Мало у кого сейчас есть болящие слуги, но все мы обладаем бессмертными душами, заключенными до поры в смертных телах. По замыслу Бога, телу предписано быть слугой своего господина – души. Но каждый знает, как часто не «господин» - душа, а «слуга» — тело отдает душе приказы.
— Безусловно, существует смысловая связь между читаемыми за этой воскресной литургией отрывками из Евангелия и Посланий апостольских. Сегодняшние евангельское чтение говорит об исцелении слуги сотника, отрывок из Послания к Римлянам, — об избавлении от рабства греху и о «порабощении праведности» (Рим.6.18). Но что же может быть общего между чудесным, но частным, двухтысячелетней давности случаем исцеления слуги римского офицера, и целью, поставленной здесь и сейчас каждому из нас: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6.22)?
Если относиться к Священному Писанию как к памятнику древней письменности, думая: ну, жил в незапамятные времена в тридевятом царстве римский сотник, имел он болящего денщика…, — при таком взгляде трудно соотнести свою собственную жизнь и евангельское повествование. Но если верить, что Христос обращается к людям всех времен и народов, что апостол Павел обращается не только к римлянам, чьи кости давно истлели, а к каждому из нас, тогда понятным становится, что в сегодняшнем евангельском чтении речь идет о деле, прямо касающемся каждого.
Да, ни у кого из нас нет болящего слуги, зато все мы обладаем бессмертными душами, заключенными до поры «в глиняных сосудах» (2.Кор.4.7), в немощных и смертных телах, которым после грехопадения праотцев Бог судил быть прахом и в прах возвратиться (Быт.3.19). По премудрому замыслу Творца телу было предписано стать всего лишь слугой богоподобной души, однако произвол Адама, возмечтавшего сделаться, «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3.5), исказил гармонию мироздания, изменив прежде всего отношения между «слугой» и «господином», между телом и душой.
Каждый из нас по собственному печальному опыту знает, что слишком часто в нашей жизни «денщик» помыкает своим «командиром», и, подчинив бессмертную душу тленной плоти, все силы души полагает ей на служение. Каждому из нас не понаслышке ведомо, сколь трудно следовать простому, казалось бы, предписанию апостола Павла: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13.14).
Не римскому сотнику, а нам, тем, которые вроде бы «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3.27), доподлинно известно, как мучительнотрудно изменить греховную дисгармонию, воцарившуюся в нашем падшем существе, и сподвигнуть, наконец, лежащую в расслаблении плоть служить своей вечной госпоже – душе.
Не римский сотник, а мы, вслед за апостолом Павлом молитвенно взывающие к своему Господу: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7.24), – это мы сами готовы остановить Спасителя, идущего к нам в дом, потому что страшно и представить себе, какой суд ждет каждого из нас, когда пред Христом предстанут все беззакония наши, когда откроются Ему все наши грехи! Воистину «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8.12)! Вот почему так уместно звучали сегодня за богослужением слова апостола, обращенные не только к его римским современникам, но и к нам с вами: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим.6.19).
Поэтому не римский сотник, а каждый из нас просит сегодня нашего Спасителя: «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8.8).
Римлянам, гл. 6, ст. 18-33
«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Евангелие от Матфея, 8:5-13:
«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Чтение Евангелия как Таинство Святоотеческая традиция знает несколько способов прочтения евангельского текста: буквальный, аллегорический и духовный. Иногда эти способы становились предметом дискуссии даже у святых отцов: например, между последователями буквального и аллегорического способов толкования. Могут ли быть между этими способами противоречия или они все, как три ступени, ведут к постижению Евангелия? Объясняет протоиерей Георгий КЛИМОВ, преподаватель кафедры библеистики МДАиС.
Воскресное Евангелие: как можно любить своего врага? "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", -- эти слова Христа Спасителя звучали в евангельском чтении на воскресной литургии 13 октября. Практическому способу, как полюбить своих врагов, учит священник Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме. Завтра в нем будет престольный праздник.
Зачем Бог допустил избиение вифлеемских младенцев? Почему пришествие Христа в мир ознаменовалось убиением стольких невинных детей? Разве это человечно? История Рождества отдалена от нас во времени, поэтому я не могу достаточно эмоционально переживать эту трагедию. Но мне кажется, если бы я стала живым свидетелем такого зверства, тем более если бы пришлось принести в жертву собственного ребенка, я бы никогда не признала такого жестокого Бога. Татьяна
Евангелие не про нас? Каждый христианин призван стать святым, но у нас как-то не получается, а еще точнее – нам всё недосуг. Почему наше христианство в лучшем случае лишь попытка жить по Евангелию, а чаще всего – просто мечта или разговор о христианстве, рассуждает Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Чтение Евангелия: Настигнуты ли мы радостью? Евангелие в переводе с греческого — радостная весть. Приносит ли нам Евангелие радость? Или другие чувства? Как, когда, зачем мы его читаем? И меняет ли это нашу жизнь?
