что тебя ругают.

Семья, где не наказывают детей

— Воспитание – это задача отца?

— Да, конечно,! Для семьи отец – это авторитет большой. А что, если отец не принимает участие в воспитании, упускает какие-то вопросы, которые при общении с детьми только и увидишь. Бьются камни, и раздоры бывают, но мы должны указывать детям путь. Если оступились, плохое слово сказали – это именно задача родителей, наставить, доброе слово сказать, пример показать какой-то. Это и есть первоочередное воспитание.

— Вы совсем не наказываете своих детей?

— Мне кажется, я их и не наказываю (батюшка улыбается). Мне кажется, что у нас все идет так: мы их понимаем, они нас понимают. У нас наказаний я и не помню. И отец меня тоже вроде не наказывал. Я сколько себя помню с сознательного возраста, что вот это у них нельзя просить, потому что у них возможности нет. Или вообще просить, упрашивать не могу я, спрошу у них: разрешат – да, а нет – так и нет. Вот с игрушками, велосипедом или телефоном, у нас такого нет, чтобы пришел кто и сказал, что ему надо то-то и то-то.

— Дети всегда послушны, никогда не «бунтуют»?

— Конечно, бывает, что не очень хотят. Тогда уговорами, примерами какими-то. Придет зима, и мы будем картошку эту кушать, и как нам без этой еды, без картошки той же? Они скажут: «А купить?» Тогда отвечу, что если все покупать, то на другое что-то не хватит. Поэтому действуем уговорами, и они помогают и копать, и сажать, хотя и очень тяжело это. С другой стороны, раньше, в моем детстве, семьей по 40 соток обрабатывали и справлялись, а сейчас 5-6, ну 10 максимум.

Возвращение из города. Алексей Корзухин, 1870

— В любой семье возникают ситуации, когда у родителей разные взгляды и мнения. Как быть?

У нас проблем таких нет, хотя мнения и разные. Но мы стараемся на общий совет все выносить, куда и детей подключаем: «Вот мы решаем, мать вот так думает, я – вот так, а вы как думаете?» И вот их мнение, но кому-то придется уступать. Помню, и у себя мы в семье все на общем совете решали. Отец хотел купить мотоцикл «Урал» с люлькой. Он объяснял, когда нам что привезти нужно на нем.

Отец все время приводил такой пример.
«Приходит человек к дому. Спрашивает:
- Твоя лошадь?
- Моя.
- Продашь?
- Продам.
- А за сколько?
- Пойду, с хозяйкой посоветуюсь».
Получается, что вроде он хозяин, но мнение остальных учитывается тоже. Один-то, может, ты и решишь, но потом будешь себя угнетать – так или не так? А когда вместе все решили, так тому и быть, и легче всем.

Конечно, с детьми тоже советоваться, хотя иногда кажется, что маленькие они еще, не понимают ничего, но с детьми нужно советоваться. Хотим то или другое сделать, решаем, как лучше. Или вот, например, Петя в 9 классе. Ему нужно такой-то телефон чтобы подготовиться, интернет. Девочки скажут: «А зачем именно такой ему? Можно и подешевле, и там тоже такие функции есть. Не надо ему дорогой, потому что в прошлый раз покупали, а он не доглядел за ним, и Илюшка утопил телефон». Когда машину выбирали, разные смотрели, обсуждали, потом поехал я в Пензу, фотографии оттуда прислал, посмотрели их все – нравится или не нравится всем.

— С какого возраста можно вот так советоваться с детьми?

— Лет с 7-8 можно, делать это хотя бы для того, чтобы воспитать такие традиции, чтобы и в своей семье они потом руководствовались этим.

Домашняя молитва

— Как дети разного возраста участвуют в домашней молитве?

— Вечерние и утренние молитвы читаем для малышей, старшие - младшим. Если устали вечером или перед школой спешим, то хотя бы кратенько молимся, по детскому молитвослову. А так, кто постарше, молитвы перед причастием читает самостоятельно.

Как-то пробовали читать жития святых, когда кушаем, но как-то на нет сошло это: то кого-то нет, то в школе задерживается, а вечером – опять кто-то занят. Только на праздники получается, когда собираемся вместе.

— То есть правило у вас общее краткое детское, но зато для всех?

— Конечно. И еще если возникла проблема какая, пусть даже небольшая, например, коровка приболела, собираемся на прошение: на коленочки становимся и просим Бога. Или на праздник так делаем, не всегда, конечно, получается. Но это очень полезно и в плане воспитания сочувствия, милосердия. И на будущее запомнится, как вот в моем детстве было – ни мать, ни отец, а именно все вместе просят Бога.

