Желание человека защитить результаты собственной умственной деятельности начинается на уровне инстинктов. За примерами далеко идти не надо: школа, университет. Всем знакомы два подозрительных чувства: обида на идущего с тобой одним путем сокурсника, который просит списать, а отказать некрасиво; и напряжение в скулах, порожденное мыслью о наглом копировании уникальных результатов кропотливого ночного исписывания бумаги. Как ни странно, ключевым объектом этой метафоры является именно бумага -- с нее, терпеливой, все и началось.
Вначале был печатный станок
С изобретением Гутенбергом печатной машины появилась возможность гораздо быстрее и дешевле копировать тексты, в результате чего рынок быстро наполнился новым для того времени продуктом -- печатными книгами. К концу XV века в Европе насчитывалось около девяти миллионов книг. Регулированием прав на издательскую деятельность занялась верховная исполнительная власть, что не могло не привести к появлению привилегий некоторых издателей. Так, в 1557 году английская королева Мария I предоставила Лондонской гильдии книготорговцев и издателей монопольное право на издание книг. Тем не менее существует версия, согласно которой регулирование издательского права было вынужденной мерой в борьбе с мятежной и еретической литературой, захлестнувшей Европу Нового времени. Подтверждением тому служит Акт о печати, принятый Карлом II в 1662 году. То есть экономическая монополия на книгоиздательство служила не только самой себе, но и государству в сфере цензуры: книги, изданные вне гильдии, сжигались, авторов приговаривали к тюремному заключению, а в мир легкой походкой вошел копирайт, что в буквальном переводе с английского означает «право на копирование». Его главной задачей тогда было регулирование взаимоотношений между издателями, правда лишь внутри гильдии.
В 1694 году под давлением предпринимателей, недовольных монополией на книжном рынке, гильдия была лишена своих монопольных прав. Количество независимых издателей резко возросло, что привело к трениям и конкуренции между ними. Возможно, сложившееся на тот момент положение вещей таким бы и осталось, не случись в 1707 году никак на первый взгляд не связанное с вопросами копирайта событие. В результате союза Шотландии и Англии образовалось Королевство Великобритания. Это немедленно привело к конфликту между английскими и шотландскими обладателями исключительных прав на копирование. Сам вопрос, естественно, решался в пользу английских книгопечатников, так как большинство пунктов союзного договора играли на руку англичанам. Шотландские типографы вынуждены были начать бороться за свои права, добиваться урегулирования ситуации с учетом своих интересов. Помогло и крайне отрицательно настроенное к монополиям общественное мнение. А то шотландцы могли бы стать и первыми в истории пиратами копирайта. В итоге в 1710 году вопрос был решен путем законодательной инициативы: вступил в силу первый закон о копирайте -- Статут королевы Анны. Интересно, что практически вся установленная в начале XVIII века система копирайта просуществовала в Англии и США вплоть до 1976 года.
Вот основные положения статута:
-- Исключительным правом на текст обладает автор.
-- Он может продать свое право издателю на 14 лет, по истечении которых может оформить и продать права еще на 14 лет, иначе произведение становится общественным достоянием.
-- Перед публикацией произведение нужно зарегистрировать в специальном списке.
-- Все произведения, опубликованные до 1710 года, получали одноразовый 21-летний срок копирайта.
-- Вводилось требование о передаче на хранение в фонды библиотек Королевства девяти экземпляров произведения.
-- Любой подозревающий издателя конкретного произведения в злоупотреблении своим исключительным правом мог обратиться в суд.
Очевидно, подразумевалось, что большинство публикуемых текстов либо вовсе не нуждаются в охране, либо их коммерческая ценность утрачивается раньше окончания первого срока передачи исключительного права. Подтверждением этому служит статистика, по которой в начале XIX века в США регистрировалось около 5 процентов публикуемых произведений, а количество продленных издателями прав вообще стремилось к нулю. Тем не менее тогда, в 1710 году, принятый закон вызвал бурю негодования со стороны издателей-правообладателей -- передавать право автор должен пожизненно, требовали они.
