Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Воскресное Евангелие: откуда берется вера

№0'0000 Жизнь в Церкви  11.05.13 15:15 Версия для печати. Вернуться к сайту

Почему неверие Фомы Церковь называет «добрым», всякое ли неверие вредно для души, рассказывает священник Иоанн ПАВЛОВ.

Уверение Фомы

«19 В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!»
20 Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им снова: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас».
22 Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
24 Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку – руку, никак не поверю!»
26 Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!»
27 Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!»
28 «Господь мой и Бог мой!» – воскликнул Фома.
29«Ты поверил потому, что Меня увидел? – говорит ему Иисус. – Блаженны не видевшие и поверившие!»
30 Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учениками, о которых не написано в этой книге.
31А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус – это Христос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».
(Ин.20:19-31).

— Апостол Фома известен тем, что усомнился в вести о Воскресении Христа. Отсюда пошло известное выражение: Фома неверующий. Так говорят о людях, которые отказываются верить несомненной истине.

Однако неверие бывает разное. Фома хотя и засомневался, но всем сердцем хотел, чтобы слова апостолов оказалась правдой. И когда Христос ему явился, Фома в ту же минуту всем сердцем исповедал свою веру в известных словах: «Господь мой и Бог мой!» И после этого всю жизнь отдал проповеди Евангелия, по преданию, дойдя до Индии.

А бывает неверие другого рода: когда человек всем сердцем не хочет, чтобы Евангельская весть оказалась истинной. Такое неверие является почти неизлечимым, и здесь не помогают никакие убеждения, никакие доказательства. Если в глубине души человек не хочет принять Христа, то даже если он своими глазами станет свидетелем великого чуда, он все равно не поверит.

Почему же человек не хочет верить, что Евангелие есть истина? Причины разные. Часто потому, что человеку не выгодно, чтобы Бог существовал, так как человек живет скверно и безбожно. Ведь если Евангелие истинно, то придется отвечать перед Богом за свои грехи. А если оно не истинно, то можно и дальше спокойно жить по своей воле. Поэтому подсознательно такой человек очень хочет, чтобы Бога не было, и он начинает убеждать в этом и себя, и других. И тогда даже чудеса оказываются бессильными.

Господь во время земной жизни совершал множество чудес, однако фарисеи и законники так и не поверили в Него, а приняли решение Его убить. Уже после этого решения, в конце Своего земного пути, Христос совершает на их глазах самое великое чудо — воскрешает умершего Лазаря, пролежавшего четыре дня в гробу и разложившегося. Что же, поверили противники Христа? Ничуть не бывало, напротив, они теперь решают убить и Лазаря, чтобы из-за него не уверовали другие люди.

В Евангелии Христос говорит, что Он есть свет и что всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обнаружились дела его. Не желая исполнять волю Божию, фарисеи и законники жили по своей воле и потому упорно не принимали посланников Божиих. Сначала они отвергли проповедь величайшего из пророков — Иоанна Крестителя. Иоанн жил как строгий аскет, и фарисеи объявили его фанатиком и бесноватым. Христос общался с разными людьми, разделял с ними трапезу, присутствовал, например, на свадьбе в Кане Галилейской. И фарисеи обвиняют Его в прямо противоположном: Он много ест, пьет и проводит время с людьми грешными и сомнительными.

Нет ничего нового под солнцем: и в наше время немало людей с тем же мотивом не принимают Христа. Свое неверие эти люди пытаются оправдать или прямым отрицанием Бога, или другими более тонкими способами. Прямой атеизм, возможно, и доживает свой короткий век. Однако если кто-то перестал быть атеистом, то это еще не значит, что он станет церковным человеком. Увы, чаще всего это бывает не так, ибо в человеке продолжает действовать все тот же скрытый мотив: если я живу без Церкви, мне все позволено.

И вот, отказавшись от примитивного атеизма, люди изобретают другие причины, по которым, как им кажется, они не могут жить по-христиански, не могут прийти в Церковь. Если раньше они говорили: мы не верим в Бога и потому в Церковь не ходим, то теперь они говорят, что верят в Бога в душе, а вот попам не верят и потому в Церковь не ходят. И чтобы оправдать такую свою жизнь, начинают обвинять Церковь в мыслимых и немыслимых грехах и критиковать: почему церковнославянский язык? Почему нельзя сидеть? Почему старый календарь? Почему нужно одевать платки? И многое другое, тому подобное. Они говорят, что пришли бы в Церковь, если бы все это исправить — то есть служить на русском языке, перейти на новый стиль и прочее. Но на деле, конечно, это не так, и даже если сделать все, как они хотят, эти люди в Церковь не придут. Подобно капризным детям из Евангельской притчи, они снова и снова найдут причины, которыми оправдают свое неверие и неприятие Церкви.

Часто неверующие критики укоряют Церковь в вещах противоположных. «Церковь наша консервативная и фанатично строгая, — громко заявляют они, — отвергает любые реформы, в ней длинные службы, строгие посты, трудноисполнимые уставы и правила. То ли дело у протестантов на Западе, — полная свобода, современный стиль, обращенность к обществу». Но вот проходит какое-то время, и те же самые люди начинают ругать Церковь за прямо противоположное — мол, Церковь наша всех распустила, порядка в ней нет, каждый сам себе хозяин, каждый что хочет, то и делает, а посмотрите, как все хорошо у католиков — строгое единоначалие, дисциплина, полный порядок и контроль.

Вера дается от Бога, и без воли Божией никто не может стать верующим церковным человеком. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», — говорит Христос. Но Господь привлекает человека не просто так, а только если видит в нем стремление следовать добру, исполнять Его волю. Поэтому хотя вера и есть дар Божий, но, получит ли человек этот дар или нет, зависит от самого человека — от того, насколько он способен отказаться от своей воли ради исполнения воли Божией. Те люди, которые стараются жить по совести и следовать добру, легко могут прийти к вере и к церковной жизни. Христос есть свет, и в Евангелии сказано, что к этому свету идут поступающие по правде, потому что дела их угодны Богу. Этим людям Сам Господь помогает обрести истину и встать на путь веры.