На Главную E-mail
       
 
Нескучный сад 5-6 (88)
 
 
Архив по номерам   Редакция   Контактная информация
   

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Нескучный сад - Журнал о православной жизни
+7 (495) 912-91-19
 
 
 
Разделы сайта
 
Дополнительно:
 Фраза полностью
 Любое из слов
 Во всех полях
 Только в заголовках
 
  Главная тема №5-6(26)'2007

Ускользающий идеал
Желание некоторых людей удалиться из мира и построить в стороне от «столбовой дороги цивилизации» идеальную общину по своим правилам существовало всегда. Есть оно и в наши дни. Что из этого получается?


Версия для печати
19.04.07, 19:31

В общинники -- по объявлению?
Хотите жить среди православных единомышленников, в экологически чистом месте, трудиться в современно оборудованных рыбхозе или на ферме, «косой косить» грибы, воспитывать и обучать детей в духе русской культурной и религиозной традиции? Именно таким видят свое будущее авторы объявления «Приглашаем честных и порядочных людей трудиться в коллективе единомышленников, вести здоровый образ жизни…», опубликованного этой зимой в газете «Возглас». Православное поселение в Тверской области существует пока только на бумаге. По словам одного из энтузиастов этой идеи Михаила оно будет создано в деревне Могутово в 180 км от Твери. Пока никакого производства там нет, но «идут переговоры с предпринимателями по строительству рыбного хозяйства и мясного цеха». Наш собеседник обмолвился, что работает в банке и вместе со своими друзьями-предпринимателями станет первым инвестором проекта. Для всех членов общины будут, по его словам, предусмотрены рабочие места. Сейчас инициативная группа выкупает у деревенских жителей дома. Пока твердо намерены переехать в Могутово из Москвы пять семей пенсионеров. Все они -- православные, у всех есть благословение на создание общины. «Пока мы раз в месяц собираемся на квартире и приводим мысли к общему знаменателю, обсуждая будущее житье-бытье, -- сказал наш собеседник. -- Когда все организационные вопросы будут решены, возьмем благословение и построим в Могутове храм». Что получится в Могутове, пока неизвестно. Но этот путь до могутовцев проходили многие.