Вскоре подобные статуту законы приняли и в других странах. В 1790 году в США, а в 1791 году во Франции авторское право получило официальный юридический статус. Надо заметить, что французское законодательство в большей степени заботилось о неимущественных правах авторов, таких, как честь и достоинство, в отличие от английского, в котором приоритет отдавался праву на копирование.
В России первый закон о копирайте появился в 1826 году, когда министр народного просвещения Александр Семенович Шишков инициировал издание охранительного цензурного устава, в который была включена глава «О сочинителях и издателях книг». Суть устава больше сводилась не к правам, а к обязанностям авторов и издателей, а содержание его было перегружено не относящимися к цензуре подробностями. Устав был принят с вполне ясной целью -- прекратить распространение либеральных и революционных идей. У современников он получил прозвище «чугунный». Лишь в 1877 году авторское право было изъято из Цензурного устава и перешло в Свод законов Российской империи. В итоге же законодательная база России, пройдя Октябрьскую революцию и период СССР, существенно приблизилась к западным стандартам. Но факт остается фактом -- опять не обошлось без цензуры.
Апогеем многолетних международных проработок и согласований в области защиты авторских прав стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, принятая в 1886 году по инициативе Международной литературной и художественной ассоциации, основанной Виктором Гюго в 1866 году. В настоящее время к конвенции присоединилось большинство стран, а сама она является международным стандартом, основой судебных разбирательств между автором и издателем. Текст конвенции неоднократно пересматривался и дополнялся. Уже к началу прошлого столетия действие копирайта распространилось на нотные записи, фотографии, музыкальные произведения, кинофильмы, а ныне там и программное обеспечение, расцветки, формы обтекателя автомобиля, химический состав напитка и даже… фразы. Анонсер боксерских поединков с американского коммерческого телеканала HBO Майкл Баффер умудрился защитить свою коронную фразу «Приготовимся к драке». И не только саму фразу, но ее интонацию и модуляцию. Баффер показал всем, как из ничего можно сделать высокодоходный бренд. Его фраза тиражируется на футболках, его зовут на мероприятия выкрикивать раскатистое «Приготовимся к драке», а за использование этой фразы ее собственнику платят десятки тысяч долларов в год.
Каков же вывод? Несмотря на все сопутствующие копирайту отрицательные нюансы, наличие копирайта удовлетворяло всех. Авторы получали защиту своих прав и возможность иметь доход от своих произведений, что, в свою очередь, вело к росту количества работ. Неумение продать себя грамотно приравнивалось к глупости. Издатели превосходно научились извлекать из копирайта экономическую прибыль. Потребители же получали столь необходимую им информацию.
Большие перемены
С развитием средств связи и коммуникаций ситуация в корне изменилась. Авторские произведения обрели новую форму -- цифровую. По всем законам рыночной экономики традиционные издатели должны были исчезнуть, ведь затраты на производство копий и затраты на обслуживание потребителей авторских произведений резко снизились. Но копирайт, модель авторского права, основанного на преобладании издателя, никто не отменял. Более того, резко увеличилось количество авторских произведений, качество контента стало разнообразным, а автором теперь может стать каждый. И во всей этой уже исторической обстановке возник кризис копирайта. Юридическая практика в области защиты авторского права наполнилась коллизиями и парадоксами, а мир поделился на два лагеря.
Позиция одних заключается в необходимости тотального пересмотра законодательства в области охраны авторского права. Другие уверены в том, что нынешняя модель защиты должна и может работать без коренных изменений.
Летом 1997 года в британском хит-параде стартовал со второй строки сингл Bittersweet Symphony группы The Verve. Мелодия была оснащена семплом (коротким фрагментом) из симфонической версии композиции The Last Time группы Rolling Stones. Компания ABKCO Music, контролирующая каталог Rolling Stones, в судебном порядке добилась исключительного права на публикацию песни Bittersweet Symphony. Музыкантам эта песня не принесла ни пенса, но интерес к ним несказанно вырос. Но самое важное обстоятельство в этой истории другое: продажа воплощенных в произведения идей -- не единственный способ получать выгоду от творчества. Примером могут послужить живые выступления авторов.
