Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Укрепляя волю, получать радость

№0'0000 Семья и личность  26.06.13 07:46 Версия для печати. Вернуться к сайту

Нет никакой особой «духовной» жизни, не связанной душой и плотью, поэтому волю надо укреплять сразу на всех фронтах, считают наши респонденты — разработчик программного обеспечения Константин Анисимович и иерей Сергий Круглов. Где найти на это силы?

А ну-ка взяли! Плакат И. А. Серебряного, 1944 г.

«НС» продолжает свой опрос ("Как починить волю?" и "Как быть если не холоден и не горяч?"):

Константин Анисимович, директор по исследованию и разработкам компании ABBYY:
— Думаю, что основная причина описанных здесь проблем — мирская суета, которая засасывает нас всех. Именно поэтому святые отцы искали уединения и уходили даже из монастырей. Поэтому, думаю, нужно стараться отрешиться от суеты настолько, насколько это можно, живя в миру. Вот выйду в отставку и уеду в Переславль... Отрывок из биографии св.Григория Богослова: «В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось и Феодор, епископ Тиранский, назначил на Назианзскую кафедру хорепископа Евладия, родственника святителя Григория. После этого назначения Григорий смог удалится на покой в свое фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий, кроме богословских сочинений, пишет свою подробную автобиографию. Он много путешествовал по обителям, жил в Ламисе, Сакнавадаике и Карвалах; лечился теплыми водами в Ксанксариде».

Иерей Сергий Круглов (Минусинск, Красноярский край):
— С некоторых пор слова «духовность», «духовная жизнь» вызывают у меня аллергию. И вот почему: уж слишком часто мы, православные христиане, их употребляем как-то неправильно, в отрыве от всего прочего человеческого состава и всей жизни человека... Нет никакой особой «духовной» жизни, не связанной с плотью или душой. Человек создан цельным и неделимым, и Христос именно пришел исцелить человека, разбитого грехопадением на части, пересотворить его и вновь сделать целым. Деление же на тело-душу-дух, встречаемое у св.отцов. достаточно условно, оно дано ими для того, чтоб нам было проще разобраться в этих вещах. Но всякий анализ без синтеза ведет к энтропии, к хаосу. Вот такой хаос часто царит и в наших воцерковленных и начитанных головах, о таком хаосе и говорится в заданном здесь вопросе.

Как укрепить волю в духовной жизни? А ее не надо стараться укреплять именно в «духовной» жизни. Ее надо укреплять в жизни вообще. Видишь, что алкоголь тебе вредит? Укрепляй волю, не пей лишнюю кружку пива. Видишь, что работа стоит, и ты можешь тем, что не сделал ее в срок, подвести людей? Укрепляй волю. Выключай компьютер с бесконечной лентой фейсбука и бессмысленной полуночной болтовней в чате, и за работу. Знаешь за собой способность опаздывать на встречу? Укрепляй волю, выходи на полчаса раньше обычного. И так далее. Воля у нас одна, и одна и та же воля заставляет человека после трудного рабочего дня идти не с пивом к телевизору, а в спортзал — и становиться на молитву каждое утро. А то как часто мы стараемся подвизаться в молитве-посте-посещении служб-чтении православной литературы, а во всей остальной жизни даже и думаем браться за себя, мол, оно всё «недуховное» и «мешает спасению»...

Поистине, жалкие и смехотворные мы существа! И жизнь то и дело обличает наше жалкое псевдохристианство, наши иллюзии о том, что вот какие мы молитвенники-постники, говоря: ты сначала научись по будильнику вовремя вставать, сначала научись при жене сдерживаться и не материться за рулем, когда тебя кто-то на дороге «подрезал», а потом уж берись за «умное делание». Тем, кто игнорирует обычное человеческое и сразу хватается за «духовное», тому «Добротолюбие» никакой пользы не принесет, а то принесет и вред, помогая сформироваться нашему внутреннему начетчику и фарисею.

Но как все-таки и где найти силы, чтоб укреплять эту самую волю? Надо иметь мотивацию. Цель. Надо получать от того, ради чего укрепляешь волю и тренируешься, удовольствие, я предпочитаю называть это – «радость». Не надо тужиться в молитвенном правиле ради исполнения «долга» — Богу мы этого не должны. Нам ни к чему, борясь со сном, бубнить Ему слова из книги, боясь ошибиться в ударении, Он этот молитвослов и без нас знает наизусть. А нам надо тужиться в молитве, зная, что эта туга – временная, она скоро пройдет, а будет радость, радость быть с Богом и разговаривать с Ним. Радость любить Его, радость исполнять Его заповеди, радость чувствовать Его любовь. Радость и удовольствие — основа наших отношений с Богом и всего, что мы делаем в Церкви. А вовсе не туга, надсада и обязанность, которые тоже нужны бывают в свое время, но конечной целью вечной жизни с Богом никак не являются.