Горелецкий эксперимент
В мае 1989 года в заброшенный уголок Костромской области, в почти вымершее село с названием Горелец высадился «десант» из десяти молодых энтузиастов (у трех семей уже были маленькие дети). Их объединила одна идея: жить возле храма, подальше от цивилизации, возрождать российскую деревню, воспитывать и учить детей в духе Православия. Все -- москвичи с высшим образованием. Некоторым из них уже довелось пожить в полевых условиях научных экспедиций, и они были готовы к испытаниям. Горелец как нельзя лучше подходил для добровольных отшельников: из населения -- две бабушки, сторожащие храм, из всех благ цивилизации -- свет, грунтовая дорога в соседнее село и неработающая артезианская скважина. Глушь такая, что даже сегодня нет мобильной связи. Возглавлял группу самый старший по возрасту, тридцатилетний иерей Андрей Воронин -- его рукоположили как раз в Горелецкий храм.
«Мы рассчитывали, что сможем прожить своим трудом, выращивая на огороде овощи и держа скотину (сразу же купили на общину двух коз и корову), -- вспоминает один из участников эксперимента, клирик Костромской епархии иерей Владислав Шулькевич, тогда молодой географ. -- Никакого устава, определяющего жизнь в общине не было, единственным жестким условием для всех был сухой закон».
Однако оказалось, что приусадебным хозяйством в зоне рискованного земледелия заработать на пропитание невозможно. А чтобы создать рентабельное производство, нужны большие инвестиции. «Даже в Европе сельский производитель получает дотации от государства, что говорить о нашей стране с ее климатическими условиями? Основные продукты -- крупы, муку -- нам пришлось покупать в сельпо, что-то привозили из Москвы с оказией наши друзья. Деньги у членов общины были за счет сдачи квартир в Москве и помощи родственников»,-- рассказывает отец Андрей Воронин.
К началу первой зимы из взрослых в Горельце осталось пять человек (в том числе отец Андрей и Владислав Шулькевич с семьями). Остальные, не выдержав трудностей, вернулись в Москву.
Если человек с детства не жил в деревне, то он, скорее всего, уже не сможет привыкнуть к ее укладу -- считает теперь о. Владислав Шулькевич. Многие вещи в психологию сельского жителя закладываются на уровне рефлекса. Например, заготовка дров (начинается за год, иначе не высохнут). Если не распилить их до декабря, не расколоть до марта, они оттают, засохнут и на их колку вместо недели уйдет два месяца. Рутинная для сельчанина работа превратится в трудовой подвиг. И так вся жизнь. Но городской житель к этому не привык, ему и свободное время нужно «для саморазвития». Не думает, что вот уже сенокос, а он еще дрова на зиму не наколол.
В деревне люди живут с оглядкой. Прибил планку криво, надо перебивать: что соседи скажут? Корову продал -- значит ленивый. А городскому все равно: в трусах он на улицу вышел или наличники у него наполовину покрашены. Местные видят это и потешаются. У городских обида: «Мы приехали их спасать, у нас университетское образование, а они над нами смеются!»
Или такой пример. Есть общий огород, обрабатываем по очереди. Но один как надо полет, другой спустя рукава. Или нужно воды к обеду принести (колодец в 500 метрах), но все устали. И приходится постоянно ходить за водой самому ответственному. Начинаются обиды, все это кипит, накапливается, и общинная жизнь разваливается.
Современный житель мегаполиса всегда ставит себя выше социума, уверен о. Владислав. Инстинкт, подсказывающий, что в общине выжить можно только через подчинение себя интересам коллектива, почему-то не срабатывает. «Например, стогуем сено, -- вспоминает батюшка. -- Поставили только полстога, но все устали. Начинается дождь. Стог надо быстро закончить, но никому уже не хочется работать. Тут один говорит: “Полпятого вечера, пора на службу идти, завтра доделаем”. -- “А дождь?” -- “Мало ты на Бога уповаешь, помолимся, и дождь перестанет”, -- и уходит, за ним и остальные». «Нам казалось, что православные договорятся друг с другом быстрее, но нет. Такой сделанной впустую работы было до 70 процентов. А у сельских жителей эти вопросы не возникают: если надо, все вместе вкалывают до упора, по-другому не выживешь. Или нужно беспрекословное подчинение лидеру, которого у нас не было. И получается: ни сена, ни дров, зато бесконечные чаепития и разговоры о спасении России. Что, кстати, тоже очень забавляло окрестных жителей», добавляет о. Владислав.
В итоге те, кто не смог отказаться от лубочных представлений о жизни в деревне, столкнувшись с реальностью, уехали. Другие попытались приспособиться к законам сельской жизни и остались. Починили насос на артезианской скважине, учительствовали в сельской школе, купили пилораму, лес и делали доски, рубили дома. Но когда подсчитали все расходы и доходы, то получилось, что никакой прибыли это не принесло. Работали на выживание, а не на развитие.
В феврале 1991 года Владислав Шулькевич принял сан и уже 16 лет настоятель Троицкого храма в Горельце. Они прожили там с матушкой 15 лет, но сейчас живут в Москве, три раза в месяц о. Владислав приезжает служить в Горелец. А о. Андрея перевели в Нерехту. Чуть позже о. Андрей стал здесь директором Ковалевского детского дома, о котором мы не раз писали. «Лично я никого и никогда не благословлю повторить что-либо подобное, -- говорит он. -- Построить сельскую христианскую общину современным людям, ориентированным на технологии и потребление, невозможно».
«Наш опыт построения православной общины я бы назвал отрицательным, -- согласен о. Владислав Шулькевич. -- Однако он принес некоторые неожиданные плоды». В Горельце по-прежнему работает созданная москвичами школа. Там сейчас живут три семьи, которые приехали в разное время уже после «эксперимента». Они реставрируют храм, сами воспитывают и учат 13 своих детей. Каждое лето и зиму в Горельце проводится детский лагерь, а в августе -- Горелецкая естественнонаучная школа. За несколько лет в целях восстановления лесного покрова зоны Южной тайги, где и расположен и Горелец, ребятами было посажено полторы тысячи дубов. Пять лет в соседней деревне Савино горельчане проводят межрайонные соревнования по лыжам. После этих мероприятий савинские дети стали приходить в Троицкий храм на большие православные праздники.

