Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»?

6 (65)'2011 Жизнь в Церкви  29.06.11 11:51 Версия для печати. Вернуться к сайту

На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир

Отвечает Михаил СЕЛЕЗНЕВ, доцент Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия:

— Уважаемый Владимир! В Ветхом Завете деяния Бога часто описываются антропоморфными метафорами: Он обнажает меч, сжигает колесницы, пронзает врагов стрелами, поражает рукою Своею... Бог предстает перед нами в образе могучего и сильного воина, который в праведном гневе карает врагов и грешников. Эти образы нельзя понимать буквально. Например, когда написано «зубы грешников сокрушил еси», это не значит, что у грешников выпали зубы, а из слов «послал в почки мои стрелы из колчана Своего» (Иер. 3: 13) не следует, что у пророка Иеремии что-то случилось с почками. Это художественный образ, его цель — наглядно, ощутимо выразить силу, гнев, кару, боль. Метафора жестокая, но странно ждать от текстов, написанных за несколько веков до Рождества Христова, соответствия этике Нагорной проповеди.

Святой Афанасий Великий пишет в «Толкованиях на Псалмы»: «Зубами же грешников Псалмопевец называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо явлена суть дела плотская, говорит божественный Апостол (Гал. 5: 19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются». Насколько мне известно, никто из отцов не соотносит эти слова с зубной болью, выпадением зубов и вообще с человеческими зубами в прямом смысле слова.