Евангелие надо читать по вертикали и по горизонтали «Я хорошо помню, как сам, еще будучи старшеклассником в конце 70-х, впервые взял в руки Евангелие. Открыл и стал читать с первой главы Евангелия от Матфея, где дана родословная Христа с длинным списком сложновыговариваемых еврейских имен. Я был в шоке. Как это можно читать, и какое все это имеет отношение ко мне? Мое читательское восприятие, сформированное в первую очередь образцами русской классики, «не работало» при чтении Священного Писания». О том, почему Евангелие – это гипертекст, — протоиерей Леонид ГРИЛИХЕС, зав. кафедрой библеистики МДАиС.
Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия Зачем читать Евангелие с малознакомыми людьми, которые часто знают не больше моего и не могут поделиться ценной интерпретацией трудного отрывка? Отвечает протоиерей Геннадий ФАСТ, настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены
Евангельские группы: разум и чувства Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала в некоторых из групп совместного чтения Евангелия и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее изучать Евангелие в группе, и зачем это нужно?
Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин ПОЛЬСКОВ
Единственная неудача апостола Павла В контексте скандалов, неожиданно свалившихся на Церковь, и споров вокруг «немиссионерского» поведения некоторых защитников Церкви, «Нескучный сад» задался вопросом: как выглядела церковная миссия во времена апостолов? Всегда ли она была успешна? Ответить на эти вопросы постарался магистр богословия и доцент кафедры библеистики ПСТГУ Антон НЕБОЛЬСИН.
Богослужение: допустимо ли читать Евангелие по-русски? Можно ли за богослужением читать Евангелие на русском языке, рассуждают член Синодальной богослужебной комиссии игумен Андроник (Трубачев) и священник-миссионер Димитрий Карпенко.
Иоанн Креститель: человек, который крестил Христа Почему Иоанна Крестителя мы называем предтечей? К какому покаянию он призывал древних евреев и что его слова значат для нас? Об этом рассуждает бывший школьный учитель, а с начала девяностых клирик Московской (областной) епархии протоиерей Игорь Гагарин.
Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни 7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий
Заповеди блаженства: ступени в Царство Небесное Когда спрашиваешь о заповедях, обычно все вспоминают «не убий», «не укради», то есть ветхозаветные заповеди. А ведь мы должны переосмыслить их совершенно в другом свете. Для этого нам были даны заповеди блаженства, без которых нельзя узнать Христа. Рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН
Коллективный разум: как изучают Писание в библейских группах? Для чего существуют евангельские кружки? Корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА побывала на некоторых и них и с удивлением обнаружила, что они могут строиться на совершенно разных принципах. Так как правильнее совместно изучать Евангелие и зачем это нужно вообще?
Честертон, который был Человеком Папа римский Франциск благословил рассмотреть вопрос признании блаженным автора детективов об отце Брауне -- Гилберта Кита Честертона. Рассказываем о писателе, который смог сделать веру во Христа привлекательной для многих людей во всем мире, не только для католиков, но и для многих православных.
Чтение на Великий пост: Евангелие как аудиокнига Десять лет назад среди аудиокниг появился Новый Завет на русском. Диск оказался востребованным, многие по-новому открыли для себя давно знакомый текст Евангелия. Настоятель храма Флора и Лавра в селе Ям игумен Валерий (ЛАРИЧЕВ), чей голос звучит в записи – рассказал «НС» об особенностях восприятия Писания на слух, поисках веры и причине успеха звуковых книг
Что есть Новый Завет? Почему мы называем Евангелие Новым Заветом? Завет - значит договор, соглашение Бога и людей. В чем новизна отношений людей с Богом после смерти и воскресения Христа? И чего требует это новое соглашение с Богом от современного христианина? Объясняет библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
Возьми крест свой Редко бывает так, чтобы сразу три евангелиста привели какое-то изречение Христа почти одинаково. Но именно так обстоит дело со словами «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). Библеист Андрей ДЕСНИЦКИЙ — о том, что значили эти слова для учеников Христа и что они значат для нас
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.