На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Общество №5 (22)'2006

Успеть до выпуска
Минские семинаристы гуляют с детьми по лесу, жгут костры, жарят сосиски. Они заваливают своих ребят подарками. А в храм берут только желающих и только на полчаса


Версия для печати
07.11.06, 20:09

Будущий священник Сергей ТИМОШЕНКОВ считает, что главное -- подружиться с детьми. После девятого класса их выпускают в мир, а это обрыв связи. Нужно успеть.


В Минской духовной семинарии



В 2004 году митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ благословил создание Молодежного братства при Минских духовных школах в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Работой братства руководит выпускник минской семинарии Сергей Тимошенков (на фото)


Вместо пап и мам -- крестные


Самые первые подопечные братства после крещения

Когда я учился на первом курсе, к нам в монастырь (Минская Духовная семинария располагается при Свято-Успенском Жировицком монастыре. -- Ред. ) приехала группа воспитанников клецкого детского дома. Водил их с экскурсией по монастырю мой друг Игорь Чечукович. Я нес послушание старшего звонаря и в тот момент оказался свободен. Решил помочь другу -- предложил сводить детей на колокольню. Провели мы с ними весь день. Вскоре приехала другая группа из этого же детдома, и постепенно в монастыре побывали все его воспитанники. А мы с Игорем неожиданно для себя поняли, что не можем жить без этих детей. Решили ехать к ним. Многие семинаристы помогли деньгами -- мы напекли сладостей, купили подарки. До детского дома от остановки около часа идти через поле. Мы первый раз поехали зимой -- снега по колено, а мы нагружены подарками! Как же нас встретили дети!
Для них любая новая встреча -- радость. А директор сначала не хотел, чтобы мы туда приезжали. Тогда там (да и в других белорусских детдомах) активно работали протестанты. Кроме них мало кто серьезно помогал детдому материально. А они как работают? Помогают отстраивать здание, достают что-нибудь необходимое и параллельно беседуют с детьми, прививая свое мировоззрение. Понятно, что, если бы они нас увидели, могли бы сократить или прекратить помощь. (Сегодня, к счастью, они уже не так активны -- над каждым детским домом шефствует какая-нибудь государственная организация.) Как рассказывали воспитатели, детишки «всем миром» пошли к директору и отстояли наше право приезжать к ним.
Директора через три месяца перевели на новое место работы. И мы стали ездить в детдом каждые выходные. Чтобы отпроситься у своего начальства, старались быстрее и лучше выполнить свои послушания (Игорь работал в кастелянской, я в столярке). Денег специально на проезд нам первый год не давали, но семинарской стипендии как раз хватало, чтобы вдвоем два-три раза в месяц съездить туда и обратно и перекусить в дороге. А на подарки ребята с курса давали деньги. Некоторые приятно открывались с лучшей стороны: студент, которого до этого считали черствым, отдавал всю стипендию. Вскоре к нам присоединился Сергей Шиканов (сейчас он уже диакон). Он прекрасно пел и играл на гитаре, и дети его сразу полюбили.
Всего в детском доме около ста детей с первого класса по одиннадцатый, но больше всего среднего возраста -- с пятого по девятый. Через некоторое время у каждого из нас было по несколько крестников. Многие из детдомовских ребят не понимали разницы между родными родителями и крестными. Они истосковались по человеку, которого могли бы назвать папой или мамой. Дети помладше называли так воспитателей, а ребята постарше понимали, что это не мама и не папа. А тут по закону -- крестный папа. Нас завалили письмами. Иногда в неделю несколько десятков писем приходило. Сначала особенно привязались девчата, потом и мальчишки. Отвечать им очень сложно. Если общими фразами -- обидятся, они же наверняка сверяют друг у друга, что кому пишут. Чтобы всем ответить от души, ночами сидели над письмами, друзей просили подсказать.
Некоторые из этих друзей стали присоединяться к нашим поездкам, вслед за ними -- семинаристы с младших курсов. Мы понимали, что самим не справиться, но в основном принимали в группу знакомых ребят (только двое пришли со стороны). Потом к нам присоединилось и несколько студенток регентского училища при нашей семинарии. Они, как когда-то и мы с Игорем, не планировали заниматься детьми. Но однажды летом мы привезли группу детишек к себе в семинарию, несколько детей попросили их окрестить. В том числе и девочки, а им же больше нужны восприемницы. Мы побежали в регентское училище. Там большинство девушек уже разъехались на каникулы, но те, кого мы поймали, согласились быть крестными. Потом эти студентки стали незаменимыми членами нашего братства, а одна из них -- Ирина -- к тому же и моей женой.


Слева от священника - девушка 16 лет, она долго не решалась креститься, но, приняв решение, настояла совершать таинство в ноябре около святого источника. Температура воздуха была ниже 8 градусов, но она не заболела

