Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Воскресный тропарь: «Разрушил еси Крестом Твоим смерть»

№0'0000 Жизнь в Церкви  08.03.13 17:13 Версия для печати. Вернуться к сайту

Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях. О воскресном тропаре 7 гласа "Разрушил еси Крестом Твоим смерть" рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири, ок. 850 г., Москва, Государственный исторический музей. Фото: Православная энциклопедия

Тропарь воскресный, глас 7:
Разрушил еси Крестом Твоим смерть,
отверзл еси разбойнику рай,
мироносицам плач преложил еси,
и апостолом проповедати повелел еси,
яко воскресл еси, Христе Боже,
даруяй мирови
велию милость.

Греческий текст:

Κατέλυσας τῷ Σταυρῷ σου τὸν θάνατον,
ἠνέῳξας τῷ Λῃστῇ τὸν Παράδεισον,
τῶν Μυροφόρων τὸν θρῆνον μετέβαλες,
καὶ τοῖς σοῖς Ἀποστόλοις κηρύττειν ἐπέταξας·
ὅτι ἀνέστης Χριστὲ ὁ Θεός,
παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):

Сокрушил Ты Крестом Своим смерть,
открыл разбойнику рай,
плач мироносиц в радость изменил
и Своим апостолам проповедовать повелел,
что Ты воскрес, Христе Боже,
даруя миру
великую милость.

Тропари и кондаки седьмого гласа весьма редки – из двунадесятых праздников здесь можно вспомнить лишь Преображение Господне (6/19 августа). Сам же седьмой глас (единственный из всех) именуется по-гречески тяжёлым.

Воскресный тропарь седьмого гласа состоит из двух частей. Первая часть образуется четырьмя строчками, в которых описываются и прославляются деяния Господа, умершего на Кресте, воскресшего на третий день и явившегося Своим ученицам и (позже) ученикам.

Христос умер на Кресте – т. е. Его душа отделилась от тела. Однако и с человеческой душой, и с человеческим телом Спасителя «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно» была соединена божественная природа. И потому (точнее: в том числе потому) смерть Сына Божия и Его светоносное сошествие в шеол были победой над смертью, торжеством над силами ада.

Смерть и воскресение Христа открыли людям, изнанным из Эдема, врата Царства Небесного – и среди первых туда вошел разбойник, принёсший перед смертью на кресте перед лицом Спасителя покаяние в своих беззакониях.
Однако всё это было невидимо и неведомо людям, оставшимся на земле – тем, кто любил Учителя и оплакивал Его.

Точно так же не было и свидетелей воскресения Сына Человеческого. И когда ученицы шли к гробнице своего Наставника, они имели целью совершить положенное помазание – но вряд ли ожидали увидеть Его в живых. Но воскресший Христос встречает их, приветствует, утешает, ободряет – и отправляет сообщить радостную весть апостолам.

Последние получают повеление проповедовать и непосредственно от Иисуса: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:18–20). Проповедь – важнейшее дело апостолов.

Но и все христиане (и священники, и миряне) призваны к проповеди Христова Воскресения. Не всякий, быть может, имеет талант и дерзновение для проповеди словом, но, безусловно, каждый ученик Христа должен служить делу благовестия самой своей жизнью – ибо наши добрые дела являются самым убедительным доводом в пользу истин христианской веры.

Вторая часть тропаря короче первой. Ее содержание мы отчасти уже предвосхитили: всё это – победа над смертью, вхождение разбойника в рай, утешение мироносиц, повеление апостолам проповедовать – стало возможным исключительно благодаря смерти и воскресению Сына Божия, проявившего послушание Отцу и принявшего человеческую плоть от Девы Марии.

Обратим внимание на слова «Христе Боже». Мы именуем Бога Сына различно: Иисус, Христос, Господь, Бог, Сын Божий, Сын Человеческий, Бог Слово, Спаситель и т. д. – и все эти наименования для нас привычны и взаимозаменяемы. Однако надо помнить, что Иисус – это личное имя плотника из Назарета, о котором говорили: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» (Мф 13:55–56). Христос – то же, что по-еврейски Мессия (точнее, Машиах), т. е. «помазанник» – тот, кого люди (и особенно народ избранный) ждали столетия и тысячелетия.

Но для современников Сына Человеческого было вовсе неочевидным, что всем известный Иисус – это Христос, Мессия, и что Христос – Сын Божий и, более того, Бог. И если первое тождество лежит в самом основании христианства (Иисус есть Христос), то второе и особенно третье (Христос есть Бог, Второе Лицо Святой Троицы) становилось камнем преткновения для многих христиан даже столетия спустя после воскресения Спасителя (здесь достаточно назвать арианство – ересь IV века).

Концовка тропаря дает нам повод вспомнить слова Спасителя, сохраненные для нас апостолом Иоанном Богословом: «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Своим Воскресением Христос даровал всем людям и, шире, всему миру, всей вселенной – великую милость, самим делом Он явил беспредельную и бескорыстную любовь к Своему творению.