Копирайт добрался и до живых выступлений. Есть два абсурдных на первый взгляд примера. В июне 2009 года Кировский районный суд Ростова-на-Дону вынес решение, которым обязал организатора концерта выплатить компенсацию группе Deep Purple, исполнявшей на этом концерте свои же песни. Вся суть в том, что копирайт различает такие понятия, как «исполнение» и «публичное исполнение». Организатор выступает в роли публичного исполнителя, а исполняют песни -- музыканты. А легитимного договора организаторы концерта с группой Deep Purple не заключили, за что и были наказаны. И никакого вам здравого смысла. В марте 2010 года организаторам концерта хора ветеранов в Самаре были предъявлены претензии за публичное исполнение авторских песен. Конкретно: «Лен мой, лен», «Смуглянка» и «От героев былых времен». Когда ветераны пришли за разъяснениями в Российское авторское общество, то получили обескураживший их ответ: «Прежде чем выходить на сцену, надо на нее попроситься». И желательно -- у этого самого общества. Вот и остается лишь петь шепотом да слушать радио в одиночку.
Свободный обмен
Но вернемся к цифровому контенту. Очень важно понимать, что суть охраны авторских прав в этой среде сводится к контролю над актами перепроизводства оцифрованных авторских произведений и их дистрибуции. Копирование файла, содержащего оцифрованный объект авторского права, и есть акт такого перепроизводства, который выводит размножение информации из-под контроля правообладателя, а интернет играет роль основного канала дистрибуции как «территория свободы». Производителем же контента и его дистрибьютором может стать каждый. Достаточно вспомнить, как люди менялись видеокассетами, картриджами для игровых приставок, переписывали аудиокассеты.
Сегодня эти процессы происходят на планетарном уровне, просто методы стали иными, а контент -- более разнообразным. Для потребителей информации ничего, по сути, не изменилось, за исключением, возможно, ценности информации: ее много, очень много. Зато в экономике появилось новое понятие: «недополученная прибыль» или «упущенная выгода». Интересно, что оценка этой самой прибыли ведется весьма умозрительными методами.
Самая большая головная боль музыкальных лейблов, книжных издательств, софтверных корпораций и киностудий -- свободный обмен файлами. Количество возбужденных судебных производств зашкаливает, а пиринговые сети (торренты) продолжают расти.
В 1984 году компания Sony отстояла в суде право на производство бытовых видеомагнитофонов с функцией записи. Истец -- голливудская киноиндустрия мотивировала претензии тем, что такая возможность уничтожит киноиндустрию. Получается презумпция виновности: купил видеомагнитофон -- можешь нарушить авторские права, но отвечать за это должен производитель записывающей техники. Подобная история повторилась в России. 14 октября 2010 года премьер-министр В. В. Путин подписал постановление об аккредитации Российского союза правообладателей, возглавляемого Никитой Михалковым, на сбор 1 процента со стоимости звукозаписывающей техники и чистых носителей, но на этот раз уже с потребителей информации. Счастье союза длилось недолго -- уже 26 января 2011 года Арбитражный суд города Москвы отменил аккредитацию. Не признал незаконной, а именно отменил. А самое интересное то, что в роли истца выступил конкурент Российского союза правообладателей -- Российское общество по смежным правам. Вы чувствуете, как далеко происходящее от изначальной благородной идеи о защите интеллектуальной собственности?