Пословице вопреки
Как работаем с детьми? Когда они приезжают к нам, проводим экскурсию и ходим на службу. Но не на всю. На всенощной, например, бываем от полиелея по «Честнейшую херувим…». Предварительно объясняем им, как вести себя в храме, как креститься, но и следим, чтобы кто-то из ревностных не по разуму прихожанок не цыкал на них. Потом у нас вечер знакомств -- почти в каждой группе бывают ребята, приехавшие впервые. Пьем чай, беседуем, поем песни -- не духовные (часто дети на них поначалу реагируют отрицательно), а обычные детские. Всем известна пословица «Делу -- время, потехе -- час». Мы работаем с детьми по противоположному принципу: потехе -- время, делу -- час. Можем целый день гулять с ними по лесу, жечь костер, жарить сосиски, знакомить с семинарией, но вечером -- часовая или получасовая беседа. При таком ненавязчивом общении они не воспринимают ее как принудительную. А уже когда подружимся с детьми, можем рассчитывать, что они к нам прислушаются. Воспитатели рассказывают, что часто мальчишки после поездок к нам бросают курить (не секрет, что, как ни борются в детдомах с курением, многие все равно курят), перестают ругаться матом.
Для начала детям надо привить элементарные понятия о мужской чести, о девичьей чистоте. Эти мальчишки и девчонки столько пережили, что только от их рассказов волосы дыбом встают. У одной девочки выбиты зубы, на теле шрам от ножа -- мама полоснула. У других родители избивали за съеденный кусок хлеба, даже заплесневелого. У многих на глазах мама убила папу или папа маму. Одну девочку, которой сейчас 13 лет, насиловали дядя и отчим. Когда мы это узнали, были просто в шоке. Но поняли, что не имеем права расслабляться и предаваться жалости, иначе ничем не поможем. Эти дети взрослее своих сверстников, но такая взрослость тяготит их. Хочется детства. Они очень чутко реагируют на малейшее проявление любви и дружбы. Мне кажется, восьми-девятиклассники в обычных школах вряд ли способны так быстро сдружиться с незнакомым взрослым человеком. А эти дети сразу откликаются. Поэтому очень важно быть искренним.
Несколько раз нам удавалось организовать летний палаточный лагерь. Разбиваем его на неделю недалеко от семинарии. Делим детей на две команды, чтобы у них был соревновательный элемент в уборке территории, приготовлении пищи и т. д. Живем вместе, с желающими ходим на службу. Когда кого-нибудь из нас рукоположат, будем служить для них молебны в лагере.
Возили ребят в культурно-исторические центры страны. Денег у нас мало, ездим на общественном транспорте, для детишек это тоже школа. Они внимательно следят, как мы среагируем на ту или иную трудную ситуацию: пьяный пристал, поезд отменили. Если им нравится наша реакция, стараются и в другом подражать нам. Были в монастырях Полоцка, Минска, Бреста. А в монастырях действует как бы проповедь молчанием.
Приезжая в детский дом, стараемся участвовать в его жизни: помогаем обустроить территорию, входим в жюри детских конкурсов, разбиваем палатки на их территории, играем с ребятами. Пишем сценки, стараясь, чтобы они были простыми и жизненными, а потом ставим их. Такую работу мы в шутку называем выездными гастролями братства. После сценки наши друзья из семинарского хора обязательно дают концерт -- исполняют церковные и народные произведения.


Члены братства напекли куличей детям к Пасхе

За порогом детдома
Однако мы пока не смогли организовать работу с детьми, покинувшими детдомовские стены. Это наша самая большая неудача. После девятого класса большинство детей передают в различные ПТУ. Как ни странно, их стараются направить в их родные места -- там, видите ли, жилье есть. Жилье-то есть, а обстановка… Вечно пьяные родители, пьющие друзья. Иногда с болью узнаем, что вчерашние девчонки и мальчишки, с которыми мы дружили и которые нас так любили, опускаются или попадают в тюрьму. Из нашего первого выпуска, самого дорогого и любимого, одну девочку убили, другая оказалась на самом дне общества. Она родила в восьмом классе. Мы как раз только начинали свою работу и уговорили ее не отказываться от ребенка. Много с ней беседовали, она написала письмо маме в тюрьму, преодолев свою ненависть к ней. Но после девятого класса ушла, и мы потеряли связь. Грустно. Необходимо организовать и дальнейшее сопровождение этих детей.

Всегда ли человек должен быть воином?
В городе Слониме директор Кадетского корпуса Виктор Николаевич Пенза старается, чтобы его выпускники были всесторонне развиты, могли постоять за себя и уважали Православие (в Беларуси поработали католические прозелиты, и сегодня многие убеждены, что наша историческая религия -- униатство, хотя исторически это ничем не подтверждено). Жизнь в корпусе организуется по типу дореволюционных. Там проще -- ребята в основном из нормальных семей, их окормляет священник. Но руководство попросило нас провести семинар «Честь и нравственный закон». Обсуждали, всегда ли человек должен быть воином и всегда ли воин должен быть человеком. Семинар получился, и наши студенты участвовали в нем, и кадетам понравилось, с той поры дружим, они приезжают к нам на экскурсии.
В прошлом году мы познакомились с Правомостовской школой-интернатом для детей с трудностями в обучении. Признаться, вначале мы были весьма удивлены: таких «продвинутых» ребят среди наших друзей еще не было. У каждого из них было уж очень непростое детство, в котором почти ничего доброго и светлого. Естественно, они были обозлены и обижены на весь мир, и обида эта достигла такой степени, что с ней нельзя было справиться обычными средствами. Руководство школы привезло к нам мальчишек с надеждой, что, возможно, святость места, где находится братство (Жировицкий монастырь), да и наше общество смогут благотворно повлиять на этих мальчишек. Выложились мы с ними полностью, зато приобрели дополнительный опыт. Теперь с директором этого интерната у нас самые теплые, по-настоящему дружеские отношения.
Наши ребята сейчас помогают реализовывать проект «Страна детства» в детском отделении Минской психиатрической больницы. Авторы этого проекта -- сестры милосердия из сестричества при минском Свято-Елизаветинском монастыре. Там в основном дети не больные, а «поведенческие». Есть такая чрезвычайно странная практика в детдомах: не могут воспитатели справиться с трудным ребенком, не знают, что делать, -- и отправляют его в больницу. А на самом деле дети там смышленые, восприимчивые к доброте. Правда, пока в этом проекте не хватает мужчин -- мы, к сожалению, не можем охватить все.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.