Отец Ярослав Мудрый и его паства
-- Вот напасть! Да что ты будешь делать! Алмаз, пей, тебе говорят! А ты, Субботка, уже поужинала, хватит, -- Мария Егоровна отталкивает молодую телочку и пытается засунуть в ведро с молоком мордочку теленка. Но Алмаз привык к соске, упрямо выворачивается и, чавкая, обсасывает вымазанные жирным молоком руки скотницы. Воспользовавшись моментом, Субботка с размаху впихивает морду в ведро, но Мария Егоровна успевает увести ее в сторону и снова борется с теленком.
Мария Егоровна с 38-летним сыном Георгием уже год живут в доме, за стенкой которого -- коровник. Они -- члены общины, существующей при Введенском храме в селе Фроловское Калужской области. Мария и Георгий -- из Смоленска, шесть лет прожили при Оптиной пустыни, а потом перебрались во Фроловское. Они ухаживают за стадом, доят коров, бьют масло, изготавливают сметану.
У общины есть трактор, 100 соток земли, сад из 150 деревьев, три здания на территории храма (трапезная, просфорня и богадельня) и несколько домов в селе. Живут здесь 26 человек, 13 из которых -- бабушки в богадельне, а шестеро -- дети. Община состоит из людей, не нашедших пристанища в обычной жизни и приехавших из разных регионов России в расположенную в 11 километрах отсюда Оптину пустынь. Жизнь в общине идет по довольно строгому уставу. Каждый день начинается в восемь утра с общей молитвы в притворе храма и благословения на различные послушания, а заканчивается крестным ходом вокруг храма. Общинники не слушают радио и не смотрят телевизор, а новости узнают, когда сдают на переработку молоко или сметану. Они не получают зарплату, но и не платят за свет и жилье, еду и одежду. Все, что община производит, вместе с пожертвованиями на храм (например, Калужский хлебозавод ежедневно жертвует по 16 буханок белого и черного хлеба) делят между собой.
Что за монастырь в миру? -- удивится читатель. История возникновения общины такова: в 2002 году во Фроловском был восстановлен храм, а при нем построена богадельня для старушек. Из Оптиной стали присылать мирян-работников для ведения хозяйства. Но многие из них оказалась пьяницами. Не каждый батюшка мог с ними совладать. Настоятель Введенского храма и руководитель общины иерей Ярослав Мудрый (свою фамилию батюшка унаследовал от деда, приехавшего с Украины) -- четвертый священник на этом приходе. Но только ему удалось установить в общине дисциплину и завоевать бесспорный авторитет не только у общинников, но и у местных жителей.
Община, по замыслу о. Ярослава, нужна тем, кто хочет в труде и молитве возрождаться сам и возрождать русскую деревню. «Хотелось бы, чтобы ядро общины состояло из семейных мужчин, объединенных Христом, храмом, общим трудом и взаимопомощью»,-- говорит настоятель. Но таких людей пока нет. О. Ярослав спрашивает каждого вновь прибывшего: ваше отношение к спиртному? «Батюшка, я не пью», -- говорили некоторые, а через два месяца так начинали пить, что остановиться не могли. В уставе прихода прописан сухой закон, так что с пьяницами, в конце концов, расстаются. За последние два года так «перемололось и отсеялось» около 15 человек.
Для общинников очень важна совместная и келейная молитва. Без нее не устоять, считает батюшка. Другой «спасательный круг» -- послушание. Заключается оно в уходе за стадом (кроме коров и телят есть еще и козы), возделывании огородов (все овощи свои), заготовке сена, благоустройстве будущей гостиницы для паломников, приготовлении пищи, уходе за престарелыми в богадельне.