В феврале 2009 года начался суд над четырьмя основателями самого крупного в то время интернет-каталога файлов. Все обвиняемые были признаны виновными в содействии распространению контента, являющегося объектом авторского права, получили по одному году тюремного заключения и штрафы на общую сумму около трех миллионов долларов. Провайдера обязали прекратить предоставление услуг связи и коммуникаций каталогу. Также незаконной была признана используемая порталом технология BitTorrent (специальный сетевой протокол для обмена файлами через интернет). Таким образом, несмотря на то, что создатели торрент-сетей лишь создают условия для обмена файлами, правообладатели склонны называть их соучастниками преступлений в области авторского права, полностью осознающими всю опасность своих действий, а точнее -- бездействий. Следует сказать, что законодательства многих стран уже содержат статьи, предусматривающие гражданско-правовую и даже уголовную ответственность за нарушение авторских прав в пиринговых сетях. Все эти законы лоббировались и будут лоббироваться правообладателями. Фактически сложилась ситуация, при которой автор, поделившийся через интернет собственным произведением, легко может оказаться нарушителем авторских прав. Просто потому, что борцам за чистоту, как и всем, нужны деньги. К тому же закрытие торрент-сетей может существенно повлиять на развитие субкультур. Например, единственным каналом распространения артхауса остается интернет, а конкретно -- социальные и пиринговые сети.
Профессор юридического факультета Стэндфордского университета Лоуренс Лессиг подсчитал, что за вторую половину XX века Конгресс США продлевал сроки действия копирайта 11 раз. В последний раз формула приняла следующий вид, какой имеет и в России: авторские права сохраняются до конца жизни автора плюс 70 лет. Это значит только одно: огромные массивы информации еще долго будут не доступны обществу. Лессиг считает, что стремление максимально долго сохранять контроль над правом вполне объяснимо, но от этого страдает все человечество, а тотальный контроль над культурой благом быть никак не может. Защита и восстановление общего культурного достояния -- главная мысль Лоуренса.
Остается констатировать: законодательство в сфере охраны авторского права требует пересмотра с учетом реалий. Цифровые технологии требуют иных свобод. Ситуация, когда практически каждый пользователь интернета -- преступник, неприемлема. Либеральное поведение политиков, при котором законодательство о копирайте все более ужесточается, кощунственно. Если так и будет продолжаться, то рано или поздно культура потеряет смысл, ибо существовать без адвокатов не сможет. Слава Богу, пока что нельзя окружить авторским правом использование той или иной идеи, а то давно бы появился копирайт на копирайт.
Знаете ли вы Москву?
Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва?
Ученье — свет
Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя?
Крещение Руси
День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое.
Счастливые годы последней императорской семьи
Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России?
Русские святые
Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины
Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей
Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии.
400-летие дома Романовых: памятные места
Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых.
Династия Романовых и благотворительность
В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия.
Пасха
Зачем идет крестный ход знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»?
Великий пост
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение.
СретениеРождественская викторина
Читайте также:
Бог и вегетарианство Нередко современные люди в контексте бесед о посте спрашивают: как относится церковная традиция к поеданию животных и к вегетарианству? Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края
"Столпники" Феофана Грека: от земли к свету Охра и белила, земля и свет -- при помощи всего двух цветов изобразил аскетов столпников Феофан Грек. Накануне 14 сентября, дня памяти прп. Симеона Столпника, о фресках новгородского храма Преображения Господня на Ильине Улице рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА
Выложен PDF майского номера журнала Для тех кто не смог или не успел купить бумажную версию нашего журнала, в свободный доступ мы выкладываем его PDF версию. Итак, перед вами майский номер "Нескучного сада". Тема номера - Христианство и социализм
В «Дербеневке» учат делать писанки Художница из Киева показала, как правильно расписать писанки, традиционные пасхальные яйца Украины. Мастер-класс проходил в фольклорно-этнографическом центре «Дербеневка»
Ведь были ж схватки боевые: Бородинская панорама К юбилею победы в Отечественной войне 1812 года в Москве отреставрировали полотно Франца Рубо «Бородинская битва», подготовили экспозицию «Честь Бородинского дня» и интерактивные программы, воссоздали обстановку и атмосферу совета в Филях
Как молятся копты? 6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.
