Нескучный сад - Журнал о православной жизни

Воскресный тропарь: тайна Троицы

№0'0000 Жизнь в Церкви  23.02.13 10:15 Версия для печати. Вернуться к сайту

В это воскресенье за богослужением будет петься тропарь 5 гласа «Собезначальное Слово Отцу и Духови». Вероятно, автором этого песнопения, чрезвычайно насыщенного яркими образами и догматическим смыслом был прп. Иоанн Дамаскин. Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.



Тропарь воскресный, глас 5:
Собезначальное Слово Отцу и Духови,
от Девы рождшееся на спасение наше,
воспоим, вернии, и поклонимся;
яко благоволи плотию взыти на Крест,
и смерть претерпети,
и воскресити умершия
славным воскресением Своим.

Греческий оригинал:
Τὸν συνάναρχον Λόγον Πατρὶ καὶ Πνεύματι,
τὸν ἐκ Παρθένου τεχθέντα εἰς σωτηρίαν ἡμῶν,
ἀνυμνήσωμεν πιστοὶ καὶ προσκυνήσωμεν,
ὅτι ηὐδόκησε σαρκί,
ἀνελθεῖν ἐν τῷ σταυρῷ,
καὶ θάνατον ὑπομεῖναι,
καὶ ἐγεῖραι τοὺς τεθνεῶτας,
ἐν τῇ ἐνδόξῳ Ἀναστάσει αὐτοῦ.

Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Слово, безначальное подобно Отцу и Духу,
от Девы родившееся для спасения нашего,
воспоем, верные, и поклонимся Ему,
ибо благоволил Он плотию взойти на Крест,
и смерть претерпеть,
и воскресить умерших
славным воскресением Своим.

Комментирует священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ:
— Воскресный тропарь 5-го гласа, довольно редкого для праздничных тропарей, чрезвычайно насыщен догматически. С первых же слов, в опровержение арианской ереси, утверждается что Бог Сын, Бог Слово не имеет начала во времени – так же, как не имеют начала два других Лица Святой Троицы: Бог Отец и Бог Дух Святой.

Прп. Иоанн Дамаскин (именно он, вероятно, является автором тропаря) пишет в «Точном изложении православной веры»: «…Не было времени, когда Бог был без Слова. Напротив, Бог всегда имеет Слово Свое…»; и далее: «…Нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцом, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцом, после сделался Отцом».

Таким образом, в первой строке тропаря дано учение о Святой Троице и о предвечном бытии Сына Божия.

В следующей строке речь идет о второй важнейшей истине христианской веры — о боговоплощении. Бог Слово, предвечно рожденный от Отца без Матери, родился во времени на земле от Матери без отца. Оставаясь Богом, Он стал человеком, принял на себя наше бренное естество. Сделал Он это по послушанию Отцу и по любви к людям, к миру, имея в виду лишь одну цель: спасение человека от греха и смерти, которые властвовали над нами после грехопадения прародителей в Эдеме. В опровержение ложных учений здесь ясно утверждается девство Богоматери.

Далее Церковь устами гимнографа призывает нас – верующих во Христа, Его учеников – воспеть Спасителя и поклониться Ему, ибо Он благоволил плотью взойти на Крест — т. е. Он сделал это совершенно осознанно и абсолютно добровольно, имея как Бог полную возможность избежать такого конца. Тем самым, в частности, отрицается «спасительная» роль Иуды, как и сказал сам Христос: «Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24).

На Кресте Христос истинно, а не призрачно и иллюзорно (как учили докестисты) претерпел страдания и смерть. Божественное естество не подвержено страданию; однако, поскольку во Христе, как сказано в догматическом определении Халкидонского собора, две природы соединены «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно», то мы не погрешим против истины, если скажем, что на Кресте умер Богочеловек; и более того: на Кресте пострадал и умер Бог.

Но, будучи Богом, Христос преодолел, победил смерть – буквально, как поется в тропаре Пасхи, попрал ее, т. е. наступил на нее ногой, что в иконографии традиционно выражается в попрании воскресшим Спасителем адовых врат. Он воскрес – и с Собой воскресил умерших людей.

Строка тропаря, в которой говорится о воскрешении умерших, может пониматься по-разному. Во-первых, как повествует евангелист Матфей, после смерти Спасителя «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф 27:51–53); во-вторых, мы знаем церковное учение о сошествии Христа душой во ад, откуда Он вывел души прежде умерших людей (вспомним вновь икону Воскресения: Христос держит Адама за руку); в-третьих, речь идет о людях всех эпох, которые, будучи умерщвлены грехом, смертью и воскресением Христовыми обрели спасение и вечную жизнь.