Здесь охотно примут и тех, кто может твердо стоять на собственных ногах. Но заранее предупреждают, что на заработок рассчитывать не стоит. Предоставят жилье, питание, поделятся всем, чем пользуется каждый член общины, но предложат и трудиться на общее благо. Причем на каждую работу нужно будет брать благословение священника. «Работать, молиться, в труде и помощи ближним воспитывать в себе любовь, терпение, нестяжание и таким образом спасаться для жизни вечной», -- так настроены члены общины.
Однако большинству людей самостоятельных такая жизнь не по силам. «Жила у нас одна нормальная семья: родители, двое женатых сыновей, -- говорит о. Ярослав. -- Сначала согласились на наши условия, а потом выяснилось, что другой у них принцип: что можно возьму, но жить буду по-своему. Взяли без спроса трактор, а потом объясняют: “Зачем брать благословение, если надо на тракторе сено привезти коровам?” В другой раз попросил трубу в храме сделать, а они: “Сколько вы нам за это заплатите? Раз мы здесь работаем, то нам и платить должны”. В общем, не удержались они у нас». Справедливости ради отметим, что, если семья остро нуждается в деньгах, о. Ярослав благословляет зарабатывать «на стороне».
Есть люди, которые, не будучи «социально неблагополучными», в общине нашли себя, трудятся не покладая рук, молятся, служат ближним. Например, вышеупомянутые Мария Егоровна и Георгий. Или медсестра Ольга, которая не только ухаживает за бабушками в богадельне, но откликается и на вызовы со всей округи. Есть и те, кто помогает общине, но не относит себя к ней. Например, алтарник Анатолий Данилович. Он косит для общины сено, ухаживает за козами. Или Елена, которая приехала сюда с маленьким ребенком из Кемерова и купила в селе дом, помогает в трапезной, ухаживает за старушками. Но все же то, что в общине собрались в основном пенсионеры, одинокие мамы и мужчины с неустроенной судьбой, -- это не случайность, а скорее закономерность.
«Батюшка осуществляет очень важную социальную функцию -- содержит богадельню, помогает в социальной адаптации другим людям. Помоги ему, Господь, в его трудах. Церковь, общество и государство должны помогать таким общинам, -- считает духовник Ивановского Свято-Введенского монастыря иеромонах Макарий (Маркиш). -- Однако рассчитывать на то, что самостоятельные, материально независимые люди перейдут на уровень монашеского нестяжания, отказавшись от зарплаты и собственности, неправильно. Это монах приносит обет нестяжания, безбрачия, послушания. Монашество -- особый статус. Вы можете быть рыболовом-любителем или художником-любителем, но не можете быть монахом-любителем. В раннехристианские времена члены Церкви жертвовали общине все свое состояние. Но сейчас наша социальная жизнь устроена совершенно по другим нормам, и рассчитывать на то, что мы каким-то чудом переключимся на общность имущества, не принимая обеты монашества, нереалистично».

Алексей РЕУТСКИЙ

Версия для печати







Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:
 
Реклама
Изготовление куполов, крестов Сталь с покрытием нитрид титана под золото, медь, синий. От 2000 руб. за м2 www.t2000.ru
Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина


Новости милосердия.ru
 
       
     
 
  Яндекс цитирования



 
Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт журнала «Нескучный сад».
Перепубликация в печатных изданиях возможна только с письменного разрешения редакции.