— Вы хотите, чтобы ваш сын тоже стал священником?

— Пока такого яркого желания у него нет. Тут вера нужна сильная. А если веры такой нет, то священником быть – это тяжело очень, лучше уж тогда и не надо.

— Как же можно эту веру измерить?

— Не могу сказать. Состояние души подскажет каждому. Силком или как-то толкать – в священники или больше никуда, такого у нас нет. Если желание есть – пусть учится пока.

Хорошо, когда в семье есть тот, кто может поругать

— У вас такой сплоченный круг родственников, прямо собственный мир…

— Да, общение со своими родственниками – с отцом Александром, с отцом Михаилом. Отец Аристарх, конечно, нас собирает всех, и поучает нас, как старший, и ругает нас. Это очень хорошо, конечно.

— Что ж хорошего, когда ругает?

— Если в семье есть стержень такой, который может поругать, это очень хорошо. Мы же расслабляемся, мы молодые. До того, что и забываем свои дела, а вот приедешь сюда, он скажет, что вот так и так нужно. Задумаешься, действительно, так надо.

— Разве в наше время от священника не ждешь в первую очередь сочувствия и понимания? А если и вразумления и совета, то какого-то мягкого?

— Мягкое сейчас не подходит. Особенно в наше время. Строгость уважают. Для меня это полезно. Вроде уж знаю все, а вот отец Аристарх по храму походит, другой, может и не заметит, а он скажет: «Вот тут у тебя грязь или там пыль, это не на месте». Ведь один служишь, положишь после службы облачение кое-как, подумаешь, что в другой раз поглажу перед службой. А он говорит: «Уходишь из алтаря – как последний раз, кто знает, может, и не придешь больше. В другой раз придет время послужить нам или нет? Сейчас ведь все может так – и аварии всякие, и болезни. А другой священник или епископ придет после тебя и скажет, что такой тут небрежный священник служил. Идеально нужно убрать все после себя».

Семейство. Виктор Иванов, из альбома Русская живопись

Сенокос и другие радости

— Что самое радостное вы помните из детства?

— Мне больше всего вспоминается сенокос, хотя и тяжелое время, зато потом отдыхаешь. Помню, как мы ездили на луга с родителями. Однажды мы скосили один уголочек, и пришлось отцу ехать (у нас мотоцикл «Урал» был с коляской) за едой. Мать ему объяснила, что еда в печке стоит в чугуночках, чтоб все вытащил, переложил и привез. А он что удумал: все эти чугунки положил в люльку и привез нам. Мать смеется: «Ты бы еще и печку привез сюда!»

— Со своими мальчиками на сенокос получается ездить?

Нет, сейчас сено в тюках покупаем. Скосить, мы бы еще и скосили, но нет помощников, к кому обратиться, чтобы собрать, кто умеет работать – уехали уже, попросить некого.

Мы ездим к родителям моим, помогаем им, они коз сейчас держат, вот там и косим, все вручную, как раньше. Потом угощенье большое после трудов таких, кормят из печки, и хлеб мама печет, и позу готовит. Красота там, речка Мокша протекает, купаться всегда ездим туда.

Сын Петя вот уже второй год вокруг храма все косит ровно газонокосилкой. Храм – это и наш дом. Потому что мы живем рядом в храмом, и уборка, и покраска, то есть, все, что касается храма, – это и для нашей семьи все. Мне очень нравится, что мы рядом с храмом: и после службы отдохнуть недалеко идти, а если кому что-то надо – приходят сразу домой. Даже из соседних сел приезжают, из Пензенской области, где приходов пока нет, а священник приезжает в молебный дом послужить: «Он уезжает, и мы даже не знаем, как до него добраться». Приезжают, если какая-то треба: они знают, что отец Геннадий всегда дома, и вечером приезжают, и утром.

РЕКВИЗИТЫ:
Местная православная религиозная организация Приход Михайло-Архангельской церкви с.Ширингуши
ИНН-1308049586
КПП-130801001
расчётный счёт-40703810720090000018
БИК-048952750, к/с 30101810900000000750
БАНК-Мордовский РФ ОАО "Россельхозбанк"
ГРКУ НБ Республика Мордовия Банка России г.Саранск
адрес: 431141 РМ Зубово-Полянский район село Ширингуши улица Рабочая 75