Есть ли жизнь в библиотеках Общедоступные музеи, библиотеки, бесплатное высшее образование — все эти институты сейчас зачастую воспринимаются как пережитки социалистического прошлого. Способна ли сохраниться общедоступная бесплатная библиотека или вынуждена будет уйти в небытие, стоит ее реформировать или музеефицировать?
Прот. Владислав Свешников: частные проявления кощунства связаны с образом жизни всего общества Недавно все православное общество было потрясено кощунственной акцией в храме Христа Спасителя. Мы спросили у настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках, автора книги «Очерки христианской этики» доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова, что такое кощунство с его точки зрения
Кощунство в светском государстве? Кощунство – пакость. Но чтобы его победить, важно вывести эту борьбу из парадигмы «РПЦ против свободных художников» – она выгодна только самим кощунникам, - считает публицист Андрей ДЕСНИЦКИЙ
«Дирижер» и митрополит: Павел Лунгин расскажет о своем новом фильме Режиссер Павел Лунгин снял остросюжетный фильм о приключениях классического оркестра в Израиле. В фильме звучит музыка главы Синодального отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева).
Музей забытого вкуса В подмосковной Коломне есть музей, экспонаты которого нужно пробовать на вкус — это музей коломенской пастилы. Он состоит всего из одной комнаты во флигеле купеческого дома, где гостей усаживают за столы, сервированные к чаю, рассказывают байки о провинциальном быте Коломенского посада середины XIX века и потчуют пастилой, собственного производства
Профессор Дитер Хаттруп представил москвичам «нового Дарвина» 31 января в Центральном доме журналиста была прочитана лекция «Дарвин как отец Церкви». Своим взглядом на соотношение современной естественной науки и христианского мировоззрения поделился доктор богословия, доктор физико-математических наук, профессор Фрибургского Университета (Швейцария), профессор Падерборнского Университета (Германия) католический священник Дитер Хаттруп
Человек со скотного двора Одна из самых ярких книг минувшего года — «Мясо» американского писателя Джонатана Сафрана Фоера. Эта книга может превратить вас в убежденного вегетарианца, но не только потому, что покупать говядину, свинину и курятину — значит соучаствовать в чудовищных жестокостях производителей, а в результате совмещения в книге чрезвычайно подробного осмысления «индустрии смерти» с глубоким погружением в природу человека
Страшный суд: композиция иконы 10 марта будет отмечаться третья подготовительная к Великому посту неделя – о Страшном Суде. Обычно Страшный суд изображается на западной стене храма, но знаем ли мы, что есть что на этой сложной фреске? Престол уготованный, огненная река, лоно Авраамово, милостивый блудник, море и земля отдают мертвецов... Что значат все эти образы?
Боже, помилуй полярников Арктические холода не помешали мужественному корреспонденту «НС» не только побывать на книжном фестивале «Чувство снега», но и написать замерзающими чернилами о полярниках, Шпицбергене, музыке и немного о книгах
Барокко из Туринска Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название — «сибирское барокко». Однако название это очень условно — слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»
Почему у новых храмов архаичная архитектура? Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры
Актуальные пророчества из древнего Израиля Пророчества Амоса, древнеизраильского пророка и автора одноименной книги, входящей в канон Ветхого Завета, актуальны и сегодня – убежден автор ее историко-филологического комментария, православный библеист из Лиссабона игумен Арсений (Соколов)
Церковь выскажется о соотношении науки и веры Межсоборное присутствие разрабатывает концептуальный документ, который опишет взаимоотношения науки и религии с точки зрения Православной Церкви – об этом рассказал протоиерей Владимир Шмалий. Новый документ не будет апологетической декларацией, утверждает он.
Философы науки предложили Церкви объединиться Сразу пять докторов философских наук собрались на круглый стол «Соотношение науки и веры», который прошел в Институте философии РАН 25 января. Д-р Григорий Гутнер призвал Церковь защищать науку, а д-р Владимир Порус – вместе спасать человеческий вид
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.